Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
13 июня 2009

Частушки жителей села Свобода о рождении, жизни и смерти одного из совхозов СССР

Google Earth
Село Свобода со спутника Google Earth

Республика Башкортостан, Куюргазинский район, с. Свобода́, средняя школа,
8-й класс
Научный руководитель: А.Р.Козолупенко
Конкурс 2001/2002 года, третья премия

 
Другой примечательностью племени являются поэты. Бывает, кто-нибудь выстроит в ряд шесть-семь слов, обычно загадочных, и, не будучи в силах сдержать себя, начинает выкрикивать их, встав в центре круга, который образуют рассевшиеся на земле жрецы и все прочие.
Хорхе Луис Борхес. Сообщение Броуди
 
Если на карте мира или глобусе отыскать точку с географическими координатами 52°45 северной широты и 55°26 восточной долготы, то там будет село Свобода – моя родина, родина моих родителей, дедов и прадедов. В нашем краю считают, что об умершем человеке помнят до тех пор, пока на его могиле не истлел крест. Вот почему кресты у нас стараются ставить дубовые, а потом и каменные. За сто последних лет умерло много моих односельчан, исчезли с лица земли многие из окрестных деревень. Я не могу всем подновить кресты или поставить новые, поэтому пусть мое скромное исследование продлит в годах память о моей родине, ее людях.

