Мой маленький Советский Союз (поселок Свобода и межнациональные отношения) / Аксинья Козолупенко
Век прошлый дал миру удивительное и не понятое до сих пор до конца историческое образование, в котором родилась и я – Советский Союз. Он возвышался над другими государствами, как прочнейшая конструкция из союзных республик, скрепленных в единый монолит дружбой народов. Дружба народов выдержала многие удары истории: войну отечественную и войну холодную, переселения и выселения народов, но неожиданно разрушилась от перестроечной гласности. Так огромный стальной мост, по которому советский народ должен был перебраться в светлое будущее, выдерживавший многочисленные натиски бурь и ураганов, легко развалился от слабого порывистого ветерка. Этот ветерок называется «межнациональные отношения».
Мне как автору данного исследования, повезло родиться и жить в поселке Свобода, который появился на свет вместе с Советским Союзом, вместе с ним и умер, как центр сельского советского хозяйства – совхоза, который при жизни был маленькой копией огромной страны. В нашем поселке, как и в СССР, жили и продолжают жить люди 65 национальностей, съехавшиеся когда-то со всех сторон строить светлое будущее, и для меня понятие «межнациональные отношения» не абстрактно, а выражено в реальных лицах, именах, поступках односельчан.
Я провела небольшой социологический опрос, в котором участвовало сорок три старшеклассника поселка Свобода (село) и девяносто шесть гимназистов (город). Из всего собранного в разговорах, опросах и документах материала, я попыталась слепить мозаичную картину.
Есть ли у тебя близкие родственники другой национальности? | Есть ли у тебя родственники другого, чем у тебя вероисповедания? |
Смог бы ты жениться (выйти замуж) за человека другой национальности? |
Смог бы ты жениться (выйти замуж) за человека другого, чем у тебя вероисповедания? |
|
село | Есть 94% |
Есть 25% |
Да 83% |
Да 33% |
город | Есть 98% | Есть 39% | Да 90% |
Да 56% |
Земля народу
Мой прадед Петр, переселившийся в эти края в самом начале прошлого века из Украины, имел в башкирской деревне Кинзябызово хорошего знакомого – Мансура. Он сдавал прадеду в долгосрочную аренду сенокосы. А прадед, в свою очередь, научил Мансура укладывать снопы способом Марья-баш («голова Марьи»: девять снопов внизу, а один, как голова, сверху) и есть украинский борщ с пампушками и злым соленым перцем. Они звали друг друга «знакум» – славяно-тюркское словообразование, в котором сплелись слова «знакомый» и «кум». Прадед отдал последний долг за аренду Мансуру, уже будучи колхозником, хотя мог бы и не отдавать – Мансур тоже колхозником стал, только другого колхоза, а за такие операции с землей оба колхозника могли и на нары угодить. Но долг не велик, а спать не велит – говаривал прадед.
Нужна ли тебе собственная земля и для чего?
Да (%) |
Нет (%) | Для дома, дачи(%) |
Для фермерского хозяйства(%) |
|
село | 40 | 60 | 35 | 5 |
город | 80 | 20 | 80 | 0 |
Молодежь поселка Свобода спит и видит себя горожанами, поэтому о работе на земле (своей или чужой), планы не строит …
ТРОЦКИЙ С ОГУРЦАМИ.
– Александр Моисеевич в нашем совхозе главным специалистом был, я у них в семье в служанках была, пока его в Уфу в Совхозтрест не забрали на повышение.
Они с семьей уезжали, и мне много своих вещей Сара Львовна оставила – мы с ней комплекцией одинаково выходили. Подружка Маруся из зависти и донесла, что тарелка с Троцким у меня есть. Пришли ко мне пьяные активисты Василь с Азатом и требуют: «Ставь бутылку да огурец положи на Троцкого»– я сразу поняла, откуда ветер дует. Вытащила незаметно из сундука проклятую тарелку и побежала за бутылкой к продавщице, а её под крыльцо барака засунула. Знала бы, что так обернется, так эту тарелку я бы ещё год назад выкинула, когда Александр Моисеевич приказал, но пожалела я тогда целенькую тарелку выбрасывать – припрятала на собственную погибель. Мою бутылку активисты выпили, да меня же потом и в лагерь отправили…
В 20-е годы на ленинградском фарфоровом заводе делали агитационный фарфор – чашки и тарелки с портретами вождей революции, лозунгами и символикой той поры.
