Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
1 февраля 2013

Сталинград в рассказах очевидцев

Источник: www.dw.de

70 лет после сталинградской битвы опубликованы всеми забытые рассказы очевидцев — солдат Красной Армии и мирных жителей. Эти источники открывают новую перспективу событий зимы 1942-43 года. Речь идет о книге «Сталинградские протоколы» Йохена Хельбека (2012), изданой на немецком языке издательством Fischer Verlag GmbH, Frankfurt am Main.

Источник:  Eyewitness accounts shed light on Stalingrad // Deutsche Welle

Длинная цепочка изголодавшихся людей в лохмотьях, покидающих волжскую метрополию — Сталинград. Войска Красной Армии пристально следили за немецкими солдатами, хотя те были слишком слабы, чтобы сбежать. Их глаза застыли, они едва могли стоять.

Образы первых дней февраля 1943 года словно выжжены в памяти немцев. Национал-социалистическая пропаганда изображала поражение как великий акт самопожертвования.

Это был миф. 6-ая Армия Германского Вермахта взяла Сталинград 6 месяцами раньше. В конце осени 1942 года Красная Армия окружила немцев и отбила город, дом за домом.

Историки в окопах

Однако <в Германии> о страданиях мирных жителей и русских войск в Сталинграде долго не говорили. По оценкам историков, во время бомбежек города немцами погибло около 40,000 мирных жителей. Было убито порядка 480,000 советских солдат — почти в два раза больше, чем немецких.

В… книге «Сталинградские протоколы» немецкий историк Йохен Хельбек подробно рассказывает о том, что пережили советские мирные жители и солдаты во врмя кровавой битвы за город.

Книга появилась благодаря обнаруженным уникальным аутентичным источникам времен битвы. «Группа историков в Москве опросила 215 очевидцев и записала их рассказы. Среди них были генералы и комиссары, а также солдаты и мирные жители», — объясняет профессор Рутгерского университета в США Хельбек.

Некоторые интервью были записаны прямо в окопах. Расшифровки десятилетиями хранились под замком. Хельбек проанализировал материал вместе с российскими историками.

«Не должно остаться камня на камне»

Особенно волнуют рассказы мирных жителей, как, например, история кухарки Аграфены Поздняковой. После того как немецкие войска вошли в город, ее, мать шестерых детей, выставили на улицу. Позднякова с семьей прятались в окопе: «27 (сентября) сильно стреляли. Мой муж и маленькая дочка погибли, и мы оказались в ловушке».

Позже она описывает борьбу за еду: «Потом, когда немцев окружили, они сами конину есть стали. Нам оставляли ноги, голову и потроха. А потом и этого не осталось. Они все себе оставляли, а нам только копыта и потроха.»

«Не должно остаться камня на камне», — гласил приказ Гитлера перед нападением. Мирное население собирались выселить в степь или угнать в качестве рабов. Депортация и высылка жителей Сталинграда началась сразу же после немецкого вторжения. Тысячи людей должны были ежедневно отмечаться на специалных пунктах.

Когда началась советская контратака, по оценкам историков, в городе осталось примерно 15,000 мирных жителей. Голодные и замерзшие, они ночевали среди руин и в ямах. Их город был практически полностью разрушен.

Борьба за власть двух диктаторов?

Советское командование отдавало не менее ужасные приказы. Сталин отдал приказ № 227: «Ни шагу назад». Диктатор также не разрешил эвакуацию гражданского населения до начала штурма.

Его беспощадность была продиктована не только стратегической важностью города на Волге. «Сталинград был назван в честь Сталина. По этой причине как захват, так и оборона города становились политическим вопросом для обеих сторон», — поясняет Торстен Дидрих из Центра военной истории и социальных наук в Потсдаме. Он написал биографию немецкого главнокомандующего в Сталинграде Фридриха Паулюса, исследовав немецкий взгляд на битву.

