Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
20 января 2011

Листая страницы истории села… (село Ильино Липецкого района Липецкой области) / Оксана Комаричева

Данная работа была переведена на польский язык проектом Uczyć się z historii

Липецкая обл., Липецкий р-н, с. Ильино, 10 класс
Научный руководитель Р.Н. Целищева

Пейзажи Липецкой области. Источник: panoramio.com

Я учусь в десятом классе Ильинской средней школы. Село Ильино очень красивое, находится на правом берегу реки Воронеж, рядом – сосновый лес, за селом – поля и луга, полные разнотравья. Неудивительно, что городские жители местом своего отдыха выбрали эту местность и построили рядом с нашим селом целых три базы отдыха с поэтичными названиям: «Зелёная долина», «Сосновая гора» и «Улыбка». Но приезжие даже и не подозревают, сколь богата история этих мест. История, порой героическая, порой трагическая, но вместе с тем интересная и поучительная. Поучительная ли? Героическая – да, трагическая – да, интересная – тоже да, но, к сожалению, поучительной она никогда не была и, наверное, не будет… Мы, русские, как малые дети, все время что-то строим, а потом с таким же азартом ломаем. Сломав, опять начинаем строить, забыв все хорошее, предав забвению и тех, кто был рядом…

Вот к таким печальным выводам пришла я, посвятив несколько лет изучению своего родного края.

Село Ильино впервые упоминается в «Описании Добровских, Сокольских, Лебедянских крепостей, построенных по указу царя Алексея Михайловича» (1651–1652 годы), а именно в «Росписи (описании) Сокольским крепостям»:

«В Сокольском же уезде, против села Ильина городища, за рекою Лесным Воронежем на Ногайской стороне, на дороге поставлена башня с проезжими воротами… А у той башни поставлен острог дубовый… А башня из острога выдвинута вон в полевой стороне. А от той башни и от острогу, по обе стороны, поставлен косой острог на 17 сажен и приткнут…, с одной стороны к болоту… к реке Воронежу»[fn]Хрестоматия по истории Липецкого края с древнейших времен до 1917 года. Липецк, 1995. [/fn].

Сохранилось ли что-нибудь от этой крепости? Нет, ничего не осталось, да и не могло остаться, потому что прошло слишком много времени, но место, на котором она стояла, можно определить по возвышенности. Несколько раз я пыталась произвести раскопки на этом месте (в этом мне помогали одноклассники), но эти раскопки оказались безрезультатными. Закрались сомнения относительно точности места нахождения крепости, но председатель Липецкого областного краеведческого общества А.Ю. Клоков заверил меня в том, что крепость действительно находилась на этом месте, а неудача объясняется тем, что место песчаное и является благоприятной средой для разрушения деревянных построек. Меня это огорчило, но вместе с тем и вселило надежду на то, что крепость разрушена без вмешательства жителей села, что все произошло не так, как с более поздними постройками, например, дворянскими усадьбами.

О том, что в Введенской сельской администрации, в которую входят села Ильино, Введенка, Воскресеновка, Никольское и Кузьминка, было много усадеб, я узнала из докладной записки агента УГРО Илюшина от 1929 года (в уголовном деле священника Симонова), в которой говорится, что здесь «густая сеть помещичьих имений». Кому же принадлежали эти имения и почему они разрушены? На карте Липецкого уезда Тамбовской губернии, составленной в 1911 году Липецким уездным земством, указаны следующие усадьбы:

  1. усадьба Татарниковой в селе Воскресеновка (усадьба не сохранилась, остались только названия « Татарникова лощина» и « Татарников хутор» и часть сада) .
  2. усадьба Фёдорова в селе Введенка (на месте усадьбы расположен Введенский геронтологический центр, сохранился высохший пруд, несколько деревьев фруктового сада).
  3. усадьба Романовского в селе Ильино (сохранился дом, сарай, часть парка, в здании сейчас находится участковая больница).
  4. усадьба Кохлевского в селе Большая Кузьминка (сохранился пруд, подвал и сарай, перестроенный потомками дворян Кохлевских в жилой дом).
  5. усадьба Натаровой в селе Большая Кузьминка (усадьба разрушена ничего не сохранилось).

