Часть седьмая: Лагерь Барабаниха
Обедать мы вернулись на нашу стоянку где-то в полукилометре от лагеря, по дороге оживленно обсуждали, какие здания стоит задокументировать, какие нет. Изначально еще до отъезда в Сибирь, мы собирались создать полную он-лайн версию лагеря Ключ, включая все интерьеры. В сущности это означало, что нужно делать панорамные снимки примерно каждые 10 метров во всех направлениях. В таком виртуальном лагере должна была быть возможность двигаться в любом направлении и поворачиваться вокруг своей оси. В том числе и внутри зданий. Но учитывая как все сложилось, о такой проработке можно было забыть. До отъезда из тайги нам оставалось два с половиной дня. За обедом мы собрали все имеющиеся у нас сведения, и Штепан определил приоритеты:
- по максимуму отснять и задокументировать жилые бараки – это для нас важнее всего
- отснять казарму надзирателей
- отснять собачьи будки, которые не сохранились ни в одном другом лагере
- отснять столярную мастерскую
- лазарет
- как минимум одно административное здание
- и, наконец, карцер
Остальные здания были не так важны. Например, отхожие места, сторожевые вышки и санчасть мы уже фотографировали в лагерях у реки Турухан. Теперь нашей целью было получить как минимум по одному образцу для каждого типа лагерных построек, чтобы создать свой виртуальный лагерь. В нем должны быть представлены все постройки, которые имелись в настоящих лагерях. Пусть это не так идеально, как сфотографировать целиком сохранившийся лагерь Ключ, но и такой виртуальный музей должен получиться достаточно красноречивым.
После обеда мы принимаемся за собачьи будки. Давид с Матрином косят метровую траву и по моим указаниям срубают несколько березок, заслоняющих вид.ю. Штепан тем временем ведет записи, а я подготавливаюсь к съемке, это довольно сложный процесс.
Найдя подходящее место для панорамной съемки (в случае с собачьими будками я хотел сделать три панорамных снимка, минимум), нужно установить штатив на идеально ровной поверхности и при помощи установочных винтов настроить на нужный уровень специальную панорамную головку. Потом нужно выставить экспозицию, настроить на вращающейся шкале 0° и начинать постепенно фотографировать отдельные виды. На моем объективе можно делать 360° панорамы из 6 кадров. Это значит один снимок каждые 60° по горизонтали. За отсчет градусов как раз отвечает специальная панорамная головка. Она же обеспечивает правильное положение фотоаппарата и объектива по отношению к оси вращения.
Короче говоря, так называемая на профессиональном языке нодальная точка должна находиться точно над точкой вращения всего аппарата. Иначе по краям фотографии получится искажение, и снимки невозможно будет правильно склеить. Все панорамы состоят в общей сложности из 95 снимков. Это в общей сложности шесть кадров по горизонтальной оси, по трем линиям вертикальной оси и плюс один кадр прямо вниз – так называемый надир. Чтобы сделать кадр надира нужно отодвинуть штатив и сторону и сфотографировать землю прямо под штативом.
На этапе обработки все фотографии склеиваются так, чтобы получилось 5 панорам с разными настройками экспозиции. Эти 5 панорамных снимков потом сливаются в один, который при помощи разных трюков превращается в 3D-панораму. На практике это означает, что каждый панорамный снимок отнимает у меня от 10 до 30 минут и требует крайней сосредоточенности. Если пропадет один единственный кадр, вся панорама коту под хвост.
Пока я снимал собачьи будки, ребята продвинулись к первым жилым баракам. Штепан, как обычно, взялся за документацию, а Давид с Мартином принялись отдирать доски с окон (некоторые окна были заколочены досками, как будто кто-то пытался, покидая лагерь, так сберечь здания) и расчищать пространство у входов и между бараками. В их задачу также входило расположить артефакты в зданиях так, чтобы их было хорошо видно на панорамах. Иначе на снимках они бы совсем пропали. Но за такое «оформление» они принимались только после того, как Штепан обходил каждый объект и его документировал. То есть фотографировал, снимал на видео, описывал и заносил в свой дневник. И только потом опять наступал мой черед. Если получалось, я сначала фотографировал здание снаружи, а потом делал от одного до семи панорамных снимков внутри. К концу первого дня у нас вышло полностью задокументировать два жилых барака.
За оставшиеся два дня мы прошли таким образом остальные жилые бараки, а также лазарет, столярную мастерскую, одно административное здание, и здание, которое предположительно, было отведено под баню. В последний день после обеда мне оставалось сфотографировать самое интересное – карцер. Я упоминал о нем в предыдущей записи, но нарочно только бегло. Между тем карцер, само собой, относится к, даже не знаю как сказать, самым ужасным, самым интересным и устрашающим объектам лагеря. В предыдущих лагерях вдоль Турухана, мы обнаружили уже два карцера, но оба были в плохом состоянии. Один сгорел, у другого полностью обвалилась одна стена. А вот карцер в Барабанихе полностью сохранился.
Какое-то время я прост стоял и смотрел на это строение. Снаружи оно выглядело просто как небольшая изба. Там, где располагались камеры, виднелись крошечные окошки с плотной решеткой. В одном из них торчал искусственный цветок…Кто его туда засунул и почему, мы никогда не узнаем наверняка, но можете себе представить, какое впечатление он на меня произвел. Я открываю дверь и из какого-то суеверия оставляю ее открытой. Не то чтобы я боюсь, но все-таки мне не по себе. Я стою в темном коридоре и сначала пробираюсь на ощупь, пока глаза не привыкают к темноте. Вскоре я могу различить двери в камеры, их всего пять. Они сделаны из прочного листового железа и висят на массивных петлях. В верхней части есть небольшое отверстие – «глазок». Как ни странно, отверстия для подачи еды там нет. Впрочем, я бы не сильно удивился, если бы в карцере вообще не кормили. Карцер – это тюрьма в тюрьме, и заключение в нем вообще невозможно себе представить.
Из-за царящей вокруг тьмы у меня уходит по полчаса на каждый панорамный снимок. Я замираю на несколько минут в одиночной камере и жду, пока щелкнет затвор – это знак, что я снова могу нажать кнопку на пульте и делать следующий снимок. Темнота, смрадная сырость, звуки, просачивающиеся сквозь стены, и мое разыгравшееся воображение действуют на меня удручающе. Я не хочу заниматься пропагандой, оратор из меня неважный, но сюда стоит привозить каждого, кто обладает властью сажать в тюрьму других.
К вечеру я успеваю сделать в общей сложности 12 панорамных снимков: 11 внутри карцера и один снаружи. Мне дико холодно, и я уже не могу дождаться завтрашнего дня, чтобы отсюда уехать. С Давида и Мартина тоже уже довольно. Весь последний день они обшаривали бараки в поисках артефактов. С потрясающим терпением и упрямством. Они забирались на чердаки и подвалы, рыскали под полом. Голыми руками прочесывали горы глины и осыпавшейся штукатурки… в общем не оставили без своего внимания буквально ни уголка. И их усилия не пропали даром, но об этом в следующей, вероятно последней, записи.
Перевод с чешского: Ксения Тименчик
←Часть шестая: Осталось всего три дня | Заключение → |