Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
11 января 2010

1. От редакции: «Суверенная демократия» и конец истории

В статье даётся краткое описание разворачивающейся в России кампании борьбы с «фальсификацией истории».

Фиксируется характерный для современной России феномен – «неудовлетворённость историей» и желание восстановить исторические позиции России, преодолеть «конец истории» СССР. Причём вина за этот «конец истории» возложена (российским правительством) не на сам исторический процесс, а на тех, кто его изучает и интерпретирует. Подобный «суд над историей» проявляется во внешней и внутренней политике многих постсоветских государств (особенно в Украине, Литве, Польше), но в России имеет свою специфику.

Приводится хроника систематических попыток государства взять под контроль изучение и преподавание истории в России (прослеживается с 2001 г.; в 2005 г. – большое символическое событие – празднование 60-летия Победы; в 2009 г. – кульминация: законопроект об уголовной ответственности за отрицание Победы СССР во Второй мировой войне и создание «Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России»). Фактически, происходит «институциализация подавления «неправильной» истории» и «компенсаторная самоидентификация с советским прошлым», а также – и это принципиальное отличие от других стран – вторжение прошлого в политический дискурс. Анализируются и последствия такого вторжения – существенные изменения во внешней (конфликты с соседними странами) и внутренней политике.

Обосновывается ненаучность борьбы с «фальсификациями» (ведь одним из главных критериев научности теории является её фальсифицируемость, т.е. возможность опровержения при определённых условиях). Отмечается, что для нового подхода к истории России характерны вторичность и «реактивность»: все события отечественной истории трактуются как ответы на чужие инициативы (например, пакт с Гитлером объясняется предшествующим Мюнхенским договором). В результате «Россия лишается не только истории как научной дисциплины, но и истории как проявления собственной субъектности и воли».

Но ключевой проблемой советского прошлого, положенного в основу современной политической идентичности, является вынужденная категоричность. История лишилась нюансов. «Власти поставили российское общество перед выбором: либо идентифицировать себя со сталинизмом в его лубочно-упрощённом изображении, либо, также упрощая проблему, отвергнуть его как фашистский строй».

11 января 2010
1. От редакции: «Суверенная демократия» и конец истории

Похожие материалы

23 мая 2016
23 мая 2016
Эта работа посвящена судьбам представителей интеллигенции нашего города в 1920-х – начале 1930-х годов. Показать положение, в котором оказались эти люди, мы решили через историю профессоров Донского Политехнического Института. Власть пыталась сломить их, потому что ей казалось, что они самим фактом своего существования уже представляют для нее угрозу.
4 ноября 2014
4 ноября 2014
В сборник «Век двадцатый — век необычайный» вошли работы лауреатов XV конкурса «Человек в истории. Россия — XX век» (2013-2014 годы). Здесь читатель найдёт исследования по истории семьи, повседневности, репрессий, большое место занимает тема войн — Первой и Второй мировых, Чеченских конфликтов. Работы написаны на источниках личного происхождения, потому каждая из них уникальна и заслуживает особенного внимания.
24 мая 2016
24 мая 2016
«Моя бабушка Мария Тимофеевна Симонова родила шестерых детей. Их семья в селе была не "многодетной". Бабушка даже не была награждена медалью Материнства. Сказала, что, если бы было у нее семь детей, то медаль 4-й степени она бы получила. А за шестерых детей награда была не положена».
7 ноября 2014
7 ноября 2014
Я часто расспрашивала бабушку, как она жила, когда была маленькой, но разговор всё время переводился на другую тему. Со временем, когда я стала взрослеть, бабушка становилась более разговорчивой. Но некоторые моменты своей жизни она смогла рассказать только сейчас.

Последние материалы