Из всех указанных усадеб сохранилась только усадьба Романовского в селе Ильино. В селе она известна под другим названием – как усадьба Голеновского. Улицу, идущую от этого дома, в народе называют Голеновкой. Дом действительно принадлежал поручику Дмитрию Ивановичу Голеновскому, жившему здесь со своей женой Александрой Петровной Голеновской (урождённой Плехановой, тёткой Георгия Валентиновича Плеханова) и детьми в начале XIX века. После смерти жены в 1839 году, Голеновский ещё долго жил в усадьбе, но, когда дети подросли, и уехали из Ильино, в 1851 году он продал дом священнику Михаилу Григорьевичу Романовскому, который владел имением до 1912 года, до переезда в село Сокольское. Дом арендуют под агрономический пункт и прокатную станцию, а с 1919 года в нём располагался медико-санитарный отдел. А сейчас в здании находится стационар Введенской участковой больницы. Итак, эта усадьба не разорена только потому, что до революции она уже не была частновладельческой. Следовательно, остальные не сохранились потому, что во время революции принадлежали частным лицам. И, как я поняла, всё, что остаётся без настоящего хозяина, быстро растаскивается жителями. Не знаю, есть ли здесь злой умысел или это простая безалаберность нашего народа, но факт остаётся фактом: почти все богатейшие дворянские усадьбы разрушены до основания. Больно было читать документы, свидетельствующие о стремительном разрушении усадеб, но ещё больнее было видеть, что лёгкость, с которой мы привыкли разрушать – постоянная наша спутница. На моих глазах были разграблены теплицы, коровники и свинарники, принадлежавшие совхозу «Ильинский», у истоков создания которого стояли мои дедушка и бабушка, приехавшие по распределению в совхоз и отдавшие ему всю свою жизнь. Не могу передать вам, как трудно им было видеть это варварство. А что они могли сделать, если вышло постановление о передаче совхоза в ведение другой организации, которой нужна была только совхозная земля, а до всего остального не было никакого дела. Вот и опять всё возвратилось «на круги своя»…Да, мы как дети… Правда, все возмущались, горевали, даже плакали, ведь многие остались без работы. Но никто и не попытался остановить это безумие и взять на себя ответственность. Не умеем или не хотим?

Попытки сохранения дворянских усадеб

А была ли попытка сохранения дворянских усадеб? Этот вопрос не давал мне покоя. Что предпринималось в этом направлении? Понимало ли новое правительство ценность этих усадеб? Да, как я поняла из архивных документов, с первых же дней Советской власти, уже 12 февраля 1918 года, в Липецком уезде образовывается уездный земельный отдел Совдепа (Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов), основными функциями которого являлась социализация землепользования и национализация и трудовое использование бывших частновладельческих усадеб. Кроме того, было составлено специальное распоряжение № 4 уездного земельного отдела от 30 марта 1918 года «О сохранении бывших частновладельческих усадеб», в котором говорилось о том, что по Тамбовской губернии широкой волной прокатилось погромное движение, и даётся очень подробное разъяснение необходимости сохранения высококультурных имений, представляющих большую ценность для народного хозяйств:

Первое: погромщики должны знать, что громят не частного владельца, а народное хозяйство и, следовательно, громят самих себя

Второе: не допускать продажу с торгов таких ценных пород скота, как чистокровные рысаки, тонкорунные овцы, племенные коровы и другие, так как в руках простого крестьянина они погибают от недостаточного ухода и плохого корма

Третье: не допускать продажи с торгов надворных построек на слом или снос, так как они пригодятся для устройства школ, детских домов, больниц и другое

Четвёртое: выполнять приведённые в документе 11 пунктов по сохранению усадеб.

Вот некоторые пункты:

  1. Всеми средствами, вплоть до применения вооружённой силы, прекратить расхищение усадеб.
  2. Доложить обо всех расхищенных усадьбах в Земельный отдел.
  3. Отобрать у спекулянтов всё, ими похищенное.
  4. Привлекать к ответственности и суду всех не подчиняющихся этим указаниям и т. д.

Это распоряжение очень мудрое и правильное, но усадьбы всё же разрушены. Почему это произошло? Наверное, потому, что это распоряжение не выполнялось, или были какие- то другие причины?

История разрушения усадьбы С.А. Фёдорова в селе Введенка

Проследим историю разрушения усадьбы С.А. Фёдорова в селе Введенка. После революции, в 1918 году, в этой усадьбе открылась Школа садоводства, огородничества и пчеловодства, заведующим которой был Михаил Георгиевич Шуваев. По разрешению Культурно-просветительного отдела и Земельного комиссариата под школу было отдано всё имение С. А. Фёдорова. Всем занимался Шуваев, но 29 ноября 1918 года он был арестован за растрату казённых денег в сумме 2053 р. 73 коп. Шуваев не считал себя виновным и неоднократно писал оправдательные письма и записки в уездный земельный отдел (в ведение которого находилась школа). По-моему, Шуваев был очень грамотным человеком, раз он смог организовать школу, и его арест был большой потерей для неё. Он всеми силами старался сохранить имение, но не смог. К сожалению, человек иногда бывает бессилен перед обстоятельствами и властью.

