Интервью с участниками XVI Школьного конкурса
На церемонию награждения и школу-академию в Москву приехали авторы 40 лучших работ конкурса. Елена Калашникова взяла интервью у некоторых их них.
Василина Рыбалкина, второе место, г. Новосибирск, 11 класс. Работа «Это было недавно, это было давно…», руководитель: Татьяна Юрьевна Нерода.
О работе: В своей работе Василина рассказывает историю жизни своего прадеда. Фронтовик из семьи репрессированных, глубоко интеллигентный человек, отправившийся после войны на освоение целины, он видел жизнь своей страны с самых разных сторон, и память о нём сохранилась в семье на протяжении трёх поколений.
– Скажи, пожалуйста, как ты пришла к теме свой работы?
– Это было давно, когда я нашла письма своего прадедушки. Я была тогда совсем маленькая – лет пять, наверное. Письма мне нельзя было трогать, бабушка сказала: «Потом, потом!..» Они были дороги бабушке, и захотелось сохранить память: все мы не вечны. Бабушка рассказывала много интересного о своей жизни.
– Что тебе больше всего запомнилось из ее рассказов?
– Бабушка рассказала, как она несла кислородные подушки своему отцу, который болел астмой. Подушки эти тогда были дефицитом, нести их было тяжело, к тому же они лопались на солнце. Эта деталь у меня как у ребенка вызвала больше эмоций, чем всякие романтичные вещи: то, что он звезды рисовал в письмах… Запомнилось то, что связано с болезнью и смертью, достаточно болезненные вещи.
– Ты впервые участвовала в конкурсе?
– Нет, я уже писала работу про прадедушку, в позапрошлом году, но тогда не приезжала, потому что не прошла в лауреаты.
– Планируешь ли снова участвовать?
– Я учусь в одиннадцатом классе, мне уже восемнадцать, думаю, уже нельзя, да? Сейчас мне сказали, что я могу приехать вожатой. Но мне хотелось бы именно как участник, мне кажется, тут больше эмоций. Вожатые все готовят, а мы получаем эмоциональный заряд. А то идешь в школу, возвращаешься – никаких эмоциональных перепадов, только усталость, а сюда приезжаешь – да, ты устаешь от города, но сколько интересных людей встречаешь, сколько опыта получаешь, столько творчества!..
– Ты в Москве какой раз?
– Первый.
– А что для тебя было самым интересным за эти пять дней?
– Дебаты, потому что мы победили, ну и с самого начала, про памятники, ну и конечно то, что было вчера – творческий проект. Когда мы видео снимали, мы начали находить у себя репрессированных родственников, о которых не знали, хотя наши работы не связаны с репрессиями, у нас тема «Семья», то есть мы все оказались причастны к этой теме.
Цитата: «Обитали все в одной большой комнате. Из мебели – диван, письменный стол, шифоньер, две кровати, приемник „Рекорд“. Зато все свободные простенки были заполнены книгами и журналами. Больше такого ни у кого в деревне не найти, к нам ходили, как в библиотеку – взять книжку или журнал почитать. Читали в семье все. И были в курсе всех событий, „закрытых для советских граждан“. Папа, вопреки маминым запретам, часто слушал „Голос Америки“, „Немецкую волну“, „БИ-БИ-СИ“. Треск, шум, свист. Но понять было можно, о чем идет речь. Простенький приемник оказался очень даже „несоветским“: ловил недозволенное. Уже в старших классах именно „оттуда“ мы узнали о Нобелевской премии Пастернаку».
Бальжит Будаева, Бурятия, улус Шибертуй, 10 класс. Победитель конкурса мини-исследований. Тема: «История моей семьи в истории страны», руководитель: Нимасу Данзановна Цибикова.
– Ты первый год участвуешь в этом Конкурсе. Скажи, чья была идея написать работу – твоя или научного руководителя?
– Это была целиком и полностью ее идея. Мне в этой работе было интересно все, так как она касается моей семьи. Я писала про своих прадедов – один был раскулачен, второй воевал в Великой Отечественной войне.
