3. Георгий Касьянов. Голодомор и строительство нации. (Украина)
В статье даётся подробный анализ исторической политики Украины: превращение голода 1932-1933 гг в центральный символ национального исторического мифа.
Этапы и особенности дискуссии о национальной истории на Украине:
1. Середина 1980-х – первые бои за историю в Украине (дискредитация официальной версии истории, осуждение «тоталитаризма», «сталинизма» и т.д., обсуждение белых пятен национальной истории, несогласие с существующим стутусом национальной истории как краеведческой дисциплины в учебниках по истории СССР)
2. Начало 1990-х – сформулированы темы, ставшие основными для национальной истории:
- генезис украинской нации
- история украинской государственности (упор на времена Богдана Хмельницкого и государственность 1917-1920гг.)
- переоценка советского периода
- история «сталинизма» (репрессии и голод 1932-1933)
- история Второй мировой войны
- история националистического движения и УПА
По заказу Министерства образования написан учебник по истории Украины; в 1996 г. портреты исторических личностей появились на национальной валюте.
Три сюжета, вызывавших разногласия и споры:
- пересмотр советского мифа о Великой Отечественной войне с попытками «реабилитировать» националистические движения 1930-1940-х (ОУН, УПА)
- пересмотр истории советского периода, особенно 1920-1930-х, десоветизация истории и исторического образования
- выбор знаковых исторических символов (история казачества и Голодомор)
3. 2000-е – жаркие споры об истории с участием других стран (Польша, Россия и др.), Голодомор как центральный элемент исторической политики при президенте Ющенко
- слово «голодомор» входит в обиход в 1993 году с указом президента Кравчука «О мероприятиях в связи с 60-летием голодомора в Украине»; оно включало в себя «закодированную» информацию о причинах и последствиях трагедии и устанавливало пределы интерпретаций
- в 1998 году президент Кучма установил официальную мемориальную дату (последняя суббота ноября) – «День памяти жертв голодоморов» (позже – «День памяти жертв голодомора и политических репрессий»)
- в 2003 парламент утвердил обращение к нации, где голод 1932-1933 гг. был назван «геноцидом против украинского народа»; на слове «геноцид» настаивает президент Ющенко, который поручил МИДу Украины активизировать работу по «признанию международным сообществом Голодомора 1932-1933 гг. на Украине как геноцида украинского народа одной из наибольших трагедий в истории человечества»
- в 2006 году создан Институт национальной памяти (но до сих пор не ясны его стратегия и цели)
- в 2008 году издана Национальная книга памяти (данные о более, чем 800 тысяч жертв)
- в школах введены уроки памяти, в музеях, школах, библиотеках организуются выставки, проводятся траурные митинги и концерты, устанавливаются памятные знаки, строятся мемориальные комплексы (в Киеве – в 2008 г.), выделяются деньги на исследования голодомора (но большого количества исследователей не появилось; главный из них – Станислав Кульчинский)
- благодаря активной деятельности за рубежом голод 1932-1933 гг. был признан геноцидом законадательными органами США, Канады, Австрии и др. (всего 13 стран)
Главным оппонетом украинской власти по вопросу Голодомора выступает Россия (в представительствах ООН, Юнеско, ОБСЕ Россия и Украина часто вступают в споры, но есть и третья сторона – Израиль – которая время от времени заявляет, что главный геноцид XX века – Холокост).
Дополнительные материалы: