Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
23 марта 2012

Военно-историческая реконструкция как форма изучения реальных событий военной истории (Нижегородский опыт)

военно-историческая реконструкция, посвященная 69-й годовщине начала контрнаступления советских войск под Сталинградом. Источник: volganet.ru

Д. А. Николаев

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского,

Национальный исследовательский университет

Источник: сборник «Проблемы изучения истории XX века в высшей школе <…>» (Казань, 2011). Оригинал в формате doc

Статья посвящена изучению феномена военно-исторической реконструкции как актуальной и востребованной формы изучения военной истории и конкретным практикам ее воплощения.

Феномен военно-исторической реконструкции (далее — ВИР) сегодня стал привычным явлением историко-культурной среды и представляет собой достаточно широкое общественное движение, включающее в себя коллективы заинтересованных лиц, объединенных в клубы, группы и ассоциации, которые занимаются «экспериментальным» изучением советской истории.

ВИР – максимально достоверное, с точки зрения исторического факта, воспроизведение военных эпизодов различных эпох, происходивших в реальное время и в конкретном месте. Реконструируется не только форма, вооружение, переметы экипировки и снаряжения, но и предметы быта, и, в целом, вся атрибутика, находившаяся у противоборствующих сторон. Одна из важнейших составляющих ВИР – полная аутентичность, то есть максимальное соответствие сценария события и облика участников историческим реалиям.

Изначально, в XVII-XVIII веках, ВИР зарождалась как мероприятие «элитарного» свойства. Так, например, при королевских дворах Европы разыгрывались представления по сюжетам античных и средневековых военных коллизий. Известна и ВИР, проведенная в XIX веке Николаем I к годовщине Бородинской битвы. Начиная с 1960-х годов, ВИР становятся массовым явлением в США и Европе, а с 1970-х гг. первые аналогичные сообщества стали создаваться и в СССР. В 1976 г. в Ленинграде было создано общество любителей наполеоновских войн «Империя», действующее полулегально, но с 1980-х гг., а тем более, с началом перестройки, ситуация коренным образом изменилась и по всей стране стали возникать инициативные группы и клубы ВИР [1;2;3]. К сегодняшнему времени реконструкторское движение в нашей стране имеет уже солидный историко-практический опыт, объединяет десятки разных возрастов, убеждений и социальных групп.

Реконструируется не только форма, вооружение, предметы экипировки и снаряжения, но и предметы быта, и, в целом, вся атрибутика, находившаяся у противоборствующих сторон. Одна из важнейших составляющих ВИР – полная аутентичность, то есть максимальное соответствие сценария события и облика участников историческим реалиям.

Изначально в 17-18 вв. ВИР зарождалась как мероприятие «элитарного» свойства. Так, например, при королевских дворах Европы разыгрывались представления по сюжетам античных и средневековых военных коллизий. Известна и ВИР, проведенная в 19 веке Николаем I к Бородинской битвы. Начиная с 1960-х гг. ВИР становится массовым явлением в США и Европе, а с 1970-х гг. первые аналогичные сообщества стали возникать и в СССР. В 1976 г. В Ленинграде было создано общество любителей истории наполеоновских войн «Империя», действовавшее полуподпольно, но с 1980-х гг. а, тем более, с началом перестройки, ситуация коренным образом изменилась и по всей стране стали возникать инициативные группы и клубы ВИР. К сегодняшнему времени реконструкторское движение в нашей стране имеет уже солидный историко-практический опыт, объединяет десятки тысяч разных возрастов, убеждений и социальных групп.

Согласно Устава Российской военно-исторической ассоциации основными задачами движения ВИР в России являются:

  • Объединение военно-исторических и военно-патриотических организаций России;
  •     Координация деятельности структурных подразделений Движения в области изучения военной истории и военной традиции России и других стран;
  •     Научное обеспечение деятельности структурных подразделений Движения;
  •     Содействие удовлетворению профессиональных и любительских интересов участников Движения в рамках уставной деятельности ассоциации;
  •     Укрепление партнерских связей с военно-историческими клубами зарубежных стран [4].

