Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
11 января 2011

Мифы и реальность эпохи в названиях вятских колхозов / Семен Богатырев

г. Киров,
Вятская гуманитарная гимназия, 9 класс
Научный руководитель: Г.А. Кропанева

Я родился в областном центре, и все мое детство прошло в городе. А вот папа вырос в деревне с ласковым, домашним названием «Гаврюшата», что расположена в Лебяжском районе Кировской области (немного похоже на имя Гаврюша или напоминает название детенышей: индюшата). Раньше я любил слушать рассказы бабушки и папы о той, другой, далекой и незнакомой мне жизни.

Отец много говорил о своём детстве, о семье, о деревне. Рассказывал:

«Гаврюшата – деревня, в которой я жил с рождения и до окончания средней школы (до семнадцати лет) (1940-1957 гг.). В ней было примерно тридцать домов. Избы стояли окнами к югу. Если пойти с востока на запад, то улица изломами поворачивала вправо, следуя за изгибами речки Гаврюшатки.

Моя деревня, как и всякая деревня в Лебяжском районе, была довольно бедной – многие крыши были покрыты соломой. Нижние ряды бревен домов были завалены землей для сохранения тепла зимой. Это были «завалинки», на которых сидели крестьяне в редкие минуты отдыха. Мужчины – курили и беседовали, старушки – нянчились с внуками».

Бабушка даже начала писать воспоминания, но закончить их не успела… А рассказы отца я попытался записать.

«Я рано, лет с шести-семи, начал работать вместе со своими сверстниками – попросился сам. А там и пошло – год за годом, девять-десять лет. Не работал только после получения аттестата зрелости – готовился к поступлению в вуз».

Колхоз, в котором папа работал, назывался «Путеводитель». Название показалось мне странным и немного забавным.

О колхозах я знал не очень много. Даже уроки в школе, посвященные изучению этого периода нашей истории, для нас, девятиклассников, еще впереди. Конечно, я видел некоторые старые фильмы, слушал рассказы бабушки, папы. Бабушка (вместе с дедом, которого я знаю только по фотографиям) всю жизнь проработала сельской учительницей в начальной школе, а папе приходилось трудиться в колхозе летом, во время школьных каникул.

Мы с сестрой всегда мечтали о поездке по папиным родным местам. Собрались мы только 30 августа 2003 года. Это был дождливый, ненастный, почти уже осенний день. До Гаврюшат от Кирова примерно 320 километров, несколько часов пути на автомашине. Мы проезжали мимо тех сёл и деревень, где когда-то рос, учился, провел своё детство папа. Но где они сейчас, эти живописные, живые уголки России? Их нет… Остались в памяти только названия: Зайчики, Песемерь, Вараксины… Как и всякие имена, они живут и рассказвают о своих обитателях, пока жив хотя бы один человек, который их помнит.

История страны в именах… Пусть это покажется неожиданным и странным, но меня заинтересовала тема: «О чем могут рассказать имена и названия колхозов Кировской области?».

И я в своей работе попытался показать, как названия вятских колхозов, упоминаемые в кировских архивах, периодических изданиях и статистических отчетах, отражают реальные исторические события. Я сопоставлял информацию, полученную в архивах, с данными исторической и краеведческой литературы, слушал воспоминания о том, как возникали названия и кем они давались[fn]Главным материалом для анализа послужил документ, подготовленный работниками Государственного архива Кировской области в 1971 году и содержащий перечень первых колхозов, которые создавались в Вятской губернии в 1929–1930 годах. Были использованы также материалы районной периодической печати 30-50 годов ХХ века, публикации краеведческих альманахов об истории Лебяжского района Кировской области, воспоминания из семейного архива, интервью. [/fn].

«Многоголосие» имен вятских колхозов

Попробую охарактеризовать принципы, по которым давались названия вятских колхозов в момент их создания в 1929-1930 годах. Для анализа были взяты 1409 названий по 27 районам Кировской области.

Все наименования колхозов четко делятся на 2 большие группы:

  1. Нейтральные в эмоциональном и смысловом отношении названия, которые я назвал «географическими» или «топографическими»: это имена сельхозартелей, образованные от названия села, деревни, сельского совета. Таких названий немало (247 названий из 1409), но в период создания первых колхозов они встречаются гораздо реже, чем иные, «говорящие» имена.
  2. Наименования «говорящие» (политизированные, идеологически выдержанные или образные, условные, символические), за которыми стоит эпоха, конкретные историческое события и лица или эмоциональная атмосфера, настроение, оценка, с ними связанные. Именно такие названия я пытался осмыслить и объяснить.

Названия колхозов в честь исторических лиц

Колхозы имени Ленина. Значительная часть колхозов в Кировской области (как, вероятно, и по всей стране) была названа в честь вдохновителя и организатора Октябрьской революции, создателя Советского государства. Именем Ленина были названы в начале 30-х годов 14 колхозов области; к ним следует присоединить все варианты названий, в которых используется отчество или фамилия вождя в сочетании с другим существительным: «Ленинский призыв», «Ленинская смена», «Ленинские всходы», «Ленинский путь» («По Ленинскому пути»), «Ленинская искра», «Искра Ленина», «Искра Ильича», «Ильич», «Ленинец», «Заветы Ильича», «Заветы Ленина», «Путь Ильича» (4) [fn] Цифра в скобках здесь и далее указывает на количество одинаковых названий. [/fn], «Путь Ленина» (2), «Воля Ильича», «Имя Ильича», «Имени Ильича», «Память Ленина», «Огонек Ильича».

