Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
24 декабря 2009

2. Алексей Миллер. Россия: власть и история

В статье даётся прояснение ключевых теоретических понятий, связанных с проблемой исторической политики, и описывается современная ситуация в России. Имеются врезки о Польском Институте национальной памяти и о выборе учебников на российском рынке (наличие формального выбора – лишь видимость плюрализма).

I Политизация истории – влияние на исторические исследования современной общественной ситуации, личных политических, религиозных взглядов, национальной, социальной идентификации исследователя, а также использование исторических аргументов в политике
(несмотря на существование политизации истории, исторические исследования способны обладать высокой степенью достоверности за счёт наличия профессиональных норм: плюрализма мнений, возможности проверки источников и выводов).

II Политика памяти – регулирование коллективной памяти через общественные практики и нормы:

  1. Коммеморация – сооружение памятников и музеев, отмечание на государственном и местном уровне событий прошлого. Создаваемые «места памяти» могут быть закрытыми (задающими жёсткую историческую интерпретацию событиям и персонажам) или открытыми (предоставляющими пространство для различных трактовок)
  2. Построение определенной иерархии исторических событий (в т.ч. политика «забывания»
  3. Выплата пенсий ветеранам одних событий и игнорирование ветеранов других событий
  4. Определение стандартов исторического образования
  5. Регулирование доступа к архивам
  6. Финансирование приоритетных исторических изданий и исследований и др.

Политика памяти может быть простанством для диалога разных общественных сил, а может порождать конфликты и создавать сознательно искажённые образы прошлого

III Историческая политика

  • Термин использовался в 2004 г. у польских историков в дискуссии об утверждении здорового, положительного патриотизма с помощью истории (а те, в свою очередь, позаимствовали идею у немецких историков)
  • Любая политика – это конкуренция различных политических точек зрения, поэтому историческая политика возможна только в демократических обществах с отсутствием монополии государства на историю
  • Историческая политика (в той форме, в какой она часто реализуется) – пропаганда определенного образа исторических событий, осуществляемая определенной группой (политической силой) с помощью определенных методов. Например:
  1. возникновение в Польше «институтов национальной памяти»
  2. создание музеев под прямым патронатом конкретных политических сил (позиции политических оппонентов при этом игнорируются): «Дом террора» в Будапеште (венгерские правые), «Музей советской оккупации» и стандартная экспозиция о «Голодоморе» для региональных музеев (президент Ющенко, Украина)
  3. принятие законов, закрепляющих единственно верную трактовку исторических событий (подобные законы есть в Восточной Европе, во Франции)
  • В центре исторических нарративов часто оказывается образ врага, который отчётливо ассоциируется с современными политическими силами
  • Политические группы, осуществляющие историческую политику, приводят следующие основания (выдавая их за общественные интересы, в то время как те являются политическими – помогают бороться данным политическим группам за голоса избирателей и против оппонентов):
  1. история и память представляются ареной политической борьбы, которую возникает желание контролировать
  2. нарушение функционирования гуманитарных наук оправдывается принципом «все так делают», со ссылкой на него же ограничивается свобода высказываний, формулируются политические заказы на исследования и учебники
  3. утверждается, что необходимо противодействовать историческим интерпретациям внешнего противника (часто – страны-соседа), из-за чего выстраивается обратная ему картина и разрушается диалог внутри страны и вовне
  4. постулируется желание воспитать патриотов (в жертву чему приносится плюрализм в учебниках)

IV Историческая политика в России (в последние два года)

Активизировалась медленнее, чем в странах Восточной Европы, однако сейчас стала проявляться в полной мере:

  1. «Учебник Филиппова» (на самом деле целый комплект учебных пособий и книг для учителей) постулирует задачей воспитание гражданина, но это ничем не подкреплено; речь идёт о патриотизме, понимаемом как преданность власти. Это обращённый в прошлое дискурс сегодняшней правящей элиты. Гигантский тираж учебника выводит его из конкуренции с другими учебными изданиями.
  2. Появились два законопроекта о наказании за «неправильные» высказывания об истории Второй мировой войны и роли СССР, а также президентский указ о создании комиссии по противодействии фальсификациям истории. Два главных защитника указа и «заслуженные активисты исторической политики»: Павел Данилин и Александр Дюков
  3. Препятствие доступа в архивы; нарушение закона РФ о рассекречивании документов по истечении 30 лет.
  4. Историческая политика в России разрушает пространство для диалога в обществе по проблемам истории, заменяя диалог спором «патриотов и предателей»
 Отчасти историческая политика, имеющая место в России, заменяет отсутствие политической повестки дня, т.е. разговор о реальных современных проблемах.
 
Дополнительные материалы:
24 декабря 2009
2. Алексей Миллер. Россия: власть и история

Последние материалы