Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
3 июля 2009

И. Щербакова Путешествие по российской истории XX века

Публикуя этот сборник, мы продолжаем знакомить читателей с работами российских школьников, присланными на очередной (четвертый) Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век».

На плакате конкурса была помещена фотография поезда, вернее теплушек, битком набитых людьми, сделанная вероятно в 20–30-е годы. Нам казалось, что образ поезда, бесконечных «столыпиных», бронепоездов, военных эшелонов, товарняков, как ни один другой, символизирует российскую историю прошлого века. Об этом свидетельствуют многие сотни историй, собранных и рассказанных участниками конкурса. Сквозная их тема – судьба человека, судьба семьи на фоне двадцатого столетия, и это, прежде всего, постоянные перемещения и скитания по необъятным российским пространствам – по своей, но гораздо чаще по чужой воле.

Что можно было взять с собой на память о прошлом, что сохранить – спецпереселенцам и депортированным, узникам ГУЛАГа и эвакуированным, попавшим под бомбежку и угнанным в Германию, – кроме чудом уцелевших фотографий и документов? Какие семейные реликвии хранятся у миллионов российских семей, когда «24 часа на сборы и эшелоном в Сибирь», какие ценности – машинка «зингер», медная ступка… Их разглядывают, их описывают наши авторы. Но главная и на самом деле настоящая ценность для всех нас – только память… К этой памяти они и обращаются.

«Мы записывали дорожные разговоры наших случайных попутчиков, нам дарили фронтовые письма, фотографии своих близких, даже давали читать дневники. Получилась пестрая картина из воспоминаний, дорожных разговоров, фронтовых писем, дневников. И за всем этим мы видели человека живого страдающего…» При чтении очень многих работ в памяти возникают строчки поэта Николая Глазкова о минувшем столетии:

«Век ХХ – век необычайный, чем столетье лучше для историка,

тем для современника печальней …»

Только кажется, что это легко – «прыгнуть» ненадолго в «исторический« поезд, послушать попутчика и записать его рассказ.

Почти 3 тысячи работ, которые и явились основой этого сборника, свидетельствуют об обратном: путешествие по российской истории XX века очень тяжелое и небезопасное предприятие. Тем большее уважение вызывают многие авторы этого сборника, не остановившиеся на полпути, не испугавшиеся того, что они увидели за окнами этого поезда…

«За эти несколько дней моей работы в архиве мне пришлось столкнуться с поражающими мое воображение постыдными фактами истории нашей страны. Фактами, долгое время скрываемыми от гласности. Сколько несправедливости и жестокости, и во имя чего?! Теперь я просто обязана дойти до конца…» – под этими строчками могут подписаться многие из наших конкурсантов.

Задача, которую ставили перед собой авторы этого сборника, трудна еще и потому, что наше прошлое по-прежнему остается горячим тестом, из которого им все чаще предлагают выпекать сдобные булочки, которые должны вроде бы выглядеть гораздо более аппетитными, чем черствые сухари исторической реальности.

Трудно не принимать на веру и старые мифы, и новые идеологические лубки. Мы надеемся, что, прочитав этот сборник, читатель увидит, как его юные авторы справляются с этой задачей.

Составляя тот сборник, мы пошли по несколько иному пути, чем в трех предыдущих книгах. Каждая из его 12 глав посвящена определенной теме и открывается одной работой. А дальше – небольшие куски и цитаты из многих и многих других, которые объединены этой темой.

Нам казалась, что эта полифония лучше всего отразит тот огромный пласт исторической памяти, который поднимают и осваивают наши авторы.

3 июля 2009
И. Щербакова Путешествие по российской истории XX века