Интересен тот факт, что колхоз «Путь Ленина» существует в Котельническом районе Кировской области по сей день. Хозяйство успешное, крепкое, процветающее. Его название, конечно, не может восприниматься сейчас так же, как в 30-е годы XX века. Скорее всего, теперь оно осознается как нечто привычное и чисто условное, лишенное восторженного поклонения, которое вызывало имя вождя у крестьян прошлых лет.

Имени Сталина. Названия колхозов в честь Ленина и Сталина были самыми распространенными и свидетельствовали об обожествлении вождей. 25 колхозов области носили имя Сталина, из них 5 в одном только нашем родном Лебяжском районе; различали их, видимо, по названиям сельского совета или по имени центральной усадьбы. Такое огромное количество одинаковых названий в честь главного организатора колхозов, верховного вождя и «отца народов» не случайно. Начало колхозной кампании совпадает с процессом создания и укрепления культа Сталина.

Имени Калинина. Не менее известным государственным деятелем был «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин, который в течение 26 лет (с 1919 года) занимал пост председателя ВЦИК РСФСР (1919-1922), затем Центрального Исполнительного Комитета СССР (с 1922 г.). С 1938 по 1946 гг. – председатель Президиума Верховного Совета СССР. Формально это была высшая должность в государстве. 17 вятских колхозов в начале 30-х годов носили его имя.

Есть среди кировских колхозов названные в честь вождей мирового пролетариата (Маркса, Энгельса, Тельмана, Димитрова). 3 колхоза получили имя «Роза». К моему удивлению, оказалось, что такое название не имеет отношения ни к садоводству, ни к цветку, это имя немецкой революционерки Розы Люксембург.

Нередко колхозы называли в честь героев революции и гражданской войны: Блюхера, Буденного (6) , Ворошилова (14), Урицкого, Фрунзе, Чапаева; в честь деятелей коммунистической партии, занимавших руководящие посты: Дзержинского, Свердлова, Жданова и др.

К концу 30-х – началу 40-х годов число лиц, включенных в названия колхозов, значительно расширилось. Появились колхозы им. Берия (нарком внутренних дел СССР), им. Кагановича (бывшего поочередно наркомом путей сообщения, тяжелой, топливной, нефтяной промышленности, зам. председателя Совнаркома). Колхозы стали называть в честь прославленных шахтеров (им. Стаханова), летчиков (им. Чкалова), биологов (им. Мичурина), военных (им. Азина, Ватутина), дипломатов (Красина, Войкова, Володарского).

Особый интерес представляют названия в честь уроженцев Вятского края или местных партийных и советских руководителей.

Имени Кирова. С 1934 года его имя носит наш город, бывшая Вятка. Город Уржум Вятской губернии – родина С.М.Кирова. Не удивительно, что в его честь названы многие колхозы. В одном только Лебяжском районе существовало 4 колхоза им. Кирова, однако они появились только к 40-м годам; среди первых колхозов 1929-1930 годов нет ни одного названного в честь этого деятеля партии и революции. Популярность Кирова возросла после его убийства и связанных с ним репрессий в 1937 году.

Имени Молотова. 6 колхозов (3 из них в Лебяжском районе) названы именем В.М.Молотова – партийного и государственного деятеля, заместителя председателя Совета Министров СССР, министра иностранных дел СССР до 1949 года. Молотов (1890-1986, псевдоним, настоящая фамилия – СКРЯБИН) родился в слободе Кукарке Вятской губернии, потом жил в городе Нолинске, который в 40-е годы был переименован в Молотовск.

В 1938 году многие вятские колхозы были переименованы в связи с массовыми репрессиями и расстрелами после убийства С.М. Кирова. Архивные документы, закрепившие факты смены названия, как раз указывают на лиц, которые были объявлены «врагами народа». Это постановления райисполкомов и облисполкома о снятии имен Столяра, Прамнэка, Бобкова, Яковлева, наркома просвещения РСФСР Бубнова с сельхозартелей разных сельсоветов и районов Кировской области и об утверждении новых наименований.

Имени Столяра. Столяр Абрам Яковлевич (1901 – около 1938) возглавлял Кировский крайком и обком партии с 1934 по 1937 год. При нем в Кирове началось строительство Дома Советов, драмтеатра, гостиницы «Центральная». Одновременно по его инициативе разрушены многие исторические памятники, в том числе Александро-Невский собор, построенный по проекту А.Л. Витберга. В 1938 году он был переведен на партийную работу в Свердловск и там репрессирован. Реабилитирован в 1956 году.

Вот свидетельство вятчанина А.С. Паршакова, 1912 года рождения:

«… партийные работники, наделенные властью, употребляли ее не совсем правильно. Тот же Столяр, ведь по его личному указанию был разрушен ряд церквей. А они были красавицами. Взрывали их на кирпич, но этот кирпич на строительство употребить не удалось, строили тогда не так, как сейчас. Столяр был в дальнейшем расстрелян по указанию Сталина как враг народа. Но нужно отдать ему должное – партийцем он был сильным. А церкви все равно жаль» [fn]Бердинских В.А. Крестьянская цивилизация в России. – М.: АГРАФ, 2001. С.415-416. [/fn].

