Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
23 марта 2012

Изучение истории повседневности. Музей социалистического быта

Источник фото: muzeisb.ru

М. В. Кульментьева

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ, г. Казань

Источник: сборник «Проблемы изучения истории XX века в высшей школе <…>» (Казань, 2011). Оригинал в формате doc

В статье рассматриваются понятие «история повседневности» в историческом и теоретическом аспекте. В качестве практической части автор анализирует возможности использования материальных источников Музея социалистического быта г. Казани при изучении истории повседневности.

«История повседневности»(everyday life history, Alltagsgeschichte, histoire de la vie quotidienne) – новая отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах.[1] В России понятие «повседневность» в исторических исследованиях употребляется с середины 1980-х годов. Сам термин «повседневность» в широкий научный оборот был введен Броделем. Признавая, что само название «далеко не идеальное обозначение»сути повседневной истории, «принятое за неимением лучшего», Людтке считает, что оно оправдывает себя как «краткая и содержательная формулировка, полемически заостренная против той историографической традиции, которая исключала повседневность из своего видения».[2]

В западногерманской исторической науке, по мнению Фолкера Ульриха,«произошла смена перспектив: от изучения разреженной атмосферы канцелярий и салонов, деяний верховных лиц и государственных событий, от анализа глобальных общественных структур и процессов она обратилась к малым жизненным мирам, серым зонам и нишам повседневной жизни».[3]

До сих пор по этому поводу существует несколько подходов, идей и даже теорий. Одни считают: история повседневности – это то, что повторяется, является постоянным, рутинным; другие – что это сфера социальных практик; кто-то сводит ее к быту, кто-то говорит, что это не быт, а нечто более широкое. В центре внимания истории повседневности комплексное исследование повторяющегося, «нормального» и привычного, конструирующего стиль и образ жизни у представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения. История повседневности призывает к воспроизведению «всего многообразия личного опыта и форм самостоятельного поведения», к изучению «человека в труде и вне его». Попробуем точно определять собственное понимание категории повседневного. На наш взгляд, она включает:

  • Событийную область публичной повседневной жизни, прежде всего, мелкие частные события, пути приспособления людей к событиям внешнего мира;
  • Обстоятельства частной, личной домашней жизни, быт в самом широком смысле;
  • Эмоциональную сторону событий и явлений, переживание обыденных фактов и бытовых обстоятельств отдельными людьми и группами людей.

Так, в обобщённом материале Елены Юрьевны Зубковой, доктора исторических наук (Институт российской истории РАН) «История через повседневность: новый ракурс преподавания истории XX века», опубликованном в сборнике «Человек в истории. Россия – XX век» рассказывается, каким образом можно применить направление история повседневности в обучающий процесс по историческим дисциплинам:

«Мы с ребятами решали задачу: как рабочему промышленного предприятия Москвы купить пальто в 1918, в 1927, в 1930 году, и т. д. Для этого требуется много информации, и они с удовольствием копали. После такой практической работы материал с любыми экономическими категориями ложится и запоминается очень легко… Я попросила своих учеников принести фотографии своих бабушек. У некоторых сохранились послевоенные. Мы начали их рассматривать и вдруг обнаружили, что на четырех фотографиях жившие в разных городах бабушки одеты в одинаковые платья (одинаковый крепдешин, одинаковые фасоны). На многих фотографиях были фикусы. Почти все фотографии – застолье; одни и те же бутылки, закуска. Для ребят это стало открытием. После этого можно говорить про унифицированный быт.»

Подобная точка зрения, с одной стороны, объясняет приверженность «истории повседневности» изучению небольших общностей: прихода, деревни, семьи. «Заметно повысился интерес к истории провинциального города, городского квартала, улицы, дома, пивной как места общественных собраний и просто вечернего времяпрепровождения, столовой, прачечной и т. д. Создано множество местных и даже домашних музеев. Так, в Констанце кружок по изучению местной истории организовал несколько домашних музеев по истории труда и быта. В Гамбурге создан музей труда, в Вуппертале — музей ранней стадии индустриализации.»[4]

В Казани теперь также аккумулирована богатая база материальных источников для изучения истории повседневности в СССР, так как здесь появился первый в России Музей социалистического быта.

