Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
29 ноября 2011

Конец 80-х годов

- Если можно, еще немного о 89-м годе и о Вашем судебном процессе.

 — Во-первых, тут нужно сказать, что я с 1.1. 1987 окончательно лишился работы. Но это в чем-то было хорошо, ведь у меня появилось время учиться, писать, делать «Братиславске листы», а деньги… Моя жена работала, она инженер, мы жили на ее зарплату. Кроме того, мы же посылали Антону Глинке в «Свободную Европу» информацию, а он составлял из этих фактов небольшие передачи. И гонорар за эти передачи он нам пересылал с немецкими студентами. То есть фактически я получал столько же, сколько заработал бы как юрист, тогда не было крупных зарплат. Тогда я начал издавать «Братиславске листы»: я считал, что умею оценивать политическую ситуацию у нас и за границей, и мне казалось, что режим уже не может себе позволить меня посадить.

 — А когда Вы увидели первые признаки конца режима? В 1985-м или позже?

 — Ну, все происходило постепенно. Может быть, в 1986-м, может быть, позже. Я начал издавать «Братиславске листы» со своим именем и адресом в 1988-м. Чтобы режим не притворялся, что ничего не знает. Ведь нелегальных самиздатовских журналов выходило очень много, и я убежден, что госбезопасность знала обо всех издателях, но просто уже у них не было сил, поэтому они не сажали, а делали вид, что ни о чем не знают. В моем случае они не могли такого сказать. И когда меня, тем не менее, не сажали, я это понимал как подтверждение того, что они уже не могут себе этого позволить. Почему в августе 1989-го меня все-таки посадили, я потом, после 1990-го, узнал из кругов гбэшников. Тогда уже готовилась канонизация Анежки Чешской, и поскольку режим не мог пустить людей в массовом порядке в Рим на это торжество, то мы предполагали, что большое празднество будет в Праге, где тогда был кардинал ТомашекФрантишек Томашек (František Tomášek, 1899–1992) – чешский религиозный деятель, кардинал. В 1949 г. был тайно рукоположен в епископы. Участник Второго Ватиканского собора; удостоился медали за вклад в развитие дела экуменизма от делегации Русской православной церкви. В 1976 был провозглашен кардиналом. Пражский апостольский администратор в 1965–1977 гг.; архиепископ Пражский в 1977–1991 гг. В 80-х годах стал опорой и символом чешского (и отчасти словацкого) католического сопротивления.. Мы ожидали, что, когда Папа Римский объявит о канонизации, то потом в какое-нибудь воскресенье будет месса в храме св. Вита в Праге, придут тысячи людей, будет огромное торжество. И полиция подслушала, что я сказал Бенде или Вацлаву МаломуВацлав Малы (Václav Malý, 1950) – чешский религиозный деятель. В 1976 г. был рукоположен в священники; подписал Хартию-77. До 1989 г. – известный активист оппозиции, как правозащитного движения, так и католического сопротивления. В 1997 рукоположен в епископы; ныне вспомогательный епископ Пражский., что если так, то мы из Словакии приведем десять тысяч человек и устроим в Праге большое веселье. В Праге два места были табуированы для Коммунистической партии и полиции – это Градчаны, где расположена резиденция президента, и резиденция КПЧ возле Влтавы. А храм св. Вита находится на Градчанах. И после демонстрации со свечамиДемонстрация со свечами – католическая акция протеста, состоявшаяся в Братиславе 25 марта 1988 года; суть ее состояла в том, чтобы продержаться на площади молча, с горящей свечкой, в течение получаса. Акция собрала, по некоторым оценкам, около 10 тысяч человек, несмотря на превентивные меры госбезопасности. госбезопасность не знала, чего от нас ждать, что мы можем сделать. Потому что, например, Хартия-77 – их госбезопасность знала, в Хартии были люди, которые их же соратниками были в 50-х годах. Органы знали, как они думают, чего от них можно ожидать, чего они испугаются, чего нет. Но про католиков они этого не знали. Ведь никто не предполагал, что демонстрация со свечами настолько удастся. То есть, когда я сказал, что мы приведем словаков в Прагу, так они не знали, чего ждать. Вот тогда якобы и было решено меня посадить. Взяли меня 14 августа 1989-го, а вскоре в Польше возникло некоммунистическое правительство Мазовецкого. А венгры пустили к себе восточных немцев, и восточные немцы стали бежать через Чехословакию в Венгрию. Но на чехословацко-венгерских границах некоторых – их было довольно много – восточных немцев ловили, отправляли в тюрьму и отвозили обратно в ГДР. Их везли на автобусах, которые ехали только днем, а когда наступал вечер, этих немцев отправляли в ближайшую тюрьму. И мы в тюрьме, конечно, слышали, что внизу разговаривают по-немецки, и мы знали из газет и от адвокатов, что происходит. То есть мы понимали, что привезли восточных немцев. И тут же надзиратели, которые разносили обеды, начинали ходить в белых халатах.

 — А ваши адвокаты…

 — Они могли навещать нас в тюрьме. Я получал и газеты, «Правду», «Руде право», а поскольку я их читал с детства, я умел прочесть между строк, что происходит. Правительство Мазовецкого, немцы, ну а потом пала Берлинская стена. У меня было еще то преимущество, что, очевидно, где-то в Германии или в Голландии в католических журналах напечатали, что Чарногурский в тюрьме, адрес такой-то, посылайте ему приветы. Так что я каждый день получал по двадцать открыток, из Голландии, из Германии, из Италии, и тюремная стража их мне приносила. И эти тюремные надзиратели понимали, что, если Чарногурскому позволяют эти открытки получать – пусть там, разумеется, ничего особенного не было, «приветствуем Вас, желаем Вам, держитесь» – ну так, наверное, режим-то не такой уж прочный. А потом был суд, Дубчек сидел в зале, австрийский консул, какой-то американский дипломат, а когда меня вели, так Франтишек Миклошко мне закричал: «Яно, перед тюрьмой пять тысяч человек!» (смеется). Конечно, все уже выглядило совсем по-другому, а 25 ноября меня выпустили.

 — Если можно, еще немного о демонстрации со свечами. Франтишек Миклошко мне сказал, что было такое чувство, что во второй раз такого уже не получится.

 — Ну да, вторая демонстрация со свечами бы не удалась. Но удалось бы что-то другое! До этой демонстрации была петиция за права католиков, и ее подписало полмиллиона человек! И это бы тоже во второй раз не удалось. Но то, что было собрано столько подписей, свидетельствовало о том, что вся страна покрыта сетью активистов, которые их собирали и переправляли в Прагу Томашеку, это означало, что подземная католическая организация действительно сопротивляется, и потом, когда мы объявили демонстрацию со свечами, это было что-то новенькое, и людей это вдохновило, и они пошли на это. Ну хорошо, ну не удалась бы демонстрация со свечами, мы придумали бы еще что-нибудь.

29 ноября 2011
Конец 80-х годов

Последние материалы