Имени Прамнэка. Прамнэк Эдуард Карлович (31 декабря 1899–1937), партийный работник, уроженец Латвии, был ответственным секретарем Вятского губкома ВКП (б) (февраль–июль 1929), Вятского окружкома ВКП (б) (июль–декабрь 1929). С именем Прамнэка связано снятие с консервации ряда металлургических заводов Омутнинского уезда Вятской губернии, организация леспромхозов колхозов, совхозов, строительство МТС. Позднее работал в Горьковской области и на Дону. Член ВКП (б) с мая 1917-го. Один из организаторов комсомола Латвии, комиссар отряда латышских стрелков, участник штурма Перекопа, подавления Кронштадтского мятежа. В конце 30-х годов объявлен «врагом народа», расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Имени Бобкова. Бобков Александр Алексеевич (1900–1985), комсомольский, партийный и советский работник. Ответственный секретарь Вятского горрайкома ВКП (б) (декабрь1933 – декабрь 1934), председатель Кировского краевого и областного исполкомов (декабрь 1934–1937). За его подписью 5 декабря 1934 года ушла в Москву, в ЦК ВКП (б) телеграмма с ходатайством от имени трудящихся о переименовании г.Вятки в г. Киров. При нем проводился II Чрезвычайный съезд Советов Кировского края, одобривший проект Конституции 1936 года, по которой Кировский край был преобразован в Кировскую область. Воевал на фронтах гражданской войны (1919–1920) [fn]По данным архивного Дела о переименовании колхозов ГА КО, в 1937 или 1938 году был репрессирован. Сведений о реабилитации мною не найдено. Ведущий сотрудник ГАСПИ КО В.С.Жаравин помог уточнить годы жизни А.А.Бобкова. [/fn].

Вместо отвергнутых имен предлагались самые разные варианты названий: «Динамо», «Красное Знамя», им. Пушкина, им. Мичурина, названия по населенному пункту.

Названия вятских колхозов могут немало рассказать об арестах и репрессиях 30-х годов XX века.

Больше всего меня поразил тот факт, что имена Столяра, Прамнэка, Бобкова даже не упомянуты в сводных документах об организации первых вятских колхозов в 30-х годах, который послужил основным источником моего исследования. О том, что существовали такие сельхозартели, удалось узнать только из документов о переименовании, где содержится ссылка на общие собрания колхозников, требующих снять с хозяйства имя человека, не оправдавшего доверия народа. Как и когда такое имя присваивалось сельхозартели, неизвестно. Как же такое могло произойти? Видимо, и в 70-е годы XX века, когда создавался этот итоговый документ, еще действовала цензура, еще в силе был запрет на упоминание этих фамилий, еще оставались следы того Великого Страха, который породила эпоха 30-х годов.

Названия сельхозартелей в честь знаменательных дат и событий

Главным событием российской истории ХХ века считалась, конечно, Октябрьская революция, поэтому довольно часто колхозы назывались в честь той годовщины Октября, которая отмечалась в год организации хозяйства: «10-й Октябрь» (1927 год) (вариант: 10 лет Октября), «12-й Октябрь» (1929) (варианты: 12-я годовщина Октября, Им. 12-й годовщины Октября), «13-й Октябрь» (1930) (3) (варианты: Им. 13-го Октября (2), Им. 13-летия Октября, Им. 13-й годовщины Октября, 13 лет Октября, 13-я годовщина Октября (3), «15-й Октябрь» (1932) (вариант: 15-я годовщина Октября), «16-й Октябрь» (1933), «17-й Октябрь» (1934), « 18-й Октябрь» (1935), «23-й Октябрь» (1940), «25-й Октябрь» (1942).

Колхоз мог называться просто «Октябрь» (6). Или: сельхозартель «Имени Революции», «Имени Октябрьской революции». А теперь следует упомянуть множество вариаций названий со словом «Октябрь»: «Красный Октябрь» (31!), «Мировой Октябрь» (2), «За мировой Октябрь», «Новый Октябрь» (2), «Заря Октября», «Путь Октября» (4), «Победа Октября», и даже – «Детище Октября» (2)!

Красные даты календаря. Чаще всего встречаются названия в честь Дня международной солидарности трудящихся – 1 Мая: «1 Мая» (7), «Им. 1 Мая» (3), «Первомайская» (сельхозартель)(8), «Первомайское» (ТОЗ), «Первомайский» (ТОЗ). «Им. 8 Марта» – Международный женский день тоже оказался названием одного из колхозов.

«Им. 23 февраля». Эта дата создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА, 1918, 23 февраля) отражена в имени еще одного колхоза – «13 лет РККА» (1931 год). «Им. 9 января» – по всей видимости, колхоз был назван в память о Кровавом воскресенье 1905 года.

«Им. 17-го партсъезда». Он состоялся в 1934 году и провозгласил победу социалистической индустриализации и коллективизации в СССР, поэтому был особенно популярен в названиях колхозов.

«Им. 17 МЮД» (год образования колхоза – 1932). Расшифровывается как «Международный юношеский день» – международный праздник прогрессивной молодежи, проводившийся ежегодно с 1915 по 1945 год. Установлен с целью мобилизации молодежи на борьбу за мир, против империалистической войны. Впервые был проведен в ряде стран 3 октября 1915 года. С ноября 1945 года празднуется как Всемирный день молодежи.

В настоящее время такого колхоза в Кировской области не существует: в результате слияния мелких колхозов в более крупные он вошел в состав колхоза «Искра» Котельнического района. Но в Музее истории крестьянства этого района мне рассказали, что в Нижегородской области колхоз «17 МЮД» здравствует до настоящего времени.