Предыстория села Свобода

Места, о которых я веду повествование, начинаются там, где Уральские горы, заканчиваясь, плавно переходят в бескрайние оренбургские и казахские степи. В старину кочевали по этим местам башкиры со своими стадами; проезжали служивые люди в поисках Емельяна Пугачева, Салавата Юлаева, Кинзи Арсланова. Первые русские (и украинские) поселения появились здесь в конце XIX века. Их появление связано и с именем П.А.Столыпина. Столыпинские аграрные реформы 1907–1911 годов стронули с насиженных мест и погнали в неведомые оренбургские степи сотни семей из Курской, Орловской, Харьковской губерний.
Переселенка из Харьковской губернии Анна Петровна Козолупенко вспоминала прощанье с родиной так:
Дорогие мне подружки,
Видимся последний раз.
По чугунке на машине
Уеду я от вас[1].
Комментарий. В.Даль дает в «Толковом словаре» объяснение слова «чугунка» – железная дорога, железянка; «махина и машина» (лат.) – снаряд, всякое устройство, приспособление для увеличение силы, либо для увеличения скорости. В данном случае – паровоз.
Перечитайте «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина, рассказы В.И.Даля и С.Т.Аксакова, и вы еще раз убедитесь, что климат у нас очень крутой (резко континентальный). Приехавшие семьи работали и днем и ночью. Поначалу жили в землянках, но постепенно обживались: брали ссуды в Земельном банке в Оренбурге (120 км отсюда), строили дома, сараи, заводили скот, распахивали арендованные у башкир земли. Было не до песен, но слава мастера по изготовлению соломенных избяных крыш Бондаренко вошла в эпос:
Чтоб покрыть соломой крышу
Нужны сметка и расчет.
Воробей пойдет – провалится,
А дождь пойдет не протечет!
Комментарий. Бондаренко Аким Игнатьевич (1880–1959). К крыше из соломы предъявлялись определенные требования: она должна была защищать от дождя и снега, не загораться от печной трубы; иметь определенную форму, не быть «лохматой», быть «гладкой» и т.д.
Не успели переселенцы войти в силу, как началась Первая мировая война, перешедшая в Гражданскую. Военных действий в наших краях не было, но без мужиков деревни были беззащитны перед любым вооруженным отрядом:
К нам на хутор заскакали
Красные иль белые.
Гусям бошки порубали –
С ними они смелые.
Комментарий. Кроме «красных» и «белых», в наших местах были банды, рядившиеся и под тех, и под этих.
В деревню Орловка вернулся раненый красноармеец Ефим Якушов. Привез новости:
В девятнадцатом годе́
Дал им Троцкий по балде
И бронепаровозом
Всех смешал с навозом[2].
Комментарий: Л.Д.Троцкий, один из создателей Красной Армии, руководил ее действиями на многих фронтах Гражданской войны. Использовал бронепоезда не только против белых, но и против отступающих красноармейцев как заградительные отряды. У поэта С.Есенина в стихах крестьяне говорят о своих противниках на фронтах Гражданской войны: «Уж мы его – и этак и раз-этак» («Русь Советская»), «Уж как мы их… Не в пух, а прямо в прах…» («Русь бесприютная»). В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» русские солдаты называют французов «они». Традиция не называть своих врагов и противников полным именем имеет очень древние корни и рассмотрена английским этнографом Джеймсом Фрэзером в главе XXII «Запретные слова» книги «Золотая ветвь».
Житель башкирского села Тюканово Тимерьян Кутушев за уклонение от службы в рядах Красной Армии побывал в Мелеузовской чрезвычайной комиссии, о чем в дальнейшем пели жители соседних деревень:
Тимерьян попал в ЧК,
Там узнал Тимоха:
«Кому нарам – хорошо,
Кому низом – плохо!»[3].
Комментарий: Кутушев Тимерьян Ахметгареевич (1891–1947). ЧК – Башкирская чрезвычайная следственная комиссия (БЧК) создана 3 марта 1919 года; в феврале 1922 года преобразована в БашГПУ. Частушка явно перефразирует стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925).
Кузнец из села Андреевка Григорий Сапрыко за несколько мешков муки и поросенка выменял у проходящей воинской части разбитый станковый пулемет системы «Максим». Себе он оставил ствол с водяным охлаждением, а остальные части утопил в омуте. Через некоторое время из ствола закапал самогон, который был на порядок чище, чем самогон в округе, но кто-то из завистливых соседей «накапал» на Григория в органы, и ствол «Максима», как и все остальное, тоже очутился на дне омута. Кузнец чудом вышел живым и здоровым из органов, а частушка долго еще волновала воображение местных выпивох:
Пулемет «Максим»
Куда котисься?
К кузнецу попадешь –
Не воротисься.
В деревню Васильевка вернулись из частей Волжской флотилии Яков Подшибякин и Петр Квочко. Тельняшки, бескозырки, а главное – наколки вождей! Девушки стали тихо сходить с ума, а насмешники запели:
Ленин, Маркс и Энгельсон
Глядят у Яшки с-под кальсон,
А у Пети завсегда
Торчит лишь Маркса борода![4]
Комментарий: Еще в средние века русские воины перед военными походами получали от своих матерей или жен благословение и намоленную иконку, которая защищала воина от неприятельских стрел и пуль. Во время боя ворот рубахи был расстегнут, чтобы эта иконка была видна. После революции начались гонения на церковь. Место икон в красных углах изб заняли портреты, а на груди у воинов – наколки вождей революции. Ниже пояса наколок вождей, конечно, не делали, в частушке явное преувеличение.
После смерти вождя коммунистов В.И.Ленина поминки по нему увековечила частушка:
Мы в холодном январе
Зарезали мерина.
Три недели кишки ели –
Поминали Ленина!