Тарелка с Троцким, будь она сейчас у наследников бабушки Веры, пошла бы на лондонском аукционе тысяч за 25-30$. Хорошая компенсация за 10 лет лагерей бабушки. Но увы! где сейчас это крыльцо и эта тарелка…Бабушка Вера после лагерей опять жила в поселке, но зла на людей (причем людей другой национальности), отправивших её туда, не держала: «Бог им судья!»
ПРАЗДНИК ПЛУГА.
– У Эльтутара спирометрия была – ведро! Одиннадцать литров воздуха в легкие влезало. В кузнице он работал молотобойцем, так иной раз меха, чтоб уголь раздувать, не включает, а наклонится и дунет на угли, – угли синим огнем полыхнут. А если перед этим ещё и выпьет, то прямо как факир какой пламя изо рта извергает. Петь по праздникам в клубе любил. Бывало, выйдет на сцену и поет песню на одном дыхании, не останавливается. До середины допоет, замолчит. Баянист уже знает его такую привычку, тоже замолчит и не играет – ждет. Эльтутар полные легкие воздуха опять надует и уже тогда (опять без остановки!) песню и допоет. Фильм тогда популярный в поселке шел: «Человек–амфибия». Так Эльтутар после него все свободное время на пруду проводил: нырял, трубить в бутылку научился, как Ихтиандр в раковину. И погиб из-за этого – на сабантуе поспорил с русскими мужиками, что бутылку водки со дна пруда достанет. Мужики мало не на середину пруда бутылку зашвырнули, Эльтутар нырнул, а через два дня водолазы его с бутылкой той в руке на дне и отыскали – за корягу бедняга зацепился…
Некоторые старики – башкиры считают, что неумеренно пить водку коренное население научилось от пришедших в эти края русских. Русские, в свою очередь, винят украинцев, те – поляков и татар (как её татары пьют!). Поляки винят евреев, евреи – араба, придумавшего перегонный куб. Замкнутый круг. Но чаще всего линия раскола общества в поселке проходила не по национальному признаку, а по линии «Руководитель – рабочий».
КИТАЙСКИЕ ВРЕДИТЕЛИ
В 1930-е годы в поселке на совхозном огороде работало несколько китайских семей. Они года два жили тихо и незаметно, даже похоронили несколько своих на краю кладбища. А весной, на Родительскую, на кладбище народ пошел, и увидел, что китайцы там деньги жгут. Китайцев, как вредителей, сразу и забрали. Долго потом в поселке говорили, что денег и так мало, а их ещё и китайцы жгут.
Китайцы отмечают Праздник весны (цин-мин) на кладбище, где при этом сжигают особые бумажные ритуальные деньги. Это обстоятельство и ввело в заблуждение местных жителей.
В настоящее время неудачи и просчеты тоже пытаются списать на происки людей другой национальности (торгаши – азеры, евреи – олигархи, цыгане – наркодельцы, чеченцы – террористы и т. д.)
КВАЗИМАТЕМАТИК ИЛИ КАК БЫ ГРЕК
Вдруг залаяли собаки.Шел с девчатами Бурбаки,Сладко пел в ночи баян,Весел Коля был и пьян.
Такую частушку когда-то пели в нашем поселке о приезжем сезонном строителе – греке Н. Бурбаки. Он приезжал в поселок всего два или три лета, но сумел разбить сердца многим местным красавицам.
ДЕТИ КОНТР-АДМИРАЛА ПАПАНИНА
По округе вперемешку деревушки русские и украинские были. Украинцы русских «кацапами» звали – «Кацап за ж… цап», и наоборот: «Хохлы – чтоб вы сдохли». Русские к родителям обращались «маманя, папаня», что украинцев смешило, поэтому, когда в 1937 году весь мир заговорил о полярной станции «СП-1», сочинилась частушка:
Чей медведь на вспашке льдиныЗаработал трудодень?Я маманин, я папанин,Я из колхоза «Красный день».
Крайнее проявление национализма в нашем поселке сводилось и сводится к приклеиванию нехороших качеств людям других национальностей. Глупый, как…; грязный, как…; тупой, как… Но могут оскорбительно звучать и сравнения, типа: умный, как…; гордый, как…
Иногда простое упоминание собеседником твоей национальности (даже без прилагательных), показывает его негативное к тебе отношение.