«1-ая пятилетка» (1929), «2-ая пятилетка» (4) (1934), «Им. 2-ой пятилетки» (1934). Принятие первого пятилетнего плана индустриализации в 1929 году совпало с началом массовой организации колхозов. Колхозы, названные в честь первых пятилеток, должны были поддержать трудовой энтузиазм промышленных рабочих. Интересно, что один из колхозов Котельнического района нашей области возник под названием: « 3-й решающий год пятилетки» (1931) (Имеется в виду, конечно, первая пятилетка). Не смутило организаторов такое длинное и неудобное имя.

В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей. И даже это событие стало поводом для организации нового колхоза в Котельническом районе Кировской области. В районной газете «Ударник» за 24 августа 1934 года можно найти заметку «Организовался колхоз имени «Первого съезда советских писателей»». Интересно, что среди названий первых вятских колхозов встречаются хозяйства имени поэтов и писателей, известных и любимых среди крестьян: Демьяна Бедного (4), Некрасова. Позднее, в 40-е годы к ним присоединились имена Пушкина, Горького, Маяковского, Короленко. В.Г. Короленко был в ссылке в Глазовском уезде Вятской губернии (ныне Афанасьевский район Кировской обл.) с мая 1879 до середины февраля 1880 года. Переписка и личные встречи с вятскими друзьями продолжались много лет.

Появление новых имен в названиях колхозов отражает возросший уровень грамотности, расширившийся кругозор вятских крестьян. Колхоз «Имени крестьянской газеты» должен вызвать, как мне кажется, не только удивление, но и уважение, как, впрочем, и сельхозартель «Путь к просвещению».

Миф о счастливой жизни в названиях первых сельхозартелей

Самую интересную часть названий колхозов составляют имена, отражающие эпоху не прямо, через указание на даты, события и лица, а образно, через создание символа, мифа, мечты о радостном, красивом труде, о новой, счастливой жизни.

Чаще всего в названиях первых колхозов используется символика красного цвета, цвета победившей революции. Названий с прилагательным «красный» я насчитал примерно 13% от общего числа всех рассмотренных (180 из 1409, с учетом повторяемости): вслед за уже упоминавшимися колхозами «Красный Октябрь» (31) следует другой рекордсмен – «Красный пахарь» (24). Это не удивительно, так как слово «пахарь» прямо связано с крестьянским трудом. Названия «Красная Армия», «Красная Звезда» (17), Красное Знамя (10) больше напоминают военные события, но нельзя забывать, что организация первых колхозов (а особенно ускоренные темпы сплошной коллективизации и политика раскулачивания), и была по сути войной государства против крестьянства. Вот почему этот ряд названий можно продолжить: «Красный боевик», «Красный боец», «Красный борец», «Красный воин», «Красный герой».

Конечно, государственная пропаганда подразумевала в таких названиях борьбу крестьян за новую жизнь. «Красный земледелец», «Красный организатор», «Красный кустарь», «Красный лесоруб», «Красный трудовик», «Красный труженик», «Красный ударник», «Красный коллективист» – в этих названиях создается новый образ личности крестьянина, который должен стать революционером, преобразователем собственной жизни. Название «Красная смычка» выражает социалистическую идею сближения, слияния города и деревни, рабочего и крестьянина.

Среди невероятного количества всего «красного» встречаются логически трудно объяснимые имена колхозов. Можно представить себе, что те предметы, механизмы, процессы, с которыми имеет дело крестьянин, должны быть красными, так как они имеют отношение к революционным переменам в деревне («Красный колос», «Красные всходы», «Красное поле», «Красная нива», «Красный трактор»). Но почему надо называть сельхозартель «Красный самолет» (есть, кстати, и просто колхоз «Самолет» и даже «Дирижабль»!)? Или «Красный орел»? «Красный жаворонок»? «Красное утро»? «Красное эхо»?

Хотя и здесь можно предположить, что эти имена звучат уже чисто символически (утро новой жизни, эхо революционных перемен и т.д.) Тогда эти названия станут в один ряд с традиционными символами обновления: «Заря», «Восток», «Восход», «Луч», «Маяк», «Прожектор». Все они встречаются как с прилагательным «Красный», так и без него.

«Красный факел», «Красный огонек», «Красное пламя» – логически эти сочетания не вызывают сомнений, но отнесенные к сельхозартели, они производят нелепое впечатление и могут оказаться в одном ряду с вятской скороговоркой:

Кирилл Кириллович Кириллов
Купил картошки килограмм.
Картошка Кировского края
Колхоза «Красный коммунар».

Не менее интенсивно используется в названиях колхозов прилагательное «новый». Оно сочетается прежде всего с существительными: деревня, жизнь, поле, быт, мир, пахарь, путь, труд. Так, колхозов «Новая жизнь» в нашей области насчитывалось 36!

Очень часто давались названия «Новая деревня» (13), «Новый путь» (14), «Новый труд» (5), «Новый строитель» (4), «Новый строй» (3), «Новый быт» (2), «Борьба за новый быт». К необычным символическим названиям в этом ряду относятся имена колхозов «Новый поток», «Новое утро».

Поскольку организация колхозов была делом новым, то слово «первый» тоже часто встречалось в наименованиях: «Первая Пятилетка», «Первая ласточка», «Первая ступень», «Первый плуг». О многочисленных названиях в честь праздника «Первое Мая» уже упоминалось.