Рождение села Свобода

С 1920 года в Башкирии на базе помещичьих и свободных государственных земель стали образовываться советские хозяйства – совхозы. На землях, о которых я веду речь, намечалась организация огромного совхоза с 8 отделениями, по площади равного небольшому району Башкирии, с центральной усадьбой, построенной рядом с маленьким хуторком Свободный. Строительство центральной усадьбы началось в 1928 году. Центральная усадьба Мурапталовского племенного совхоза – так называлось официально наше село, ну а неофициально: совхоз, племсовхоз, Свобода, Свободино (с ударением на последнем слоге).
За короткий срок в селе были построены 12 саманных бараков, мастерские со станками из США, пилорама, гараж, клуб, контора, столовая, медпункт, школа, пекарня, магазин, баня, парашютная вышка, склады. Запрудили 2 пруда. Новое село возникло в двух километрах от границы с Оренбургской областью, поэтому очень скоро многие жители соседних деревень переселились в совхозные бараки. Приехали на работу люди из многих мест Советского Союза. Русские, украинцы, башкиры, татары, чуваши, мордва, марийцы, белорусы, грузины, евреи, казахи, цыгане, немцы – кто только не жил в то время в совхозных бараках! Большинство из них – молодежь, поэтому по вечерам, после работы по селу разносились звуки гармошек, балалаек, гитар, мандолин, а также песни, и, конечно, частушки:
Опа, опа,
Жареные раки,
Приходи ко мне гулять –
Я живу в бараке.[5]
Появились переделанные старые частушки о новых профессиях:
Мама, я летчикаофера) люблю,
Мама, я за летчика пойду.
Летчик высоко летает
Много денег получает.
Или:
Шо́фер возится в машине
Вся рубашка в керосине.
Мама, я за шо́фера пойду.
Пелись и частушки о новых печах-голландках:
Эх, что ты стоишь,
Какую лихоманку!
Бери меня за рукав,
Веди за голландку!
Комментарий: В бараках делали печи-голландки в каждой комнате-квартире. Топились они специальным истопником из общего сквозного коридора.
Некоторые из приезжих щеголяли такими словами, как «свободная любовь», «гражданский брак», «физиология» и проч. В селе наступила великая «эпоха любви». Любви без обязательств, без запретов:
Нас ветврач осмотрел
И сделал заключение:
«У вас это не любовь,
А скотское влечение!»[6]
Комментарий: до 1962 года в селе не было врача, был только фельдшер. А на совхозных фермах за симментальскими коровами, привезенными из Швейцарии, ухаживали несколько веттехников и два ветеринарных врача. Была ветлечебница и ветаптека, поэтому многие жители с. Свобода и других деревень обращались со своими болезнями к ветврачам.
Любовь без контрацепции очень быстро приводила к известным последствиям. Врача–хирурга или гинеколога в селе не было, да и аборты были в середине 30-х годов запрещены законом. Вопрос решался на месте по-социалистически: на стройках совхоза всегда требовались разнорабочие – погрузка, разгрузка, перенос двенадцатикилограммовых саманных блоков, «легкие» бетонные работы, выработка плитняка в каменоломне, подтаскивание бревен на пилораме были «по силам» молодым женщинам и девушкам.
Я с миленочком стояла
Ближе некуда стоять:
Дайте мне на котловане
Лопатой помахать.
Рашида́ на лесосплаве
За двоих старается,
А за кого старается –
Всем знать не полагается![7]
Впрочем, последнюю частушку относили и к стахановскому движению.
Моя милка бик якши[8]
Ловит сразу по две вши.
Партком велел ловить по пять,
Чтоб Стаканова догнать![9]
Комментарий: Зачинателя стахановского движения (1935) А.Г.Стаханова жители наших мест называли «Стаканов». В 60-е годы пели другую концовку этой частушки: «…Чтоб Америку догнать», так как Н.С.Хрущев хотел по многим показателям догнать и перегнать Америку.
В 1937 году Яша Царьков, на проводах в Красную Армию, спел про своего друга Ягуду Кульмухаметова:
Свобода́ ты Свобода́,
Правильно – Свобо́да,
Ягуда ты Ягуда,
Правильно – Ягода[10].
Комментарий. Сравнение тракториста Ягуды с наркомом (тогда – связи) Генрихом Ягодой было оценено «по достоинству»: осудили и Ягуду и Яшу по статье 58, пункт 10 («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти») на восемь лет исправительно-трудовых лагерей.
Война
Уже в июле 1941 года больше половины трудоспособных мужчин совхоза призвали на фронт. Для нужд фронта были мобилизованы 10 из 12 автомобилей, 9 из 14 тракторов. В 1942 году посевные площади были увеличены почти на 1,5 тысячи гектаров и главной силой в деревне стала женщина:
Я и лошадь, я и бык,
Я и баба, и мужик[11].
Девочки, война, война,
Девочки, страдания.
Нам теперь и за ребят
Выполнять задания.
Письма от фронтовиков приходили на листочках, сложенных треугольником, а извещения о смерти в настоящих конвертах:
Барабанит дождь по крыше,
Поливает Свободу,
Почтальон в белых конвертах
Нам опять несет беду.
Комментарий. С фронта в совхоз не вернулись 643 человека, многие возвратились искалеченными.
Здравствуйте, друзья-подруги,
Здравствуйте, родители!
Пришли втроем на двух ногах
Фашистов победители![12]
Комментарий. Эта частушка о трех инвалидах войны: Баркове Кузьме Антоновиче (1905–1986), Кальченко Алексее Николаевиче (1923–1996), Араптанове Гайсе Ирисовиче.
9 мая 1979 года в с. Свобода, в парке перед школой, был торжественно открыт памятник погибшим за Родину в Великой Отечественной войне. На мраморных плитах выбиты фамилии 643 человек, не вернувшихся с войны (не только в село Свобода, но и во все села и деревни, которые входят в состав Мурапталовского совхоза – или входили, но сейчас этих деревень нет). На фотографии перед памятником стоят уцелевшие участники войны. В настоящее время из тех, кто запечатлен на снимке, в живых осталось только 12 человек.
С того времени и до конца XX века в селе женщин больше, чем мужчин:
В Свободинский сельсовет
Провели электросвет.
Осветились уголки,
Но где же наши мужики?
Комментарий. Электрификация всего Свободненского сельского совета началась в 1946 году.
Девочки, была война,
А сейчас – Победа!
Гуляла раньше я одна,
Теперь гуляю с дедом.
Эй, районная газета!
Объясни мои дела.
Мужиков в деревне нету –
От кого я родила?
Комментарий. Районная газета называлась «Путь Ильича».