НЕГР С КИТАЙЦЕМ – БРАТЬЯ НАВЕК
В нашем поселке негров никогда не было – их только на картинках в книжке «Хижина дяди Тома» да по телевизору местные видели, но к очередному празднику Октябрьской революции в большом окне хозяйственного магазина сделали из подручных материалов композицию «Рабочий и колхозница». Композиция больше на осьминогов походила: «Рабочего» изображал медный самовар с респиратором на голове, из живота самовара несколько кусков разноцветных шлангов торчали, а на концах этих шлангов вместо ладоней, резиновые белые перчатки с зажатым рабочим инструментом (распылитель, молоток, мастерок, пила, дрель). А «Колхозницу» в виде негритянки из черных полиэтиленовых бочек и ведер соорудили. Волосы у неё из зеленой полиэтиленовой мочалки, купальник из красных тазиков. Зеркальные очки, губы красные.… В каждой руке «Колхозницы» – разные садово-огородные инструменты: серп, грабли, мотыга, секатор, лейка. А к её хвосту, с кистью на конце, продавщицы большой бант прицепили…«Рабочего» народ сразу Мао Цзэдуном прозвал, а «Колхозницу» – Анджелой Дэвис.
БЕЙ ВРАГА НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ.
– Я на войну с 18 лет попал и сразу в разведку. В разведке закон простой – или ты его или он тебя. Я только в рукопашных четырнадцать фрицев кончал – за что и ордена имею, их на войне просто так не дают (два ордена Славы, четыре медали «За отвагу» и еще медали за взятие разных городов). С фронта вернулся – молодой, красивый, стал шофером работать, женился, а жизни нет.… Как ночь приходит – так лезут они со всех углов с ножами. Пробовал я таблетки-порошки всякие, водкой спасался, но ничего не помогало. Однажды послали меня с инженером за запчастями в Александровку (п. Александровка Оренбургской области – немецкая деревня). Приехали поздно, инженер спать лег, а я «татаренка» [fn] «Башкиренок», «Татаренок», «Чувашенок» и т.д.– так называют в наших краях четвертинку водки люди разной национальности. [/fn] на грудь взял и в клуб пошел. По переулку иду – меня как током дернуло: речь знакомая за забором! Я через забор птицей перелетел, и пошла у нас полосовня! Всю ночь война шла с переменным успехом, а утром пришлось отступать из деревни спешным порядком вместе с инженером – ему тоже перепало. С машины меня после этого с треском сняли, но спать я стал нормально – без кошмаров… Я потом еще туда на мотоцикле ездил – мировую с ними пить: люди как люди, видно ночью фашисты привиделись…
Лежит ли ответственность на современных немцах и японцах за военные преступления их дедов?
Да (%) | Нет (%) | |
Село | 26 | 74 |
город | 18 | 82 |
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ
В книге регистрации рождений нашего поселка каких только имен нет! Георгиев много в послевоенные годы – в честь Жукова, Юрой стали ребят часто называть после полета Гагарина, Валей – девчат, после полета Терешковой.
После сериалов Изауры, Лауры, Матильды пошли. А вот имя Дамир – ДАешь МИровую Революцию, появилось в 20-е годы и с тех пор стабильно присутствует во всей книге до настоящих дней. Красивое тюркское имя осталось памятью о тех днях. Некоторые имена берут своим детям и христиане и мусульмане: Руслан, Альберт, Артур, Максим, Роман, Марат, Диана, Юлия, Светлана, Софья, Маргарита, Рая.
ТРАНСВЕСТИТ
– У него мать чувашка была, а отец татарин. Когда паспорт пришло время получать, то песню пели на весь Союз по радио: – По-армянски я Вано, а по-русски – Ваня. Как-то стеснялись в те времена и имен и национальностей нерусских. В паспорте он себе национальность «русский» сделал, а когда знакомился, то Мишей представлялся. В Казанский вуз поступал – изменил национальность на татарскую и снова Мухаметом стал – как при рождении. В Башкирии работать начал – перекрестился в башкирина и имя пророка взял – Мухаммед, так быстрее карьеру делать можно было. Сейчас от налоговой службы в Тыву[fn] Туву (просторечн.) [/fn] убежал – видно справил новую себе национальность.
Как ты определяешь свою национальную принадлежность?