Слово «последний» тоже встретилось в названиях колхозов. Любопытна история колхоза «Последний табор», о котором мне рассказала Светлана Николаевна Панькова, директор Музея истории крестьянства в поселке Ленинская искра Котельнического района. Была предпринята попытка сделать колхозниками цыган, приучить их к осёдлой жизни. Колхоз не просуществовал и года: весной крестьяне помогли цыганам раздобыть семена, провести сев. А собирать урожай было уже некому: никто из цыган в поле работать не собирался, они отправились бродить по окрестностям, об урожае пришлось позаботиться соседям.

Следующая группа названий связана с использованием символики слова «путь». Этот очень древний образ пришел из фольклора, из сказок («путь-дороженька»), из религиозных книг («земной путь», «жизненный путь»). В названиях колхозов это понятие должно было передать надежду народа на светлое, счастливое будущее. Многочисленные названия со словом «путь» означали дорогу в социалистический и коммунистический рай: «Верный путь» (10), «Светлый путь» (5), «Свободный путь», «Советский путь». «Стальной путь», «Путь к социализму»(6), «Путь к коммунизму» (2), «Путь социализма» (2),»Путь к коммуне», «Путь к новому», «Путь новой жизни», «Путеводитель».

Отраженное в заглавиях восторженное восприятие колхозного строя совсем не соответствует реальным обстоятельствам жизни рядовых колхозников в первые десятилетия существования сельхозартелей.

Приведу рассказ отца:

«За работу в колхозе ежедневно бригадир начислял трудодни. Это была условная единица – иногда за день заработаешь половину трудодня, иногда четверть, иногда целый трудодень, а иногда за особо тяжелую и объемную работу полтора трудодня. Все лето мы работали без оплаты. После уборки урожая и сдачи продуктов государству, правление колхоза определяло, что можно выдать на один трудодень. Я получал сено, различное зерно, горох и другие сельскохозяйственные продукты. Это было в небольших количествах, но родители и этому были рады. Папе летом тоже приходилось выходить на «горячие» сезонные работы. Кроме того, можно было иногда выпросить лошадь для вывоза дров и других хозяйственных сельских дел – ведь мы работали в колхозе».

Я записал несколько коротких интервью с колхозницами Котельнического колхоза «Искра», начинавшими работать с двенадцати-четырнадцати лет, а теперь старушками восьмидесяти-восьмидесяти пяти лет, живущими в Доме ветеранов на территории этого хозяйства. Вот что они рассказали.

Екатерина Кузьмовна Зыкова (1920 года рождения): «Были маленькие колхозы: в одной деревне – пять дворов, а у нас – двенадцать. Земли много было, как мы только не задохлись от земли: и пахали, и сеяли, в общем делали всё, во что запрягали. Сутками работали, неделями. Даже в баню не всегда отпускали помыться. А работали за трудодни. Я год проработала, и дали мне пять кг картошки!!! А зачем же я тогда столько работала? (Плачет.) – сама не знаю».

Мария Павловна Лебедева (1927 г.р.): «Тяжело было в 14 лет работать! В детстве, когда родители только вступили в колхоз, он назывался «Путь к коммунизму». Затем, когда началась война, колхоз был «Имени Кирова». Всю войну заставили работать в лесу. Одежды и обуви не было, однажды с леса домой далеко пешком в одних портянках шла в сорокаградусный мороз, босиком, почитай. Мама быстро с меня портянки содрала и в печку кинула. А тут приходит бригадир, мол, почему не работает, если сейчас же не пойдёт, мы это обсудим с военным трибуналом. Мать и говорит с плачем: «Да вот берите её: хоть судите, хоть зовите, хоть режьте, хоть куда её девайте». Еле бригадир умилостивился: «Ладно, послезавтра зови». А мама с утра пораньше встала и в город за валенками пошла.
Потом была я в колхозе «Страна Советов» – в 45-м отозвали в животноводство работать. Там я проработала тридцать семь лет до самой пенсии. Затем всё в «Искру» слили. Так в своей жизни пришлось поработать в 4-х колхозах. В «Стране Советов» жилось получше, а в «Кировском» плохо было».

Анастасия Михайловна Новосёлова (1922): «Я работала в колхозе «Красная Нива» Захаровского сельсовета. Большой был колхоз. В нём 40 лет работала. И в лесу была, и на лошади была, и на сеялке, и под сеялкой была, и с мешками возилась. А почему так колхоз назвали – не знаю. Тогда всё красное было. Наверное, отразили революцию, и красный путь от революции к коммунизму: красное знамя, красная пролитая кровь. В войну на себе пахали, и траву ели, и гнилую картошку. Отца и брата убили на войне. Сестра от плохого хлеба умерла. Наша семья была самая бедная».

Вера Петровна Пестова (1932 г.р.): «Я родилась в Захаровском сельсовете, у нас колхоз был «Первомайский». Так его назвали в честь праздника труда. Семья была бедная. Этот колхоз хороший был. В 55-м году перешла в «Страну Советов». А потом с «Искрой» нас соединили. У нас колхозы называла власть. В Котельниче делали собрания и предлагали названия. Не всегда власть, были предложения и самих людей, как назвать колхоз. Но беднякам было всё равно».

Евгения Ивановна Шабалина (1930 г.р.): «Сперва я работала в колхозе «Имени Кирова», потом его объединили в «Страну Советов», а затем в «Искру». Начала работать в войну, когда мне 12 лет было. В лес нас тогда посылали. Однажды, уже постарше была, меня упавшей елкой придавило. Месяц с сотрясением мозга и с переломанной ключицей пролежала. А потом домой шла сто километров пешком по лесу. Добрые люди помогали, кормили, согревали, дали дойти. Да только мама-то меня не узнала, когда домой-то пришла».

Анна Макаровна Зыкина (1920 г.р.): «Мне девять лет было, когда в нашем селе одну семью раскулачили и выслали, а в ихнем доме школу устроили. Меня учиться послали. Отец больно не хотел в колхоз-то идти. Я умоляла отца войти в колхоз: «Тять, иди в колхоз. Кто в колхоз призовёт – бидончик мёду обещали». Больно мне хотелось мёду-то. Но отец вошёл только в 30-м году, когда увели последнюю лошадь, выгребли до грамма двадцать пудов ржи.
Сначала колхоз назывался «Новый Путь», потом «Советский путь», затем «Знамя Советов». В 42-м у меня взяли мужа на фронт, в 42-м и убили. Он был в разведке, и сам наступил на мину. И осталось у меня двое детей: один трехлетний, другой – шести недель. Если бы свекровь не выкормила, не выжить бы им. Я одна в семье работала. И все четыре брата погибли: ни один не вернулся. Сперва работала на ферме, затем кладовщиком, потом бригадиром два года. Ох, и голодовали мы! Лепешки из мерзлой картошки ели, пахали на себе. Сколько я этой земли перепахала!
В 62-м поехала с детьми в Сибирь, работали в колхозе «Сибиряк» пять лет, а в 67-м вернулись и работали в «Искре». Сначала работала в саду на смородине, потом на яблонях, затем я ушла на свинарник, потом осваивали теплицы. Мужа как убили на войне – так одна и промыкалась с детьми всю жизнь».

Мне осталось прокомментировать самую многочисленную группу названий (556, или 35% от общего числа имен колхозов) – названия, представляющие собой одиночные существительные. По смысловому наполнению они очень разные.

Имена, отражающие социальное расслоение крестьянства: «Батрак» (3), «Беднота» (4), «Бедняк» (6), «Работник», «Крестьянин» (10), «Крестьянка» (4), «Пролетарий» (8), «Сеятель» (3), «Селянин» (3), «Пахарь» (13), «Землероб», «Земледелец».

Названия, связанные с подчеркиванием главной черты колхозов – коллективным ведением хозяйства: «Дружба» (9), «Единение» (3), «Единство», «Согласие» (6), «Сознание» (2), «Коллективист».

Имена, отражающие политические симпатии тех, кто входит в колхоз: «Большевик» (12), «Активист», «Агитатор», «Авангард» (5), «Комсомолец» (4), «Коммунист» (4), «Коммунар», «Мопровец», «МОПР»[fn] Международная организация помощи борцам революции. [/fn].

Названия, подчеркивающие отношение крестьянина к труду: «Передовик», «Трудовик», «Труженик», «Ударник», «Труд», «Рекорд».

Названия-метафоры, содержащие образную оценку современной и будущей жизни: «Гроза», «Молния», «Буря», «Вулкан», «Восток», «Восход», «Вперед», «Заря», «Искра», «Колос», «Луч», «Маяк», «Начало», «Надежда», «Наука», «Новь», «Пламя», «Правда», «Победа», «Пробуждение», «Прогресс», «Прожектор», «Рассвет», «Свет», «Свобода», «Факел», «Энергия», «Утро», «Успех».

Кто и как делал имена колхозов «говорящими»?

Как давались названия сотням, тысячам вновь возникающих обобществленных хозяйств? Кто их придумывал? Как восстановить сейчас психологию этих процессов? Архивные документы, как правило, не содержат таких сведений. Живых свидетелей найти практически невозможно (им должно быть, как минимум, девяносто пять лет). В научной исторической литературе очень мало сведений о том, как называли колхозы. Можно предположить, что названия рождались двумя основными путями:

  • Спускались «сверху», придумывались начальством в строгом соответствии с идеологическими штампами, и через агитаторов, уполномоченных, посланцев из города доводились до сознания будущих колхозников на общих собраниях, где принималось решение об организации колхоза; причем информация о вновь созданном колхозе появлялась в периодической печати с упоминанием о том, что именно колхозники приняли решение так, а не иначе назвать новый колхоз: «Два соседних колхоза «Путь к коммунизму» и «Имени Челюскина» Лебяжского сельсовета объединились в одно хозяйство, и колхозники решили укрупненный колхоз назвать «Путь к коммунизму»…»[fn] «Вперед». 5 февраля 1956. [/fn].
  • Предлагались самими крестьянами на тех же заседаниях, когда какой-нибудь деревенский «грамотей» выкрикивал фразу или сочетание слов, которые казались ему наиболее интересными и красивыми, образными. Предложение тут же бурно обсуждалось. Именно так могли появляться нелепые, даже анекдотические названия, такие, как «Оазис», «Луна», «Юпитер», «Просвет труда», «На страже индустриализации бедняков», «Яркий полдень», «Ясная поляна» и многие другие.

Попробую подтвердить эти предположения.

