И. Щербакова От составителя
Предлагаемый читателям сборник – итог Третьего Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия 20 век», проходившего в 2001-2002 году.
И в этот раз было очень трудно выбрать из 2643 работ лучшие. И мы вполне отдаем себе отчет в том, что небольшая книжка лишь в очень малой степени может дать представление о том, какой видят российскую историю минувшего века школьники из 915 городов и деревень и поселков России.
Тем не менее, нам кажется, что этот сборник – вместе с двумя предыдущими – завершает некую трилогию, посвященную российской памяти. Памяти о человеческих судьбах, об истории семей, о повседневной жизни людей прошлого столетия.
Почему трилогия? Потому что на наш взгляд между работами, написанными совсем по-разному, на разные темы и из совсем разных мест, существует или возникает я взаимосвязь: они дополняют друг друга, перекликаются, иногда между ними есть и внутренняя полемика, например, по отношению к историческому источнику: одни следуют за сухими строчками архивных документов, другие ведут свой «мягкий грифель» туда, «куда укажет голос», даже если это деревенская частушка про советскую жизнь 30-х годов.
Эта трилогия и некий хронологический итог – почти все работы в данный, и предыдущие два сборника, были написаны фактически на рубеже веков.
Все дальше уходит от нынешних 15-17-летних 20 век. И постепенно такие еще живые и горячие для старших поколений события, становятся историей даже не дедов, а прадедов наших конкурсантов.
Когда мы начинали этот конкурс, то думали, что большая часть работ будет посвящена судьбам известных исторических личностей. Но таких исследований оказалось мало и с каждым годом становится все меньше. Очевидно ( и об этом свидетельствуют работы, отобранные в этот сборник), что для сегодняшних молодых история минувшего века – это прежде всего их собственная история, то есть история их близких, их рода.
Предлагаемая читателю последняя часть «трилогии», посвященной российской памяти, еще одно свидетельство, что нить связи между поколениями, несмотря на огромный разрыв, не становится тоньше, пожалуй, наоборот все отчетливее понимание, что без истории этого человека – моего прадеда, этой семьи – моей семьи – «народ неполный».
И еще одно стало, может быть, более очевидным именно в работах этого сборника – роль учителя, как связующего звена межу поколениями. Конкурс показал, каким плодотворной может быть совместная работа и размышление над историй и историями учителя и ученика в самом широком смысле этих слов.