По родителям (%) | По языку общения(%) | По языку мышления(%) | По религии(%) |
По обычаям(%) |
|
Село | 40 | 20 | 20 | 15 | 5 |
Город | 30 | 25 | 40 | 5 | 0 |
ВОИСТИНУ БАЙРАМ
В нашем поселке никогда не было церкви или мечети и к вопросам религии жители до сих пор относятся весьма просто. Ребятишки всех национальностей давно уже ходят на Пасху по дворам славить Христа. Взрослые говорят друг другу, в зависимости от праздника, не только «Христос воскрес! Воистину воскрес!», но и «Курбан Байрам! Воистину Байрам!»
Сохранятся ли в XXI веке все современные религии | Исчезнет ли в XXI веке религия |
Появится ли в XXI веке одна мировая религия |
|
Село | Да (30%) | Да (10%) |
Да (60%) |
город | Да (20%) | Да (5%) |
Да (75%) |
ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Старая доярка Рашида-апа, которой за ударную работу когда-то вручали орден в Уфе, всегда с волнением вспоминала о том, как в Уфе, после награждения, всех награжденных водили в театр. Совсем недавно Рашида-апа узнала случайно, что в те далекие годы некоторых репрессированных артистов-москвичей ссылали из Москвы на поселение в Уфу, и она могла этих артистов видеть в театре на представлении. Старушка очень сильно огорчилась:
«Меня парторг целый месяц дрессировал, как себя вести и что мне делать и говорить два дня в Уфе, в театре я всего три часа была, потом назад поехала в деревню, на всю оставшуюся жизнь – под коров в навоз. Знала бы – и в передовые не лезла, и парторгу скалкой по башке дала, что б не приставал, глядишь – вместе с артистами поселили и меня, как врага народа, в Уфе, работала бы в театре».
УРОК СЛОВЕСНОСТИ
Учителя нескольких школ возвращались на тракторных санях с январской районной конференции. Мордовская, татарская и башкирская деревни, как бусины, были нанизаны на дорогу в Свободу. Мороз был за двадцать градусов, поэтому все без исключения грелись градусами. За ними бегать далеко не нужно было: спрыгни с саней, подожди следующего трактора (в 50-е годы зимой ездили только обозами). Этот трактор в рабкооп полные сани водки везет: отдай деньги товароведу, бери пол-литра и быстрым шагом догоняй свои сани. Трактора по бездорожью медленно ходили и как корабли: вверх-вниз, вверх-вниз по ухабам. Градусы не только греют, но и языки развязывают, вот уже в санях разговор пошел на разных языках.
Говорят в основном учителя – мужчины, каждый на своем языке, но периодически ругают бездорожье по-русски, что не совсем нравится русским пассажиркам.
Как тактично отучить ругаться – никто быстро не придумает. Вдруг, после прыжка саней с крутого ухаба, учитель русского языка Федор Никифорович начинает виртуозно материть плохую дорогу на всех местных языках, кроме русского. Его начинают стыдить женщины-националки, в ответ им Федор Никифорович кротко замечает: «Ваши мужчины выражают вслух мысли русских женщин о дороге, а я решил огласить и ваши мысли». Все смеются и прекращают ругаться на всех языках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пока я делала работу, то перечитала её раз двадцать или больше и поняла очевидную истину, что межнациональные отношения в ХХ веке, если их очистить от политики и религии – это всего лишь взаимоотношения, в которых участвовали:
1. Мужчина и мужчина;
2. Мужчина и женщина;
3. Женщина и женщина.
Первый тип – дружба или вражда, второй – любовь или ненависть, а вот третий тип взаимоотношений своего рода terra incognita. Сохранятся нации – сохранятся и межнациональные отношения. Видимо такие взаимоотношения сохранятся надолго, иначе человечеству придется сознаться в своих пороках, а не списывать их на другие нации.
Но как бы они не назывались, при благоприятном исходе таких отношений должен появиться мой пра-пра-пра-пра-пра-правнук, портрет которого смотрит на меня со стены – его нарисовали мне друзья с биофака: смуглый, невысокого роста, нос приплюснутый; глаза черные с узким разрезом; волосы жесткие, прямые, черные. Он совершенно не похож на меня внешне, но он широко улыбается, совсем как его предки.
Ибо если мы, его предки, сумели выжить, потому что смеялись, то с теми проблемами, которые он получит от нас в наследство (а он их обязательно получит!), ему нужно хохотать день и ночь. Оберегай его, Господи, от пессимизма, присущего, по мнению Лермонтова, человеку от рождения:
И сохрани ему чувство юмора. Аминь.