Директор Котельнического Музея истории крестьянства Светлана Николаевна Панькова показала мне фотографию Банниковой Антонины Александровны, которая была в числе активных организаторов колхоза Бородинский (1931), а позднее стала его председаталем. В 1935 году, после установления рекорда выработки угля Алексеем Стахановым, она педложила переименовать свой колхоз и дать ему название «Стахановец». На общем собрании колхозников новое имя получило одобрение.

В Котельнической районной газете «Ударник» (14 декабря 1930 года) мое внимание привлекли такие заметки:

ЕЩЕ ОДИН КОЛХОЗ
В деревне Жохи Гостевского сельсовета в ответ вредителям и интервентам организована сельхозартель «Победитель капитала», в которую вошло 12 хозяйств.
Организация колхоза явилась результатом успешного 100%-го выполнения деревней всех хозяйственно-политических кампаний.

ПРОСВЕЩЕНЦЫ, ПРИНИМАЙТЕ ВЫЗОВ
В деревне Блохины Гостевского сельсовета организовался колхоз, которому присвоено звание «Путь к просвещению». Колхоз объединяет 12 хозяйств. Но среди них нет ни одного старого колхозника.

Вот так чисто молодежный колхоз заявил о своей непреодолимой тяге к просвещению.

Из воспоминаний Федова Степановича Глушкова, первого председателя колхоза «Искра» Котельнического района Кировской области:

«В ответ на злодейское убийство кулаками секретаря Котельничского райкома ВЛКСМ Миши Соловьева организован колхоз в деревне Никольщина «Ответ вредителям» (1931 год). Организатором его был комсомолец Мосеев Александр Романович».
«Укрепляя экономическую мощь СССР и к 13-й годовщине Красной Армии девять бедняцко-середняцких хозяйств объединились в сельхозартель «Красный Воин».
«1931 год вошел в историю нашей земли как год, в течение которого было организовано максимальное количество с/х артелей. Крестьяне активно реагировали на события, происходящие в стране. Это нашло свое отражение в названиях с/х артелей «3-й год перелома», VII Съезд Советов», «Имени МОПР и других».

Бесценными также оказались материалы личного архива кировского краеведа В.К.Семибратова: «В 70-е годы Григорий Кузьмич Селезнёв, очевидно, по просьбе пионеров, решил написать историю своего колхоза, председателем которого он был.

Из тетр. № 2: «Организация колхоза «Путеводитель»
Раб. полевой союз попросил обсудить о названии колхоза и дать ему название. 10 апр. 1930 года на одном утреннем сборе колхозников на работу председатель колхоза т. Селезнев предложил обсудить этот вопрос. Многие предлагали дать название в честь каких-либо древних вождей народа, например, колхоз имени Спартака. Но вот колхозник моряк Юрлов М.М. внес предложение дать название «Путеводитель». Он говорит: «Я служил на военном судне такого названия. Коллектив моряков на этом судне был очень дружный. Давайте, товарищи колхозники, дадим такое же название нашему колхозу и пусть в наших делах и в нашей жизни будет такая же дружба, как у моряков-минёров этого судна». Вторым на этом же сборе выступил колхозник Юрлов Семён Васильевич. Он говорит: «Товарищи, наш колхоз «Путеводитель» должен оправдать это звание и занимать в работе 1-е место, он должен показывать путь к более хорошей жизни. По предложению Юрловых утвердили звание колхоза «Путеводитель» (стиль записи сохранен без правки).

Семибратов Владимир Константинович говорил: «Парадокс судьбы заключается в том, что этот «Путеводитель» был одним из самых отсталых колхозов в районе».
Тетрадь № 3: «В дер. Мелеть… колхоз был назван «1 августа» в честь дня его организации». Вот такая вот бездна фантазии.

Приведу еще одну выдержку из книги вятского историка В.А. Бердинских:

«Даже в тех тяжких условиях крестьяне порой иронизировали над своей жизнью, сохраняли своебразный «юмор висельника». Вот такой случай: «Мужики из деревни Пелевки никак не идут в колхоз. Их всячески уговаривали, пугали, но все-таки в колхоз затащили. Стали думать, как назвать колхоз. Один в шутку говорит: «Назовем колхоз «Некуды деваться!» [fn] Бердинских В.А. Крестьянская цивилизация в России. – М.: АГРАФ, 2001. с.338 [/fn].

Вятские колхозы сегодня

Судьбы вятских колхозов вплоть до сегодняшнего дня я проследил на примере двух районов Кировской области: Котельнического и Лебяжского. В колхозе «Искра» Котельнического района было объединено семьдесят три колхоза, организованных в начале 30-х годов.

В Лебяжском районе, на родине папы, динамика развития колхозов такова.

КОЛХОЗЫ ЛЕБЯЖСКОГО РАЙОНА В 30-Е ГОДЫ («Вперед». 1935. 19 октября)

Годы Число колхозов В них хозяйств Процент
На 1 января 1929 7 81 0,9
На 1 января 1930 58 708 9,3
На 1 января 1931 61 822 10,3
На 1 января 1932 235 4726 59,4
На 1 января 1933 250 4778 62,0
На 1 января 1934 274 6082 79,4
На 1 января 1935 268 6855 82,2
На 1 октября 1935 262 7821 96,8

Из таблицы видно, что за первый год организации колхозов (1929–1930) их число увеличилось почти в 10 раз (с 0,9% до 9,3 %). В 1930–1931 году темпы роста замедлились (количество хозяйств увеличилось всего на 1%). Это можно связать с массовым выходом крестьян из колхозов после появления в центральной печати статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов».