Категорические приказы Гитлера и Сталина также сказались на интерпретации битвы в исторических исследованиях. «В немецких исследованиях 1950-х Сталинград изображался как битва двух диктаторов, ради которой сотни тысяч людей пожертвовали собой», - поясняет Дидрих.

Однако ученые уже давно считают эту версию устаревшей. Йохен Хельбек подчеркивает, что слишком концентрируясь на двух диктаторах, историки словно приравнивают два режима и два народа. «Тогда оба народа выглядят как жертвы. Но все же немецкая сторона была агрессором в этой войне. Для России Вторая мировая война стала войной за освобождение от фашизма».

Патриотизм и коммунизм

Сталинградские интервью показывают, что советские солдаты считали войну против гитлеровского вермахта войной против фашизма. «Коммунисты-комиссары Красной Армии понимали, как использовать патриотизм для мобилизации людей в борьбе против «фашистского агрессора», — отметил Хельбек.

Но заслуживают ли доверия интервью о мотивации солдат? В конце концов, оппоненты сталинского режима боялись за свои жизни. Торстен Дидрих уверен, что книга его коллеги Йохена Хельбека позволяет нам лучше понять битву. Тем не менее, он предостерегает от некритичного восприятия рассказов очевидцев как исторических источников.

«Интервью брали историки, а не партийные функционеры. Кроме того, большинство интервью были записаны в момент наивысшего триумфа Красной Армии. Тогда можно было говорить о прошлой слабости», — парирует Хельбек.

Одно можно утверждать с уверенностью: до сих пор у публики за пределами Советского Союза не было доступа к такому большому количеству подлинных рассказов очевидцев. Они показывают, что старые клише — о том, что солдаты и гражданское население воевали из страха перед сталинским режимом — не выдерживают критики. Напротив, эти записи свидетельствуют о людях, которые с готовностью боролись и пожертвовали собой, чтобы освободить родину от агрессоров.

Нужно ли переписывать историю Сталинграда? «Нет, — отвечает Хельбек. — Но эти записи расширяют перспективу и позволяют нам дистанцироваться от версии немецкой хореографии: нападение, окружение, капитуляция» — пояснил он.

Историки единодушно признают важность битвы: Сталинград стал моральной кульминацией Второй мировой войны. Для Красной Армии победа была полным триумфом, который дарил надежду. В Германии был повергнут миф о непобедимом Верхмате.

Среди немецких солдат, оказавшихся в ловушке ужасов войны, растет разочарование: они первыми поняли, что служили бесчеловечному диктатору, для которого их жизни ничего не значили. Но что еще важнее, интервью показали, что Сталин был трагедией не только для Германии, но и для России.

Перевод Екатерины Кокориной

1 февраля 2013
Сталинград в рассказах очевидцев

Похожие материалы

24 мая 2016
24 мая 2016
О том, что началась война, узнали от председателя сельсовета. Он объезжал рабочие бригады на полях и сообщал страшную весть. Женщины плакали. Бросив работу, народ собрался у сельсовета, чтобы послушать у репродуктора сообщения из Москвы. Но никто не думал, что война продлится так долго, а тем более, что немецкие сапоги вскоре будут топтать землю родной деревни.
14 июня 2011
14 июня 2011
Благодаря группе неизвестных активистов в Москве на Кунцевской улице (до 1962 г. - улица Сталина) может появится памятный знак
14 января 2015
14 января 2015
В российской гуманитарной научной среде последние несколько лет к исследованиям травмы проявляют повышенный интерес. В 2013 году исторической травме были посвящены ряд больших конференций, среди которых, к примеру, Банные чтения журнала «Новое литературное обозрение». Несмотря на высокий научный интерес к этому направлению, мы достаточно мало знаем о его специфике в силу того, что ключевые работы теоретиков исследований травмы, среди которых и сама Кэти Карут, до сих пор на русский язык не переведены.
17 ноября 2014
17 ноября 2014
Отрывки из книги, посвящённой истории лагерных театров, программам культурного перевоспитания заключенных и биографиям известных артистов, прошедших лагеря.

Последние материалы