– Пока ты проводила исследование, что-то новое для себя узнала?
– Да, мне не было известно, что мой дед был раскулачен. Бабушка об этом знала, а мама с папой – нет.
– А в каких-то других исторических конкурсах участвовала?
– Исторических? Нет. В прошлом году приезжала на чтения имени Вернадского. Тема моей работы была эта же – «История моей семьи». На этой Школе не может не нравиться – здесь замечательные вожатые, замечательные руководители, все было замечательно, единственное – я очень устала, никогда не было у меня такой напряженной недели, но было очень познавательно.
– Что тебе запомнилось из программы?
– Из культурной – конечно же, поход в Третьяковскую галерею, в прошлый раз мне не удалось там побывать. Лекции были очень интересными – например, Сергея Пархоменко про идею «Последнего адреса». Я бы хотела установить подобную табличку на своем доме. Пока у нас в Улан-Удэ такого нет, но я постараюсь это сделать обязательно. В следующем году я обязательно постараюсь приехать, у меня есть на примете несколько тем, но я еще поговорю с руководителем.
Цитата: «По воспоминаниям моей бабушки, после возвращения в улус ее отец в первую очередь принес домой „бурхана“- священную книгу Юм, которую оставил на хранение у дальних родственников, когда вынужден был уехать из родного села. Оказалось, что ткань, которой были обернуты все тома книги, была использована дочерью той семьи. Она сшила себе красивое шелковое платье. Видно они не знали, что нужно с почтением относиться к святыням, что существуют традиции, обычаи, которые следует соблюдать. Буддийская литература чтилась верующими. Считалось непростительным грехом не только уничтожать книги, но даже непочтительно с ними обращаться. „Бурхан” – это семейная реликвия, которая во все времена охраняет весь род Данзановых и почитается всеми членами семьи».
Даниил Мочалов, первое место, соавтор – Евгения Пучкова – «Герой или злодей?», Воронежская обл., п. Вишневка, 10, 9 классы, руководитель: Дмитрий Александрович Некрасов.
О работе: История одной могилы проливает неожиданно яркий свет на эпоху раскулачивания и коллективизации. Жизнь и смерть чекиста Скачкова, похороненного под стенами сельской школы, изложена в работе подробно и живо, с почти детективной остросюжетностью.
– Я писал работу вместе с сестрой Женей. Она помогала и подавала мысль, ходила со мной спрашивать воспоминания у бабушек, у старожилов. В конкурсе я участвую четвертый год. В прошлом году в Москве мы делали плакаты, а сейчас было что-то пооригинальнее – памятники жертвам репрессий. Мне понравилось, что всем дали идею, как можно сделать композицию, стиль, и мы это воплотили. Я не знал, что такое инсталляция, и какие ее виды бывают, и что из проволоки можно сделать искусство. Из культурной программы мне очень понравился театр, Булгакова я до этого не читал.
В этом году я занял первое место, в прошлом – тоже, в позапрошлом – второе, как и в первый раз. В следующем конкурсе я хочу участвовать, и для этой работы, последней в моей «карьере», уже есть материал. Она будет о театре, известном в наших краях, там играли местные жители, руководила театром одна семья, а играли у них прямо в доме.
– Эту работу ты один будешь писать?
– Все-таки один. Как-то мы даже втроем работу на Школьный конкурс писали, но, одному все-таки интереснее работать.
– Есть ли у тебя какие-нибудь пожелания конкурсу?
– Мне все нравится, я ничего не хочу менять, все хорошо, только вперед.
Цитата: «Зачем похоронили Скачкова рядом со школой, а не на кладбище? Думаю, в советский период вместо церквей придумали святые места – в виде могилы Скачкова, чтобы люди поклонялись и верили. Только у местных жителей была легальная правда и нелегальная. С результатами нашего исследования мы решили ознакомить нашу спасскую сельскую администрацию. Наивно думали, вот мы им все расскажем, и они скажут какие мы молодцы – правду узнали. Вспоминаю слова моего тезки, Даниила Громова из фильма „Брат 2”: – „В чем сила брат?…. Вся сила в правде”. Но я думаю при этом, что правда зависит от силы. То есть у кого сила – у того и правда. Да, нас там похвалили. Но, дали понять, что лучше не ворошить прошлое».