Совхоз во времена Н.С.Хрущева

Начало правления нового руководителя СССР всегда связано со смертью предыдущего. В 1953 году был расстрелян один из главных палачей сталинского режима Л.П.Берия. Началась политическая оттепель, хотя до XX съезда КПСС, на котором Н.С.Хрущев осудит культ личности Сталина, оставалось еще почти три года:
Берия, Берия
Нет тебе доверия,
А товарищ Маленков
Дал под зад тебе пинков.[13]
При Хрущеве произошло разукрупнение совхоза, но управленческий аппарат совхоза увеличили. Пришлось строить новую контору.
Началось освоение целинных и залежных земель. Совхоз получил новую технику, приехали новые люди. Распахали не только каменные холмы, на которых еле-еле рос ковыль, но и подпахали все ручьи и речки. Распахали и общественные пастбища. Хрущев собирался догнать и перегнать Америку по всем показателям, но при нем у нас в селе (и не только у нас) исчезли из продажи белый хлеб, макароны, крупы, сахар, колбаса, конфеты, чай, селедка. Многие товары стали продавать во время выборов (и то лишь в начале), на партийных собраниях, съездах передовиков.
Как на выборах в Совет
Чудеса случилися:
Нам дали палку колбасы,
А мы не подавилися![14]
Куда все люди побегли?
В рабкооп селедок завезли!
И мне с миленком Васей
Досталось два ивася!
Комментарий. Рабкооп – рабочий кооператив, который привозил в колхоз товары и продукты. Иваси – рыба семейства сельдевых, длиной до 30 см.
Подружка Светка скок-поскок –
К председателю под бок!
Теперь у ней танкетки
И к чаю есть конфетки!
Комментарий. Танкетки – легкая женская обувь на подошве, утолщающаяся от носка к пятке, появилась в 50-е годы.
На Седьмое ноября
Пил я чай у милки.
Пачка вроде со слоном,
А внутри – опилки!
Комментарий. Пачка со слоном – индийский чай первого сорта Уфимской чаеразвесочной фабрики с изображением слона на пачке – был лучшим из всех марок чая в то время (были еще грузинский и смесь индийского и грузинского – «36 номер»). Поэтому считалось, что если человек всегда пьет чай со слоном, то это очень состоятельный человек. Некоторые жители в пачку из-под индийского чая насыпали грузинский и такую «куклу» ставили на видное место. Знай, мол, наших!
17 января 1960 года в Тихий океан унесло баржу с 4 советскими солдатами. Только через 49 суток А. Зиганшин, И. Федотов, Ф. Поплавский, А. Крючковский были подобраны американским военным кораблем. Страна славила своих героев, на всех вокзалах, базарах, в поездах пели длинную, как и само путешествие, песню:
По океану баржа плывет,
Федот Поплавский сапог грызет – и т.д.[15].
Полет первого человека в космос отмечали и у нас:
Высоко летит под облаками
Юрий Алексеевич Гагарин,
А жена кричит ему вдогонку:
«Юрочка, не пей там самогонку!»
За Гагариным по порядку полетели: Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович.
Милый в армию ушел,
Его место занял:
Юрий, Герман, Адриян
И, конечно, Павел!
В это время государство повернулось лицом к сельским жителям: была построена целая улица двухквартирных домов – улица Гагарина, затем 3 двухэтажных дома. Люди стали выезжать из бараков, где по 6–8 человек жили в одной комнатке. Построили котельную и центральное отопление, провели водопровод.
До утра мы простояли
У канализации:
Сколько было красоты,
Сколько было грации!
Комментарий. Канализация двухэтажных домов заканчивалась в овраге. Здесь начинались сельские огороды.
Был отстроен в селе больничный городок, вокруг которого разбили огромный парк. Завезли очень много саженцев плодовых деревьев, и вокруг домов разрослись сады.
Появился в нашем селе первый врач с высшим образованием. Была опять построена новая контора с еще большим количеством кабинетов, но очень скоро и они стали тесными.
В 1962 году случился карибский кризис – конфликт между СССР и США: Советский Союз разместил на Кубе ядерные ракеты.
Ты лети, моя ракета,
Прямиком на Белый дом.
Если Кеннеди увидишь –
Передай ему поклон![16]

