Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
24 декабря 2009

5. Ольга Борох, Александр Ломанов. Возвращение Небесного правления. (Китай)

В статье дана характеристика особенностям современного китайского исторического дискурса (сейчас в центре исторических обсуждений – события с середины 19 века: вторжение в Китай иностранных стран, поиск путей преодоления экономической бедности и военного бессилия, революционное движение и переход к социализму):

  1. Сохраняется официальный исторический нарратив (переплетение истории государства и партии)
  2. Внутри академической сферы возможны широкие научные споры (главное, чтобы они не попадали в СМИ)
  3. Характерен «реформаторский консенсус» – ориентация на изменение жизни к лучшему в рамках существующей системы. Оценка Мао Цзэдуна и прошлого, как тот оценивал Сталина: главное – заслуги, ошибки (например, культурная революция) – второстепенное
  4. Критика западного политического устройства с опорой на исторические аргументы; признание китайского политического устройства (система собраний народных представителей, институт политических консультаций, многопартийное сотрудничество под руководством КПК) – «необходимым выбором истории»
  5. Критика «исторического нигилизма» (направления, отрицающего необходимость китайской революции); революция как важный фактор истории Китая
  6. Для молодых историков характерен отказ от споров со «стариками»; причины: традиционное уважение к старшим и нежелание участвовать в политических спорах
  7. В принципе возможна критика учебников. В 2006 г. Юань Вэйши опубликовал статью, в которой критиковал учебники, в которых превозносится Китай, и всё сваливается на иностранцев, тогда как Китай не всегда хорошо поступал по отношению к иностранцам (например, во Вторую Опиумную войну в 19в.). Правда, издание, где была опубликована статья, приостановили, а главного редактора и его заместителя уволили
  8. Были попытки ввести закон об ответственности за «изменнические высказывания» об оправдании вторжения иностранных держав в Китай после Опиумной войны 1840 г. и, в особенности, об оправдании японской агрессии
  9. Сложности взаимоотношений с Японией: обвинение её в том, что она не хочет признавать вину и вред, причинённый Китаю во время Второй мировой войны. В спорах с Японией появилась новая идентичность Китая: акцент на экономический подъем и отстаивание свего взгляда на историю. Снимаются фильмы про взаимоотношения с Японией (не все довольны положительными японскими персонажами или отходом от официальной черно-белой трактовки): «Дьяволы пришли», «Нанкин! Нанкин!» .
  10. В период экономического кризиса националисты издали ставшую популярной книгу «Китай недоволен»: осуждение прозападной интеллигенции, стремление опереться на историю для реализации своего великого пути, необходимость наращивания военной мощи

Резюме: главную историческую трактовку в Китае задаёт государство (её можно считать центристской), но есть и разнообразие подходов к прошлому:

  • прозападная интеллигенция пытается критически пересмотреть официальную интерпретацию, сделать сознание китайцев более открытым
  • националистически настроенные оппоненты критикуют Запад, ссылаются на историю борьбы Китая с империалистическими державами
24 декабря 2009
5. Ольга Борох, Александр Ломанов. Возвращение Небесного правления. (Китай)

Последние материалы