Сергей Намятов, Свердловская обл., г. Полевской, 11 класс, «Я страны такой страны не знаю!», третье место, руководитель Людмила Сергеевна Панфилова.
О работе: Основу работы составляет описание советского быта и попытка дать нравственную оценку исторической эпохе. В ней зафиксировано много живых свидетельств и личных воспоминаний, и почти каждому факту и явлению дана личная эмоциональная оценка, не только автором, но и его респондентами.
– Я участвую третий год, но на финальные мероприятия прошел первый раз. Первый год я был как участник, в том году у меня была поощрительная грамота.
– Как ты вышел на тему своей работы?
– По поводу сталинского времени много спорных вопросов, одни говорят одно, другие – другое, мне было интересно разобраться самому. Я поговорил со многими людьми, все эти мнения пропустил через себя и выдвинул свою точку зрения.
– И что оказалось самым интересным в этой работе?
– Самое интересное оказалось самым печальным: тяжелая жизнь, рамки во всем, люди жили вроде бы на свободе, но свободы было очень мало. Я сравнивал то, что пишут в учебниках и книгах того времени и что было на самом деле. Меня больше всего задело то, что написанное в книгах, то есть, продиктованное государством, полностью расходится с тем, что говорят люди.
– Ты еще будешь участвовать в Конкурсе?
– Да, мне 18 будет в апреле следующего года. Пока примерно представить не могу, о чем буду писать, но думаю идти поэтапно – я изучал Великую Отечественную войну, теперь хочу углубиться в период перестройки, пока есть живые свидетели, а то в школе эта тема поверхностно идет.
– Кто-то из твоей школы, кроме тебя, участвовал в этом конкурсе?
– В позапрошлом году сюда приезжала Лера Панфилова, в прошлом году она прошла, но не приезжала, а приехала другая девочка. Людмила Сергеевна Панфилова, мой руководитель, продвигает этот конкурс в нашем городе.
За эти дни я много нового для себя открыл, интересные были лекции – про памятники, «Последний адрес» вообще был для меня открытием. Конечно же, понравилось то, что было вчера – мы занимались граффити. Я до этого ни разу не пробовал, думал, это просто и легко, вчера мы вырезали все эти трафареты, а потом наносили, а до этого придумывали картину. Это было увлекательно, немножко трудновато, но мы справились.
Дебаты понравились – форма проведения, и вопросы поднимались весьма актуальные, у нас бывают похожие соревнования в городе, но на политическую тему.
– Кем ты видишь себя дальше, куда хочешь поступать?
– Я собираюсь поступать на исторический факультет в Уральский педагогический университет. В принципе вижу себя как-то связанным с государством, историческое педобразование – первая ступень в моих планах, а потом, пусть и платно, на контрактной основе поступить в Академию госслужбы, работать где-то в правительстве.
Цитата: «Не могу не сказать и о бессовестной эксплуатации студентов советским государством, во время обязательных осенних сельхозработ. Светлана Васильевна сохранила письмо от своего сына Алексея за 1987 год, где он пишет: „Поселили нас в бывшей конюшне, где мы наскоро сколотили нары, потом нам выдали видавшие виды одеяла, а матрацы и подушки сказали набить соломой. На них мы и спим. Работаем с 8 утра до 9 вечера“. В конце студенческого письма читаю призыв, написанный крупными печатными буквами: „ДОГОНИМ И ПЕРЕГОНИМ АМЕРИКУ ПО РУЧНОЙ УБОРКЕ КОРНЕПЛОДОВ!“ В этой фразе и ирония, и обида за плохо механизированный сельскохозяйственный труд, за эксплуатацию дешевой рабочей силы в советской стране. Справедливости ради стоит сказать, что люди поколения 1970-80-х, в том числе моя мама, считают те годы замечательными. А многие мои собеседницы называют их счастливыми, даже рассматривая через призму бесконечных социальных потрясений».