Совхоз при Л.И.Брежневе

В октябре 1964 года был снят со всех своих постов Н. С. Хрущев. Его не осудили, не выслали из СССР. Он стал пенсионером, но из библиотек нашего села (школьной и клубной) были выброшены все труды Хрущева, как в свое время были уничтожены книги Сталина (а еще раньше – Бухарина, Троцкого). Кстати, совсем недавно наш класс помогал клубной библиотеке переезжать на новое место. Библиотекарь показала несколько стопок книг, которые были отложены на списание: собрания сочинений Ленина, Маркса, Энгельса… История повторяется.
Во времена Брежнева возросла братская помощь народам Азии, Африки, Латинской Америки. Очень часто это были безвозмездные военные поставки:
Черный брат и желтый брат
Получают автомат,
Белые братушки
Получают пушки.
Комментарий. Это – считалочка, которую у нас знают все. Братушки – обращение в Болгарии.
Если хитрый Соломон
Зарядил фаустпатрон,
Это значит, что Насер
В гости съездил в СССР[17].
Комментарий. Гамаль Абдель Насер – президент Египта в 1956–1970 годах. Соломон – скорее всего, под этим именем здесь подразумевается собирательный образ жителей Израиля.
Часто на предприятиях, в том числе и среди рабочих совхоза, практиковали «добровольные» пожертвования в помощь Вьетнаму, красным кхмерам, жертвам красных кхмеров, чилийским патриотам и т.д. Позднее стали просто забирать часть зарплаты в Фонд мира.
Из под чилийского понча́
Лучо глядит на Ильича.
Как зарплату получу –
Червонец отстегну Лучу.
Комментарий. Корвалан Луис (Лучо) – деятель чилийского коммунистического движения, с 1961 года – сенатор национального конгресса. С 1973 года находился в заключении. В 1976 году был обменен на советского правозащитника В.К.Буковского.
В 1970 году широко отмечалось столетие со дня рождения В.И.Ленина. На клубе был вывешен плакат со словами В.В.Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых!». Злоумышленник, исправив слово «живее» на «жалеет», безнадежно испортил плакат, который пришлось снять. Злоумышленника не нашли, но появилась частушка:
Ленин мало пил и ел
И бедняков всегда жалел.
А когда не стало их –
Жалеть он начал всех живых.
В 1977 году Северного Полюса достиг в свободном плавании советский атомный ледокол «Арктика», на котором был и наш земляк Мунир Абдулин – инженер-механик паросиловых установок. За тот поход Мунир получил звание «Заслуженный полярник СССР». И тут же родилась частушка:
Ледокол уперся в льдину,
А на льдине той – навоз
И на каждой куче надпись:
«Мурапталовский совхоз».[18]
Увы! Очень много навоза с совхозных ферм смывало весной в реки.
После смерти Л.И.Брежнева в 1982 году стали быстро меняться руководители страны: Андропов, Черненко – частушек о них написать не успели.
Леня, Юра, Константин –
Вечная вам память!
Теперь Миша – господин,
Его будем славить!