После Шуваева заведующим стал Иван Васильевич Миронов. Он тоже был очень хозяйственным, много заботился о школе. Но в это время началось разграбление школы и школьного сада. С болью Миронов пишет об этом в Сокольский волостной совет:

« В настоящее время заборы усиленно разбираются окрестными поселенцами, а также вырубаются лучшие экземпляры орешника. Хотя сторож и обходит заборы, но у меня никаких средств борьбы со своеволием населения не находится. Отчего просьба остановить разборку заборов и рубку деревьев…»

Школа ходатайствует о получении оружия, необходимого для сторожа ввиду острастки для приходящего с целью расхищения заборов народа». Ружьё получено, сторож исправно выполняет свою работу, ему даже удаётся «обнаружить 4-х неизвестных ему человек, которые производят порубку деревьев».

Немедленно были приняты меры по поимке злоумышленников, при чём последние, заметив, что их хотят задержать, обратились в бегство. Путём облавы, предпринятой членами школьного совета, виновные были задержаны. Всеми средствами Миронов пытался предотвратить грабёж. 14 февраля 1919 года в Липецкий Уземотдел пришёл циркуляр из Губземотдела о сохранении бывших частновладельческих садов. В ответ на это Уземотдел обещает принять самые строгие меры по охране садов от всяких повреждений и порубок. Несмотря на это обещание, разграбления в школе не прекращались. Грабили усадьбы крестьяне соседних сёл. Почему они это делали? Ответить на этот вопрос мне помог один документ, в котором крестьянин, пойманный за порубку деревьев, так объясняет свои действия:

«Мне было объявлено, что «вы за это будете отвечать», но мне отвечать за это нечем, и я отвечать не буду, отвечайте вы за это сами. Тем более, ещё красноармейскими отрядами были растащены сараи тех имений, а нам было объявлено, что имение это наше и мы хозяева».

Эти слова объяснили мне причину, по которой были расхищены и разграблены усадьбы – она кроется в неверном представлении крестьянами о собственности. Они перепутали два понятия – «моё» и «наше»

Итак, одной из причин гибели усадеб является дурной пример, поданный крестьянам красноармейцами. Вторая причина, на мой взгляд, кроется в частой смене руководителей школы.

Первый директор, Шуваев, был уволен за растрату. Второй директор, Миронов, заболел тифом и в начале апреля 1919 года умер. Некоторое время школа оставалась без директора.

Что же осталось от этого хорошо оснащённого и прекрасно налаженного хозяйства к 1920 году? Вот что об этом говорилось в докладе в Липецкий уездный наробраз:

«Состояние Ильинской с/х школы в настоящий момент самое безобразное. Всюду видны следы преступной бесхозности: здания школы загажены до самой крайней степени, дорогая мебель испорчена и побита. Общежитие совершенно не устроено, кухня страшно дымит. Продовольственное дело в школе не налажено: нет ни капусты, ни картофеля, хлебные продукты получаются в недостаточном количестве. Держать детей в таком положении преступно. Необходимо снабдить немедленно всех учащихся одеждой, обувью, постельными принадлежностями, продовольствием, или сразу их всех из школы убрать».

В 1920 году здесь разместился детский дом, один из воспитанников которого, Василий Алексеевич Маслов, в 1952 году ставший заместителем Председателя Совета Министров РСФСР, так написал нам в своём письме:

«Помню, что в детском доме были воспитатели, но школы не было, воспитанники детского дома посещали школу в селе Ильино. Отрадно вспомнить, что в детском доме имелись сад, скот, небольшой участок земли, причем всё это обрабатывалось в основном воспитанниками детского дома. К сожалению, не знаю, сохранилось ли что-нибудь от дома, сада, красивейших прудов, построек. Ведь прошло с того времени более шестидесяти лет!»

Сейчас всё хозяйство Фёдорова уже разрушено, и причина этого разрушения – вопиющая бесхозяйственность новых владельцев усадьбы. И всё, что осталось от неё в настоящее время, – это высохший пруд и несколько сохранившихся деревьев.