Государству нужна была передышка для более тщательной подготовки к жестокому и беспощадному подавлению сопротивления крестьян процессу обобществления индивидуальных хозяйств. Затем за 4 года (с 1931 по 1935 год) была проведена почти сплошная коллективизация (до 96% в Лебяжском районе) на основе иногда добровольного, а чаще принудительного вступления крестьян-единоличников в колхоз.

С 1938 по 1940 годы продолжался процесс создания новых сельхозартелей, происходило слияние мелких хозяйств в более крупные. В 1938 прошла волна переименований колхозов в связи с массовыми репрессиями после убийства С.М.Кирова.

К июню 1944 года в Лебяжском районе насчитывалось двести двадцать восемь колхозов. Структура названий примерно соответствует той, которая рассмотрена в данной работе. Архивные документы свидетельствуют, что с 1946 года началось разукрупнение колхозов по разным причинам: из-за неудобного расположения земельных угодий, из-за несогласованности в действиях полеводческих бригад и др.

В дальнейшем (в 1950-е, 1960-е годы) снова стали создаваться укрупненные хозяйства (такие, например, как лебяжский колхоз «Путь к коммунизму», котельническое хозяйство «Искра»). Самые заметные изменения названий связаны с тремя тенденциями:

  • с постепенным увеличением доли географических наименований (по имени населенного пункта или центральной усадьбы);
  • с появлением новых имен государственных и политических деятелей (например, Н.А. Булганина – министра обороны СССР с 1953 г., Г.М. Маленкова – председателя Совета Министров СССР в 1953-1955 гг.).
  • с учетом новых общественно значимых событий (съездов, партконференций, достижений в области науки и производства и др.)

В середине 60-х и начале 70-х годов на базе колхозов-гигантов образовалось несколько совхозов. (Совхоз – хозяйство на основе государственной формы собственности, в отличие от коллективной народной собственности в колхозах; в совхозах была иной, более высокой и более твердой, форма государственной оплаты труда – деньгами, был более упорядоченным рабочий день и т.д. Сохранилась даже народная частушка о том, что совхоз – лучшая по сравнению с колхозом организация сельскохозяйственного производства: «На горе – совхоз, под горой – колхоз…»).

В 1992 году в Лебяжском районе насчитывалось всего 15 хозяйств (сравним с несколькими сотнями сельхозартелей в 30-е – 40-е годы!), из которых только 2 колхоза и 1 ОПХ (опытное производственное хозяйство), остальные 12 – совхозы. К концу 90-х годов совхозы вновь были преобразованы в колхозы (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Государство снова расписалось в своем бессилии обеспечить стабильное развитие сельского хозяйства.

К декабрю 2000 года на территории Лебяжского района осталось четырнадцать крупных колхозов, большая часть которых называется по географическому принципу. Только колхозы «Колос» и «Маяк» сохранили старые названия.

Преобладание названий по населенному пункту свидетельствует об отчаянной и, пожалуй, единственно возможной попытке современных колхозов избежать исчезновения, объединившись (даже в названиях!) с живыми деревнями.

Тема, к которой я обратился, очень многогранна, почти неисчерпаема. Несомненно одно: названия колхозов способны очень много рассказать об эпохе, о конкретном отрезке времени в истории родного края и всей страны. Они чаще всего свидетельствуют именно об иллюзиях, связанных с мечтами и надеждами, которые рождаются в результате страстного желания изменить жизнь, сделать ее более справедливой, счастливой. И, к сожалению, почти не отражают ее суровую, подчас жестокую реальность.

Начальный этап организации колхозов, представленный в их именах, говорит о преобладании «политизированных» названий, навязанных простым крестьянам, или внушенных им в результате массированной пропаганды политических, идеологических мифов о всеобщем благе, о счастье коллективного труда на благо государства и народа, о близком торжестве мировой революции.

Что касается самого выбора названия, исследование убедило меня в том, что названия нередко диктовались, спускались «сверху», но представлялось все это в печати как выбор масс, как решение, принятое общим собранием колхозников. Порой названия выбирались наспех, случайно, а потому могли быть самыми нелепыми. Часто они отражали чрезвычайно низкий культурный уровень крестьянина, его темноту и невежество. Но больше всего меня поразило такое открытие: рядовому колхознику, обычному крестьянину, далекому от власти, было в подавляющем большинстве случаев абсолютно безразлично, как назывался колхоз, в котором он трудился.

11 января 2011
Мифы и реальность эпохи в названиях вятских колхозов / Семен Богатырев

Похожие материалы

26 июня 2009
26 июня 2009
Как меняется семья в течении ХХ века, что заставляет её меняться?
2 марта 2011
2 марта 2011
Школьная работа о судьбе двух прадедов, участников Русско-Японской, Первой мировой и Гражданской войн. «Мои прадеды не одиноки в своей судьбе. В их жизни как в зеркале отражена судьба всего многомиллионного российского народа, того поколения, на долю которого выпал кошмар двух мировых войн, революции и гражданской войны. Тем ужаснее и непригляднее выглядит отношение советского государства к своим гражданам, которое вместо заслуженной награды отплатило им лагерями и пулей, а впоследствии – полным забвением».
25 июня 2009
25 июня 2009
Я узнала, как встретили некоторые представители моего рода начало ХХ века, какой вклад они внесли в развитие и укрепление нашей страны, через какие испытания прошли и как смогли устоять в них.