Смерть совхоза, или Жизнь при М. С. Горбачеве

Гласность, которая появилась при Горбачеве, убила политические анекдоты и политическую частушку. Увы, лишь запретный плод сладок. Частушки, конечно, будут петь и в XXI веке, пелись они и при Горбачеве, но не в таких количествах. Начался сухой закон. В селе стали пить самые ужасные жидкости, например средство для мытья стекла. Большим спросом пользовались аптечные спиртовые настойки. Их пили, несмотря на противопоказания.
Один людоед из Австралии
Опился настойки аралии.
И всех местных баб
На большой баобаб
Загнал людоед из Австралии.[19]
(Вариант: не «людоед», а «агроном».)
Комментарий. Настойка аралии выпускается во флаконах по 50 мл, обладает общетонизирующим действием.
Тема «Самогоноварение в сельской местности России» потянет на докторскую диссертацию: скажу лишь, что только один мой дедушка Роман умеет делать на базе семь марок самогона, около сотни настоек. Назову лишь самые его известные: «Глаза водолаза», «Голубые глаза огородов», «Улыбка анаконды», «Партбилет на стол!», «Сеновал юности», «Купание красного кхмера» и т.д. У дедушки даже есть рецепт «Венка сонетов», который состоит из 14+1 настоек, изготовленных по законам венка, то есть каждая настойка на 14 травах, корнях, цветах и т.д. Но это особая история!
«Купание красного кхмера» на местном диалекте звучит как «Купание красного хмыря». В селе часто не бывает воды в водопроводе, по этому поводу частушка:
Настойку эту пил не зря –
«Купанье красного хмыря»:
И на пол пот стекал с меня –
Смогла умыться вся семья.
Комментарий. Пол Пот – один из главарей «красных кхмеров».
Последние частушки – о СССР, о развале совхоза:
Космонавты ЭС-ЭС-Эра
Полетели на Луну.
Возвращаются с Луны –
Советской не найдут страны.
Развалился совхоз
На четыре стороны.
Нам достался навоз –
И тот склевали вороны.
Многие из приведенных мною частушек созданы не от хорошей жизни и не из желания поозорничать. В этих частушках есть боль, горечь, самоирония. Они появились в противовес ханжеству, лакировке действительности, замалчиванию сложных жизненных проблем. Народ не мог молчать долгие годы при разговоре с властью или петь только благодарственные оды своим дорогим правителям.
К декабрю 1991 года распался Советский Союз и умер наш совхоз. Он еще агонизировал под именами «Агросоюз», СПК «Мурапталовский» – это районное руководство применяло старинный шаманский способ лечения смертельно больного человека. Человеку надо быстро сменить имя – и тогда демон смерти, не опознав больного, пройдет мимо. Увы! Смена имен жизни совхозу не продлила, а позволила лишь еще двум директорам (помимо прежних трех) погреть руки у углей сгоревшего Мурапталовского совхоза. Уже изначально наш совхоз создавался с искусственными органами. Голова, сердце, легкие, мышцы получали кислород, кровь и команды из центра, и стоило государству перекрыть краны дотаций, как совхоз умер. Жить самостоятельно его никогда не учили.
Совхоз умер, но село Свобода живет и никуда не денется. Село газифицировано и электрифицировано, есть детский сад и школа, больница и дом престарелых, клуб, магазины, почта. Главное – есть люди, которые еще не разучились работать, не спились, не отчаялись. Я уверена, что через сто лет моя правнучка напишет свое исследование «Село Свобода в XXI веке».