Усадьбы Расторгуева в селе Свинино Плавицкой волости Липецкого уезда

Много раз я пыталась представить себе, как выглядела эта усадьба, но полной картины не получалось из-за отсутствия описи мебели и внутреннего расположения комнат. И такое описание я нашла, правда, по другому имению, не относящемуся к Введенской администрации. Это усадьба Расторгуева в селе Свинино Плавицкой волости Липецкого уезда. Фамилию Расторгуева я нашла в одном из документов по школе. Она упоминалась в связи с переездом агрономического пункта в эту усадьбу. Мне повезло, в описи по этой усадьбе подробнейшим образом было описано всё, имеющееся по этой усадьбе, на сумму 260 тыс. 915 руб. Особенно в этом описании меня тронула графа «мебель», где перечисляется более десяти разновидностей столов. Тут и раздвижной обеденный, и маленький простой, и круглый, и ломберный, и письменный… Только после этого описания я смогла понять, как много потерянно.

В самом деле, мало было объявить достоянием народа веками накопленные в усадьбах ценности, надо было их спасти. Но несмотря на подчас героические усилия лучших представителей интеллигенции по спасению усадеб, они всё-таки разрушались. Причина тому – наша русская безалаберность.

Причины разрушения усадеб Кохлевской и Натаровой в селе Кузьминка

А почему погибли усадьбы Кохлевской и Натаровой в селе Большая Кузьминка и усадьба Татарниковой в селе Воскресеновка? Эти имения были менее богаты, они принадлежали обедневшим дворянам Кохлевским и к 1918 году находились в ветхом состоянии. Документы это подтверждают.

Но при усадьбе имелся великолепный сад и пруд. Сейчас на месте этой усадьбы стоит дом, в котором живут внуки и племянники бывшего владельца С.Н. Кохлевского. Этот дом перестроен из сарая бывшей усадьбы. Сохранился только пруд, хотя он и находится в запущенном состоянии и принадлежит теперь другим людям, которые не разрешают родственникам Кохлевских даже подходить к нему.

Подводя итоги всему сказанному, можно сделать вывод, что в разрушении усадеб не было злого умысла, а была обыкновенная халатность, бесхозяйственность, неразбериха, безответственность, неумение управлять, неосознанность совершаемого – всё это и привело к тому, что мы не сохранили мир дворянской усадьбы, не сумели воспользоваться накопленным веками опытом разумного ведения хозяйства и утратили невосполнимую ценность.

И опять, в который раз, я убеждаюсь в том, что мы, русские люди, «не ведаем, что творим». А творим мы всё только на горе себе. Так было, так есть, и неужели так и будет?!

Противоборство сильного человека и власти. Судьба священника с. Ильино Симонова Василия Михайловича

Не хочется так думать, ведь были же в селе люди, которые всё сделали для того, чтобы сохранить культурные ценности. Таким человеком был священник с. Ильино Василий Михайлович Симонов. Его яркая личность меня восхищает и удивляет. Сегодня он мне видится не только как умный, талантливый, сильный, смелый и решительный человек, но и как героическая личность, не смирившаяся с обстоятельствами, не идущая на поводу у власти. Ведь если есть такие люди, есть и надежда на лучшее. Сумел же он сказать «нет» тогда, когда другие молчали или только тихонько шептались. И что из этого вышло? На первый взгляд, ничего. Всё, что у него было – отобрано, церковь разрушена, сам он был сослан на Соловки и домой не вернулся.

Симонов – это человек, которого нельзя было сломить. Он имел собственную точку зрения и яростно отстаивал свои позиции. Позволю себе подробнейшим образом проследить это напряженное противоборство.

В 1929 году в наше село приезжает агент УГРО Илюшин и 19 апреля 1929 года в Докладной записке Начальнику Липецкого районного УГРО пишет следующее:

«Согласно Вашего распоряжения я пробыл четыре дня в районе Ильинского с/совета и вернулся 17 сего апреля. Согласно Ваших указаний, я, путём негласного надзора, путём опроса свидетелей, собеседований и личных наблюдений, выяснил нижеследующее: Ильинский сельский совет состоит в большинстве своём из крестьян – бедняков селений Ильино, Введенки и Никольского. Есть (меньшинство) зажиточных середняков из бывших кулаков и бедняков – подкулачников… Всю эту компанию возглавляет Ильинский поп Симонов Василий Михайлович. Поп Симонов, используя каждый отдельный случай, обращается к народу с открытой проповедью. Он говорит, что Советская власть – власть насильников. Под руководством коммунистов они делают гонение на веру, хотят отнять храм и открыть в нём притон. Отнимают имущество у христиан, в частности у него, попа. В проповедях поп ссылается на авторитет русских литераторов. Одна свидетельница говорит, что поп упоминал в проповеди Достоевского. Таким образом, поп использует религиозные предрассудки верующих путём ложных измышлений. Народ в церкви волнуется. Ильинское кредитное товарищество работает слабо, но преступного в том нет ничего. Состав правления подходящий и при условии твёрдого руководства им и помощи в работе она пойдёт нормально. Это внешняя сторона, а в действительные дела и операции я не вникал, но по сведениям авторитетных лиц дело обстоит как будто благополучно.

