Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
24 декабря 2009

1. Мария Липман. От редактора. Формирование исторического нарратива

Исторический нарратив (например, «История России») – всегда упрощённая картина. Часто на неё влияют политические факторы; это было характерно для СССР, это характерно и для посткоммунистических стран, которые находятся в поиске идентичности и преемственности с национальным прошлым. Для современной России первопричиной скорее оказывается не поиск своей идентичности, а ответ на чужие идентичности (идентичности стран бывшего ближнего круга).

Главное событие для российского исторического нарратива – победа в Великой Отечественной войне; при этом сама история Второй мировой войны становится объектом грубой редукции и принимает такой вид: вероломное нападение нацистов и последующая победа России. Ключевые для других национальных идентичностей события (раздел Польши между Германией и СССР, массовые расстрелы польских офицеров, оккупация Прибалтики, установление репрессивных промосковских режимов в Восточной Европе) отсутствуют в российском государственном дискурсе. «Защищая от «фальсификаций» государственную правду о войне и победе и замалчивая преступления советского режима, политическое руководство России восстанавливает –пусть, частично – преемственность с коммунистическим государством и тем создаёт ещё большие препятствия для формирования новой российской нации».

 

24 декабря 2009
1. Мария Липман. От редактора. Формирование исторического нарратива

Последние материалы