[1] Частушки 1, 2, 3, 6, 8 этой главы записаны у Людмилы Васильевны Козолупенко – жительницы с. Свобода со слов Анны Петровны Козолупенко (1902–1992).
[2] Частушка записана у жительницы с. Свобода Марии Ефимовны Резаевой со слов Ефима Евграфовича Якушова (1885–1968).
[3] Частушка записана со слов жителя с. Свобода Софы Ирисовича Кутушева.
[4] Частушка записана со слов жительницы с. Свобода Надежды Ивановны Подшибякиной.
[5] Частушки 1, 2, 3 этой главы записаны у жительницы с. Свобода Галины Родионовны Брянцевой.
[6] Частушка записана у жителя с. Свобода Александра Федоровича Земского.
[7] Частушки записаны со слов жительницы с.Свобода Барковой Марии Яковлевны.
[8] Бик якши (башкир.) – очень хорошая.
[9] Частушка записана со слов жителя с. Свобода Ивана Федоровича Стебнева.
[10] Частушка записана со слов жительницы с. Свобода Екатерины Павловны Козолупенко.
От Я.П.Царькова осталась еще одна частушка: 

Мамаша, ты меня прости
За шутки и за шалости.
Была мне в жизни радость –
Только эта шалость… 
[11] Частушки 1, 2, 3, 5, 6, 7 этой главы записаны со слов жительницы с. Свобода Ираиды Ивановны Щербаковой.
[12] Частушка записана со слов жителя с. Свобода Романа Петровича Козолупенко.
[13] Частушка записана у жителя с. Свобода Василия Акимовича Бондаренко со слов Бориса Петровича Андриянова (1941–2001).
[14] Частушки 2, 3, 4 и 5 этой главы записаны со слов жительницы с. Свобода Полины Николаевны Дымченко.
[15] Частушки 6, 7, 8 и 9 этой главы записаны со слов жительницы с. Свобода Нины Яковлевны Петруниной.
[16] Частушка записана со слов жительницы с. Свобода Раисы Васильевны Куликовой.
[17] Частушки 2, 3, 4 этой главы записаны у жителя с. Свобода Заки Шакировича Рахимова со слов Бориса Петровича Андриянова (1941–2001).
[18] Частушки 5 и 6 этой главы записаны со слов жителя с. Свобода Владимира Николаевича Резаева.
[19] Частушки 1 и 2 записаны со слов жителя с. Свобода Владимира Романовича Козолупенко.
13 июня 2009
Частушки жителей села Свобода о рождении, жизни и смерти одного из совхозов СССР

Похожие материалы

16 января 2014
16 января 2014
«Уроки истории» продолжают знакомить читателей с участниками номинантами на премию фонда Гайдара в номинации «За выдающийся вклад в области истории». Интервью с Александром Пыжиковым, победителем конкурса, автором монографии «Грани русского раскола» (М.: Древлехранилище, 2013).
18 июля 2011
18 июля 2011
Информация о летних лагерях в Европе, связанных с реконструкцией (поддержанием) мест, хранящих память о прошлом. Многие из них связаны с еврейской историей
18 июля 2011
18 июля 2011
Информация о летних лагерях в Европе, связанных с реконструкцией (поддержанием) мест, хранящих память о прошлом. Многие из них связаны с еврейской историей
16 мая 2016
16 мая 2016
Мне кажется, что практически в каждой семье на территории бывшего СССР есть погибшие во время Великой Отечественной войны. Наша семья – не исключение. Мой прадед по маминой линии, Степан Фотеевич Степанов, 1906 г. р., ушел на фронт в 1944 г. из Казахстана и погиб в 1945 в Латвии. В нашей семье не знали, где он похоронен, и тем более ничего не знали о его воинском пути. Мама расспрашивала своего отца, моего дедушку Владимира Степановича Степанова, но и он мало что знал. Только сообщил, что его отца ранили (насколько он знает, у него были оторваны или сильно повреждены рука и нога), затем он попал в госпиталь и там скончался от ран.