Район Ильинского (Введенского) с/совета – селения Ильино, Введенка, Никольское преимущественно с зажиточным слоем населения и с резким переходом к меньшинству бедняков. Середняки – бывшие кулаки, а середняков, вышедших из бедноты, немного и держат они себя пассивно. Густая сеть помещичьих имений в этом районе наиболее укрепила кулацкий принцип собственности. Года два назад, когда землепользование не было упорядочено, можно было широко пользоваться даровой арендой и даже как угодно обманывать бедноту, зажиточные сживались с Советской властью. А когда, начиная с прошлого года, политика землепользования резко изменилась, когда стали известны новые формы землепользования с соблюдением при переделах классового принципа, с выделением бедняцким коллективам лучших земель, и когда это местами стало переходить в действительность, у попов стали отбирать землю и поместье – плюс хлебозаготовки и рыночные цены на хлеб – 7 руб., кулаки ощетились и стали вести активную борьбу.

Сообщая вам вышеуказанное, я считаю необходимым некоторых указанных здесь лиц со сцены удалить. Попа арестовать, а в крайнем случае выслать. Собранный мною материал как чисто политического характера передать органам ГПУ.
Райисполком о вышеуказанном мною информирован.
19.04.29 г.»

Илюшин, как проводник политики Советской власти, умело собирает факты о контрреволюционной деятельности Симонова. Начинаются допросы. В качестве свидетелей были привлечены:

1. Мещеряков Александр Иванович, 1897 г. р., хлебопашец, женат, четверо детей.

«Поп с. Ильино Симонов В. М. Во время гражданских похорон чл. ВКП (б) Юрова Малафея Петровича говорил в церкви проповедь и призывал присутствовавших не ходить на них (…) Во время хлебозаготовок, несмотря на то, что хлеб у него был, отказался от вывоза наложенных на него 100 пудов. Ко мне как председателю комиссии по распределению контрольной цыфры хлебозаготовок, приходил за выпиской из протокола, плакался, что у него хлеба нет…
При отборе хлеба отказался отпирать амбар. Прислуга же его кричала : «Хлеб не берите, будем сидеть голодные» На крик сбежалось много людей, поп чувствовал себя довольным, радостно смеялся. Взятие хлеба пришлось отложить на второй день, что и было сделано – взято 76 пудов».

2. Камынин Андрей Петрович, 27 лет, крестьянин, член ВКП (б), № б. 1012407, не судим, с. Ильино.

«Поп села Ильино Симонов читает в церкви проповеди, в которых говорит, что Советская власть под руководством коммунистов ведёт неравноправную грабительскую политику к верующим и вообще к крестьянам. Сам я в церковь не хожу. Я слышал это неоднократно из разговора других. Упомнить, что именно и кто говорил, я не могу. Однажды поп сказал мне лично, что Советская власть сама по себе ничего, а под руководством коммунистов ведёт грабительскую политику.
На него, на попа, наложено 200 р., а на других или 5 р., или ничего».

3. Ерохина Ксения Алексеевна, 43 года, крестьянка-беднячка, с. Введенка.