Можно сказать, что движение ВИР является своего рода игрой, но с серьезным профессиональным подходом к воссозданию материального и духовного мира прошлого. Стремление к полной аутентичности (в данном случае – соответствию образу реконструктора образу реконструируемого персонажа) заставляет вести себя так, как обязывают условия подобной игры; немаловажным элементом действа является военная форма и атрибутика участников, которые, в известной степени, реализуют свое желание ощутить себя причастными к воссоздаваемой эпохе. Необходимо отметить и некоторые элементы реальной опасности, которая действительно присутствует на подобного рода мероприятиях, так как используется холодное, а порой, и огнестрельное оружие, пиротехнические средства, что привлекает к себе большое внимание. ВИР можно с полным правом считать составной частью военно-исторической антропологии, изучающей «Homo Belli» («человека войны») – социопсихологические аспекты воинского бытия, внутренний мир человека в экстремальных военных условиях.

ВИР является одной из самых действенных форм изучения военной истории, позволяющей существенным образом дополнить сведения, почерпнутые из документов, книг, фильмов личными ощущениями, непосредственными эмоциональными ощущениями. Кроме того, ВИР подразумевает:

  •     Сбор и систематизацию широкого спектра знаний по военной истории России и зарубежных стран;
  •     Популяризацию и пропаганду героического прошлого нашей Родины;
  •     Изучение, реставрацию и реконструкцию униформы амуниции и техники армий разных стран;
  •     Расширение творческих связей между военно-историческими объединениями;
  •     Проведение театрализованных военно-исторических представлений, постановок и творческих встреч;
  •     Создание видео-, аудио-, фото- материалов;
  •     Проведение уроков и лекций по военно-исторической тематике, издание исторической литературы.

Движение ВИР имеет свои организации и на Нижегородской земле: клубы «Новик», «Даген», «Ворга», «Хорт», «Шторм», которые также являются неотъемлемой частью историко-культурного ландшафта и вносят значительный вклад в дело военно-исторического познания.

Члены этих клубов знакомят наших земляков с военной атрибутикой и инсценировкой батальных эпизодов, участвуют в выставках (например- выставка «Живая история» в нижегородской галерее «Вещь в себе», состоявшаяся в 2011г.), где демонстрируются предметы быта прошедших эпох, реконструкцией которых занимаются участники. Кроме того, нижегородские любители военной истории, являются, на протяжении ряда лет, постоянными участниками как городских праздников (в Нижнем Новгороде), так и всероссийских фестивалей военной реконструкции- слетов «Аламнер», «Щуров мост», «Сечень», «Городецкое гульбище».

Следует отметить и тот факт, что нижегородские реконструкторские клубы известны не только в России, но и в Швейцарии, Германии, Италии, Чехии, Франции, Бельгии, Польше, куда их регулярно приглашают на международные фестивали и съемки исторических фильмов, в основном по сюжетам наполеоновских войн, или Второй мировой войны.

В июне 2011г.  правительство Нижегородской области провело на территории Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья II межрегиональный фестиваль военно-исторической реконструкции «Щит и меч», посвященный 70-ти летию начала Великой Отечественной войны. Организаторы мероприятия, участники и зрители совершенно справедливо полагали, что необходимо чтить память тех, кто принял на себя первый и самый страшный удар фашистских захватчиков.

Вскоре Россия будет отмечать эпохальные исторические даты – 1612 и 1812гг. Нижегородские клубы военно-исторической реконструкции, имея, к этому времени солидный опыт, материально-техническую базу и многочисленных энтузиастов в своих рядах, несомненно, внесут и свой достойный вклад в дело воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильев А. Уланы с пестрыми значками… // Советский воин. 1988. № 7. С. 15.
  2. Космолинский П.Ф., Таланов А.И. Стойкий оловянный солдатик // Наука и жизнь. 1985. № 3. С. 20–21.
  3. Соколов О.В. Рождение Империи // Империя истории. 2002. № 3. С. 4–14.
  4. Турусов В.П. Особенности военно-исторического движения в России // Рейтар. 2005. № 23. С. 159.
23 марта 2012
Военно-историческая реконструкция как форма изучения реальных событий военной истории (Нижегородский опыт)

Последние материалы