Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
11 января 2010

3. Павел Полян. По ком пробил царь-колокол?

Известный историк и специалист по Второй мировой войне Павел Полян комментирует (в несколько эмоциональном ключе) создание в России Комиссии по борьбе с фальсификациями истории.

История Второй мировой войны живая и неоднозначная, дискуссии и споры для неё – естественный процесс. Но создание комиссии – попытка её законсервировать раз и навсегда. Автор рассматривает задачи комиссии и её состав, а также анализирует стенограмму круглого стола государственно-патриотического клуба «Единой России» «Федеральные образовательные стандарты. Проблемы и перспективы» (круглый стол прошёл 21 апреля 2008 года, стенограмму можно скачать здесь). Круглый стол был посвящён в том числе обсуждению законопроекта об уголовной ответственности за фальсификацию истории; здесь можно увидеть резкие и откровенные высказывания: «разговор шёл предельно откровенный, поскольку собрались «свои», понимающие друг друга с полуслова». В частности, главной экспертной инстанцией в исторических вопросах называлась ФСБ, а не сообщество историков, которые «все равно никак не могут договориться».

При этом появление комиссии не является событием из ряда вон выходящим. Традиция фальсификации (переписывания истории) не нова для России, этим занимались многие правители. К тому же комиссия существует в ряду других комиссий, например, при Правительстве РФ действует Комиссия по противодействию коррупции, а при Академии Наук – Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований (в её состав, правда, не входят историки).

Подобные комиссии легко можно представить в Латвии или Украине, но все они, включая российскую, не будут иметь никакого отношения к истории как научной дисциплине. Путь для решения спорных исторических вопросов – создание двусторонних или международных комиссий, например, Международного Исторического Арбитража. Он мог бы мобилизовывать экспертные группы по разным проблемам, а также на основе «разбирательств» готовить авторитетные научные заключения. Но в любом случае, Исторический Арбитраж – не сфера права (и уголовной ответственности), а способ изучения и уточнения исторической истины.

11 января 2010
3. Павел Полян. По ком пробил царь-колокол?

Последние материалы