«Зимою, недели за две до масленицы, точно не упомню, какого числа, в нонешнем 1929 году, в праздничный день я была в церкви. После службы поп Симонов Василий Михайлович выступил с проповедью. В проповеди поп говорил: «Православные, Советская власть делает насилие над народом и над верой, отбирает имущество и землю. Вот у меня отобрали имение и дом и делают гонение. Я заявил, что веду культурную работу, а мне ответили, что ты поп, и твоя культурная работа не нужна. Православные, я всегда с вами и за вас, вы должны бороться за поругание веры и стоять за веру. Все неверующие ненормальные и безумные, так пишет Достоевский. Православные, сейчас представители советской власти тянут свои грязные руки к церковной сторожке, хотят отобрать её и открыть там свой притон. А скоро они доберутся и до святого храма. Стойте крепче, православные, не давайте в обиду божий храм и веру, не отдавайте церковную сторожку, отдайте мне в аренду моё поместье.» Ввиду того, что земкомиссия перед тем постановила отобрать у него земли и усадьбу, а партячейка постановила ходатайствовать перед РИКом открыть в церковной сторожке избу – читальню, которую в проповедях он назвал притоном. После проповеди член Введенского с/совета, состоящий в церковном хоре Жбанов Михаил Родионович соскочил с клироса к народу и сказал: «Успокойтесь, батюшка, ничего у вас не отберут, мы вас поддержим, всё будет по-старому, пусть другие радуются». Говоря о других, Жбанов имел в виду членов с/совета и актив села. После проповеди народ в церкви волновался и все говорили: «Не дадим в обиду, батюшка, вас и веру». На другой день после этого другой член с/совета, Ушков Григорий Евдокимович, бегал по селу и агитировал народ за попа и собирал какие – то подписи. Он писал, что в доме лишенца Шульгина Ивана Васильевича и у Шульгина Петра Александровича с попом он встретился на улице и много с ним беседовал. Я это тоже видела, проходя случайно.
Добавляю, если узнают, что я дала эти показания, то кулаки меня убьют».

4. Татьянин Андрей Родионович, 1899 г. р., происходит из села Вешаловки Липецкого р-на, прож. в с. Ильино Липецкого р-на, учитель, женат, 2 детей, в красной армии служил красноармейцем.

«Поп с. Ильино Симонов В. М. – тип ярого антисоветэлемента, так как он во время хлебозаготовок ходил по квартирам к членам комиссии Титову Сергею Никифоровичу, заявляя, что наложение на него равносильно расстрелу. «Вы вечером не соберётесь, а если соберётесь, то постановите меня расстрелять», и назвал всех членов с/совета негодяями. Об этом рассказывал мне учитель Бобылин. Сам Титов С. Н., придя на квартиру к члену комиссии бедняку Мещерякову Александру Ивановичу, просил его о снижении количества наложенного хлеба – 100 пудов, которые он вполне мог бы выполнить, как имеющий землю на 6 едоков, а пользуется на 2 едока, так как сын его с 4 едоками служит в Липецке и там пользуется хлебом, имея тесную связь с отцом – попом.
По словам крестьянина-середняка Ерохина Матвея Алексеевича Симонов В. М. В церкви говорил проповедь с призывом помочь ему, т. к. Сов. власть во время хлебозаготовок его обобрала.
По словам крестьянки Юровой Марии Филипповны, живущей от попа через дом, некоторые крестьяне ночью приносили ему хлеб.
Я слышал от учителя Бобылина Василия Георгиевича, что поп Симонов часто устраивает совещания с кулачеством в доме крестьянина Кузнецова Фёдора Васильевича – мельника, живущего рядом с ним.
Помимо этого я слышал от многих, а точно от кого, указать не могу, что поп Симонов распространяет среди населения религиозную литературу.
Во время проповеди две недели тому назад компании по контрактации Симонов категорически отказался от контрактации всех видов хлеба, и когда уполком по контрактации Бегишкин вызвал его в с/совет для составления акта об отказе, то Симонов повернулся и вышел, не стал присутствовать при составлении на него акта».

В нашей школе есть музей, на одном из стендов – фотография А.Р. Татьянина вместе с его семьёй и замечательные воспоминания учеников о нём. Нет сомнений, что это был очень добрый, честный, грамотный и уважаемый в селе человек. Что же заставило его так говорить о Симонове? Ответ на этот вопрос дал протокол допроса свидетеля Владимира Матвеевича Ерохина, 21 года, холостого, крестьянина, члена ВЛКСМ с. Ильино Липецкого района, который гневно осуждает всех, кто идёт против Советской власти и открыто заявляет об этом, даже когда его не спрашивают, и не боится, как его мать, Ерохина Ксения Алексеевна, сделавшая приписку в конце протокола своего допроса. Он же собственноручно, чего не делал никто, после записи протокола его допроса агентом Илюшиным, делает дополнение к своим показаниям:

«С 1 месяц тому назад у нас была секретарём с/совета Татьянина Ольга Александровна, в перевыборах её избрали членом с/совета, когда у нас стала проходить ударная компания по весенней посевке, то тот же член – он же секретарь, сорвала работу, т. е. ушла и не стала работать. В с/совет поступил новый секретарь, который не значим с этим делом и вся ответственность стоит, но ведь сама Татьянина по происхождению поповская дочь, я думаю, через это она и бросила…»

