Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
29 ноября 2011

Хартия-77

- Вы не хотели подписать Хартию?

 — Скажем так: Хартия возникла в 1977 году, я тогда был адвокатом. Тогда я не хотел подписывать, потому что меня бы выгнали из адвокатуры, и на этом бы все закончилось, на одной такой патетической подписи все бы для меня закончилось. А так я мог защищать всех этих уволенных, исключенных из партии людей, то есть мог заниматься значительно более полезной деятельностью, чем если бы один раз поставил свою подпись. А когда меня выгнали из адвокатуры, спустя четыре года после появления Хартии, так тогда уже было ясно, что Хартия… на мой вкус, чересчур либерально-посткоммунистическая. Там состояли те, кого исключили из коммунистической партии, и очень либерально настроенные люди; мы с ними были против режима, но в остальном у меня с ними не было ничего общего. Это первое. Второе: сопротивление коммунизму в Словакии было другое, нежели в Чехии. В Чехии сопротивление в основе своей было урбанистически-либерально-посткоммунистическое, а сопротивление в Словакии было прежде всего христианское – частью его были паломничества и тому подобное. То есть потом, в 1981-1982 годах, подписывать Хартию для меня было уже неактуально. Опять-таки, я начал заниматься словацкими делами, то есть издавать журналы в самиздате, вращаться в подземных движениях, прежде всего католических, но, разумеется, и среди бывших коммунистов. Франтишек МиклошкоФрантишек Миклошко (František Mikloško, 1947) – словацкий католический политик и общественный деятель. До 1989 г. – один из наиболее известных активистов католического подполья в Словакии. Председатель словацкого парламента в 1990–1992 гг. Оставался в политике до 2010 г., я и еще пара людей в Словакии как бы служили связующим звеном католического сопротивления с этим движением бывших коммунистов.

 — Он тоже…

 — Ну, вы понимаете, тут все всех знают. Как и во времена Словацкого государства… Мирослав КусыМирослав Кусы (Miroslav Kusý, 1931) – словацкий философ, политик, общественный деятель. До 1970 г. преподавал в университете философию марксизма, после чего оказался в оппозиции. Подписал Хартию-77. В 1989–1992 г. – политик федерального уровня. 1990–1996 – декан кафедры политологии Университета Коменского в Братиславе. Ныне политолог, правозащитник, публицист., например, или Йозеф ЯблоницкийЙозеф Яблоницкий (Jozef Jablonický, 1933) – словацкий историк. В 1974–1990 гг. не имел возможности публиковаться в официальной печати. После 1990 г. – директор и член правления Института политических наук Словацкой академии наук. – это был историк, которого выгнали из партии, из института, и он ходил к моему отцу, тоже сперва как историк, расспрашивать про времена Словацкого государства, про Словацкое национальное восстание и так далее, и так мы познакомились, и потом его исключили из партии, и эти контакты остались.

 — А мне еще говорили, что в Хартии не понимали словацких проблем, что это было сугубо чешское дело.

 — Ну да, в сущности, да. Понимаете, сопротивление тоталитарному режиму, каким был коммунизм, должно опираться на самые глубокие национальные традиции, потому что иначе режим его сметет. Если, знаете, парочка интеллектуалов сядет за стол и скажет, что, мол, сейчас мы будем организовывать сопротивление режиму, ну так что? Их посадят, и все закончится. Поэтому был один тип сопротивления в Польше, другой тип в Советском Союзе, третий в Чехии и четвертый в Словакии. И, действительно, Хартия по своему характеру не отвечала общественным условиям в Словакии, поэтому она не получила здесь распространения. Пражская интеллигенция столетиями была ориентирована на Запад, о ней знали, имелись связи и так далее, то есть когда что-то происходило в Праге, об этом писали все западные газеты, приезжали западные дипломаты, протестовали против заключения Гавела и так далее, но в Словакии – ничего подобного! Епископ Корец, позднее кардиналЯн Хризостом Корец (Ján Chryzostom Korec, 1924) – словацкий епископ, кардинал, религиозный писатель. В 1951 г. был тайно рукоположен в епископы. 1960–1968 – политзаключенный. Стал центральной фигурой католического сопротивления в Словакии. 1990–2005 – епископ Нитранского диоцеза. В 1991 г. стал кардиналом., провел в тюрьме восемь лет и никто даже не пикнул, что он в тюрьме. То есть в Словакии и нельзя было так вести оппозиционную деятельность, как можно было в Праге.

 — А Фонд Хартии 77Фонд Хартии-77 (Nadace Charty 77) был основан в 1978 г. в Стокгольме чешским физиком Франтишеком Яноухом. В декабре 1989 г. Фонд переехал в Прагу; после распада Чехословакии в Братиславе возник его словацкий аналог.

 — Ну, он возник позже. И они тоже, конечно, поддерживали людей только из их круга. Моя семья получила от них поддержку только тогда, когда я попал в тюрьму, а это уже был август 89-го.

29 ноября 2011
Хартия-77

Последние материалы