Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
5 апреля 2011

«Жизнь советского обывателя, описанная им самим»

Л.С. Суркова (справа). 2008 г.

В рамках рубрики «Семейные воспоминания» публикуются мемуары Людмилы Сауловны Сурковой (в девичестве Шевелёвой, род. в 1919 г.). Краткую справку об авторе см. ниже.

Автобиография Людмилы Сауловны Сурковой

Родилась 30 января 1919 г. в небольшом местечке Ляды, на границе России и Белоруссии. Зимой 1922 г. после погрома семья переехала в г. Смоленск.
 
Город выглядел очень романтическим, он почти целиком размещался внутри древней зубчатой крепости с множеством башен, бойниц, секретных выходов для обороны, подземных ходов. Квартира нам досталась в бывшем купеческом доме вблизи Никольской башни, на Никольской улице, похожей на сельскую. Жильё было коммунальное, уже заселённое. Нам достались две большие комнаты окнами на север, они были ободраны, разгромлены, дымоходы забиты. Папе первую получку выдали дешёвыми папиросами, хотя он не курил. Мама принесла пропахшую рыбьим жиром ржавую селедку, мы её жарили на «буржуйке» и всю съели – голод не тётка.
 
В 1927 г. я поступила в школу, которая до революции была женской гимназией и которую вспоминаю с благодарностью. От каждого учителя я получила понятия о морали и совести, а знаний гораздо больше, чем от нынешних школ. Ученики тоже были приятными, это были дети интеллигенции – фабрики и заводы строили за крепостной стеной, там учились и дети рабочих.
 
Десять классов я закончила в 1937 году и поступила в московский горный институт. В 1941 году война спутала все карты, институт переехал в Караганду, а я закончила институт механизации сельского хозяйства, два года прожила в эвакуации в Кызылорде, вернулась в Москву, после окончания, с 1946 года, три года отработала по назначению в Топливной инспекции Министерства Сельского хозяйства СССР, изъездила весь союз и познакомилась воочию с показухой , очковтирательством и воровством на всех уровнях, от колхозников до министров.
 
С 1949 г. по семейным обстоятельствам поступила преподавателем в Лесомеханический техникум на ст. Правда, вначале по машиноведению, потом по физике.
 
На пенсию вышла в 1974 г., в г. Хотьково, работала воспитателем в продлёнке, в психбольнице, оператором в газовой котельной – по этим специальностям можно было получать и пенсию, и зарплату. А работая в котельной, я успела выучиться на экскурсовода, на курсах и в институте повышения квалификации, и одновременно окончить Пушкинский институт охраны природы, что дало мне возможность проводить экскурсии и читать лекции по экологии от общества «Знание».
 
Экскурсии я водила в Московской области, Москве и сопровождала в далёкие поездки. Общалась с множеством самых разных людей. В 2009 году по семейным обстоятельствам переехала в Краснодар, где пишу книги «в стол», надеюсь успеть рассказать в них о многом.
 
7 февраля 2011г. Людмила Сауловна Суркова

5 апреля 2011
«Жизнь советского обывателя, описанная им самим»

Похожие материалы

14 мая 2016
14 мая 2016
«Темы для записок в дневник я придумываю сам, а потом показываю маме – ладно или нет, я написал. Иногда она меня хвалит, а иногда говорит, что этого бы не следовало писать и очень удивляется, что Таисия Петровна пишет „хорошо“» (19.09.1922)
26 января 2015
26 января 2015
Советский народ был очень высокодуховным. Это была самая читающая страна и всякое такое. Это нам говорили тогда и говорят до сих пор. Может быть. Одно только странно. Как только наступил капитализм, эта духовность вдруг куда-то делась. Как только, так сразу! Вдруг самая читающая страна бросилась читать дешевые детективы и смотреть пустые сериалы по телевизору. Как такое могло случиться?
4 сентября 2012
4 сентября 2012
Какой советское общество 1920-х гг. видело новую женщину? Безусловно, включённой в захватывающий производственный процесс, вносящей ежедневную лепту в коммунистическое строительство. В то же время уже в конце 1920-х, на рубеже культурных парадигм, обострилась вечная дилемма – женщина принадлежит не только обществу, но и семье...
19 января 2014
19 января 2014

Последние материалы