Бросила… то есть отказалась быть секретарём сельсовета. Нашла в себе силы, так же как и Симонов, сказать «нет», а муж её, Андрей Родионович, пытаясь спасти и жену, и себя, даёт показания, хотя и делает это очень осторожно. Значит, были такие люди, как Ольга Александровна? Да, были. Например, председатель сельсовета Михаил Родионович Жбанов, член сельсовета Григорий Евдокимович Ушков, кулак Егор Клементьевич Ушков, церковный староста Иван Васильевич Шульгин, Григорий Сергеевич Шульгин, Александр Андреевич Жбанов. Их агент УГРО Илюшин так же упоминал в своей докладной записке, советуя их «со сцены удалить». Для этого он собирает материал о них. Тот же комсомолец В.М. Ерохин говорит в своих показаниях:

«Однажды на собрании в конце марта кулаки постановили в «разных» вопрос об отобрании церковной сторожки. Когда я заявил им, что на собрании незаконно ставить религиозные вопросы, то член с/совета Ушков и кулак Шульгин И. В. сказали мне, что это не твоё дело и нас много, общее собрание, что хотим, то и делаем. И в это время Ушков, будучи секретарём собрания, написал в протоколе постановления, что сторожка нужна им для крестьян, а изба – читальня им не нужна».

Показания Андрея Родионовича Татьянина: «Мне известно о том, что … в церковном совете руководят и агитируют против с/совета Шульгин Григорий Сергеевич и Ушков Григорий Клементьевич. Они отказывались категорически выдать с/совету ключи от церковной сторожки. Отношение их к с/совету враждебное».

Итак, Илюшин выполнил постановление советской власти – «убрал со сцены» кулаков и священнослужителя. Дело сделано, постановление об избрании меры пресечения написано, Симонов и его единомышленники приговорены к разным срокам лишения свободы.

Другой человек, отсидев три года на Соловках, постарался бы приспособиться к существующей власти, но не таким был Симонов. Он продолжал открыто выражать своё мнение, даже если оно шло вразрез с общепринятым. И в 1937 году его вновь осуждают. На этот раз свидетелями стали:

1. Банных Пелагея Алексеевна, 1903 г.р., беднячка-колхозница.

«В феврале 1937 года в церкви священник Симонов В. М. Выступил с проповедью в день 100-летия юбилея Пушкина. В к. проповеди сказал: «Некоторые говорят, что бог не существует, и веруют в него лишь отсталые и темные люди. Это неверно, бог существует, и веруют в него такие люди, как великий писатель Пушкин, который перед своей смертью позвал священника и принял «святые тайны» И предложил верующим помолиться за спасение души Пушкина».
1 апреля 1937 года оперуполномоченный УГБ Липецкого НКВД Акиньшин рассмотрев поступивший материал на Василия Михайловича Симонова, обвинил его в том, что он «ведёт систематическую контрреволюционную деятельность, ложно освещает мероприятия, проводимые Советской властью на селе, то есть в действиях, предусмотренных статьей 58 п. 10 ч. 2 УК РСФСР» и постановил: «В квартире гражданина Симонова Василия Михайловича произвести обыск, арестовать его и заключить под стражу в тюрьму г. Липецка».

Во время допроса Симонов вел себя очень достойно. Виновным в контрреволюционной деятельности он себя не признал, от подписи отказался. Допрос продолжался:

«Вопрос: Следствием установлено, что в ряде случаев Вы вели среди граждан села Ильино контрреволюционную деятельность, используя религиозные предрассудки отдельных граждан. Вы говорили, что Сов. власть не обеспечит хорошей жизни, клеветали на Сов. власть и Ком.партию.
Ответ: Среди граждан я действительно говорил о том, что невежде нужны меры принуждения, как я понял из предложения подписаться на заём, от которого отказывался на сумму, предложенную мне. Я сказал, что религия присуща культурным людям, высказав пожелание поговорить на эту тему даже со Сталиным. Другой агитации я не вёл.
Вопрос: Вы скрываете от следствия факты своей контрреволюционной агитации. Вы открыто письменно клеветали на Советскую власть и колхозное крестьянство, посылая в газету «Липецкая коммуна» письмо «О голоде». Подтверждаете ли Вы это?
Ответ: Письмо я послал, в котором действительно писал о том, что тяжело видеть трудящихся, живущих впроголодь.
Вопрос: От кого вы получили и когда конспект записей, отпечатанные на исапирографе?
Ответ: Получил я их 9 штук в 1932 или 1933 году обнаруженные у меня во время обыска конспекты, года 3 назад из города Москвы, но фамилию лица, выславшего мне конспекты, называть отказываюсь, а желаю лучше за это нести наказание».
От подписи Симонов отказался. Подписывается он лишь под такими показаниями: «В мае месяце 1935 года я действительно заходил в Введенский с/с был по вызову председателя Бородина Б. И., который мне предложит подписаться на заём, что мною было сделано. Я подписался на 50–70 рублей. … На вопрос Бородина П. И. не пора ли мне бросить морочить тёмный народ, я ему ответил, что христианская религия воспитывает людей честности и культуре. В чем и подписываюсь – Симонов».