Решение о создании этого музея возникло в результате широкого резонанса и большого интереса общественности к экспозиции «Джинсы как культ», организованной при поддержке мэрии Казани. Выставка «Джинсы как культ» была представлена широкой общественности в феврале в выставочном зале Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

«Эта выставка рассказывает не о джинсах, а том времени, когда в жизни российского человека было два праздника – Новый год и покупка джинсов.»[ 5]

В сентябре 2011 г.в Музее социалистического быта открылась выставка «Советская школа». Здесь представлено более тысячи предметов, по которым можно проследить всю историю системы народного образования в СССР. Экспозиция охватывает период с начала XX века до горбачевской перестройки. Это ранцы, ручки, пеналы, тетради, линейки, учебники, школьная форма. В общем, все те вещи, на которые не обращаешь внимания, пока они в обиходе. Однако по истечении времени становится ясно, что, собственно, из них-то и состояла эпоха.

Автор выставки, он же создатель Музея социалистического быта, – казанский бизнесмен Рустем Валиахметов. Он давно увлекается советским антуражем и собирает предметы той эпохи. По словам организатора, это народный проект, а потому экспонаты собирали всем миром. Что-то предоставил он, что-то друзья, и большую часть принесли просто незнакомые люди. Выставка дает повод поразмыслить, что было положительного и отрицательного в советской школе, чем отличалась система образования в СССР от современной. Например, посетив выставку, можно предположить, что советская школа, особенно в 20-е годы, учила в первую очередь трудиться – в этом легко убедиться, прочитав лозунг-экспонат следующего содержания: “Нам нужна социалистическая школа, антирелигиозная, прививающая ненависть к эксплуатации, социалистическое отношение к труду. Нам нужна школа политехническая. За такую школу стояли Маркс и Ленин!”Рядом стоит табличка, свидетельствующая об актуальных школьных проблемах того времени: «Рабочие и колхозники! Разгрузим школу от курсов и собраний взрослых. Переведем занятия взрослых в другие учреждения». Особое удовольствие читать названия книг. Язык передает колорит эпохи. Чего только стоит «Радиостанция юного коротковолновика» или «Рукоделье начальных классов». А если полистать учебники, то можно открыть для себя много интересного.

Вот, к примеру, эпиграф, предваряющий «Пособие для пионервожатого»: «Людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево» (И. В. Сталин). Отдельный уголок на выставке посвящен предметам, находившимся в карманах советских школьников. Среди них всевозможные перочинные ножи, фонарики-жужжалки, (вырабатывающие электричество при частом нажатии на ручку), пластмассовые монетницы.

Итак, как за рубежом, так и в России активно развивается направление истории – история повседневности. «Однако „история повседневности“ часто вызывает весьма критическое и ироническое отношение, особенно со стороны представителей „социально-исторической науки“. Они недовольны тем, чем приверженцы нового направления особенно гордятся — „демократизацией науки“ — и в смысле предмета исследований, и в смысле привлечения к занятиям историей любителей, студентов и школьников. Критики упрекают „историю снизу“ в том, что она таким образом „размывает“ настоящую историческую науку. Между тем „историки повседневности“ понимают „демократизацию науки“ вовсе не как ее вульгаризацию, утрату качественных критериев, не как вытеснение профессионалов дилетантами, а главным образом как содержательное и методическое изменение смысла исследований в духе внимания к простым людям.» [6]

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пушкарева Н.Л. «История повседневности» как направление исторических исследований// http://www.perspektivy.info/history/istorija_povsednevnosti_kak_napravl…

2. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. М., 1999. С. 77

3. Кокка Ю. Социальная история между структурной и эмпирической историей // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 175.

4. Оболенская С. «История повседневности» в современной историографии ФРГ //Одиссей. Человек в истории// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/22.php

5. «Джинсы как культ» представили в Казани// http://www.tatar-inform.ru/news/2011/02/19/258393/

6. Оболенская С. «История повседневности» в современной историографии ФРГ//Одиссей. Человек в истории// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/22.php

 

 

23 марта 2012
Изучение истории повседневности. Музей социалистического быта

Последние материалы