Суд над Симоновым состоялся 29 июля 1937 года в городе Липецке. До этого четыре месяца он провёл в тюрьме – больной, но не сломленный. В тюрьме он продолжает свободно высказывать свои мысли. Вот что говорит его сокамерник Фролов Иван Иванович: «Примерно числа 2 или 3 мая 1937 года в нашей камере №3 было объявлено дежурным по тюрьме в том, что передачи подследственным по статье 58 пункт 10 УК отменяются. Симонов иронически говорил: «Вот вам и результаты сталинской конституции, о которой так много говорили. Ежов захотел и отменил передачи, свидания и переписку заключенным». 28 апреля 1937 года на вопрос заключенного Сякина Алексея Игнатьевича имеет ли он свой дом, на что Симонов ответил: «Да, дом у меня был, но эти красные шакалы коммунисты у меня его отобрали. В 1933 году на меня наложили 720 рублей налогу, который я не захотел платить, но эти бандиты пришли и всё забрали».

В своём последнем слове обвиняемый Симонов сказал: «Я не проводил контрреволюционной агитации, я обращаю внимание суда на то, что Липецкая НКВД напрасно ко мне придирается. Виновным себя не признаю»

И он пытается им объяснить свою точку зрения. Для этого пишет «Показания по существу дела», в которых говорит:

«В храме за богослужениями я всегда старался проповедовать только великие христианские истины – веру в Божественный творческий дух и разум, веру в истинность евангельского закона и некоторых церковных правил и обрядов, т. е. я призывал верующих жить по Христовым заповедям, часто повторяя слова одного умершего пастыря Наумовича: «Учись, молись, трудись, трезвись»
В своих проповедях с церковной кафедры я ни разу не вступал в чем-нибудь против Сов. власти, против её распоряжений и действий.
За всё время революции я, как человек интеллигентный, «искал у себя на местах церковной законности», каковую у нас по деревням часто нарушают – и за это время на меня нередко обижались сельские власти и старались так или иначе насолить. …В этих затруднительных обстоятельствах я обращался в храм к верующим».

Суд постановил подвергнуть Симонова лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях НКВД сроком на пять лет, не приняв во внимание подвижническую деятельность Симонова, заключающуюся в том, что он в трудное для сельчан время всеми силами пытался облегчить им жизнь: многих обучил пчеловодству, бесплатно раздав свои ульи; писал статьи в газету «Липецкая коммуна» с предложением возделывать на территории Липецкого уезда проса как средство спасения голодающих, а так же предлагает экономный способ посадки картофеля. А ведь к следственному делу Симонова эти замечательные работы были приложены. Вы только посмотрите, как грамотно и правильно излагает он свои мысли!

Естественно, что для семидесятисемилетнего больного человека пятилетний срок заключения оказался последним. Симонов домой не вернулся. Я пыталась найти его родственников (мне известно, что у Василия Михайловича был сын Николай, который жил сначала в Липецке, а потом в Днепропетровске, и имел двоих детей) с помощью газет, но на мою просьбу никто не откликнулся. Печально, но факт. И вдруг, как бальзам на мою душу, статья в «Липецкой газете» под названием «Где живёт родник», в которой говорится о роднике, который недавно пробился в селе Преображеновке Липецкой обл. Добровского района. Боже мой, а ведь это село – родина Василия Михайловича Симонова! Автор статьи, Елена Таравкова, пишет:

«Вода оказалась очень чистой и приятной на вкус, а потом специальная комиссия подтвердила наличие в ней серебра, полезного для здоровья человека… Ребята сделали спуск из брёвен, даже беседку соорудили, чтобы в летнюю жару односельчане могли жажду утолить, и от трудов праведных отдохнуть…» А может, и вспомнить добрым словом Симонова, жизнь которого, как чистая родниковая вода, напоила многих жителей села Ильино, и не дав им нравственно погибнуть в тяжелейшие годы испытаний… Пусть живёт родник!

20 января 2011
Листая страницы истории села… (село Ильино Липецкого района Липецкой области) / Оксана Комаричева