Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
7 мая 2015

XVI конкурс: награждение победителей

29 апреля 2015 года в Московском театре юного зрителя состоялась Церемония награждения победителей XVI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». Организованный Международным Мемориалом конкурс направлен не только на развитие исследовательских навыков старшеклассников, но и на то, чтобы история страны стала частью их личной истории. Этому способствует и работа с архивными документами, которые позволяют по-иному пережить, почувствовать прошлое, и взгляд на исторические события сквозь призму истории конкретного человека, конкретной семьи. Часто поводом для исследования становится история собственной семьи, например, исследование судьбы родственников, воевавших во времена Второй мировой войны.

Официальная история оперирует статистическими данными. Историки называют цифры погибших, попавших в плен, расстрелянных. И хотя эти страшные цифры ошеломляют, всё же в связи с абстрактностью и обобщённостью такой информации, помещённой на страницы учебников, от неё не перехватывает дыхание и не начинает чаще биться сердце. За такими обобщёнными и абстрактными сведениями очень сложно увидеть жизни и судьбы конкретных людей, их мысли, чувства и переживания, а значит, по-настоящему почувствовать и осознать весь ужас войны, сталинских репрессий, коллективизации, раскулачивания и т. п. «Когда мы говорим о 28 млн погибших на войне, это страшная цифра. Но это статистика. В трагедию она превращается, когда дети начинают описывать историю своей семьи», – говорит И. Л. Щербакова, руководитель образовательных программ Международного общества «Мемориал».

О том, что привычные слова, которыми принято описывать исторические события в книгах и учебниках, обретают совсем другой смысл при соприкосновении с архивными документами и судьбами конкретных людей, говорят в своих работах сами школьники:

«Сбор информации, работа с архивными документами – дело кропотливое и трудоемкое, требующее большого терпения, внимания и аналитических способностей, но необычайно интересное при этом. Я впервые в жизни увидел фотографии оригинальных документов времен Великой Отечественной войны. На меня это произвело очень сильное впечатление. Я раньше всегда воспринимал войну как некое эпохальное событие и не задумывался о каждодневной жизни солдат на фронте. Увидев страницы из книги приказов, журналы боевых действий, алфавитные книги умерших, я осознал, что люди на фронте не только воевали и погибали, но и жили».

Особое значение этого конкурса, той исследовательской работы, которую он инициирует, в том, что она принципиально меняет тех ребят, которые лично прикасаются к документам и судьбам конкретных людей. Для них история уже никогда не будет абстрактной схемой или набором дат. Они всегда будут видеть за политическими решениями и официальными событиями «большой истории» жизни людей. В этом смысле, конкурс является формой противостояния превращению истории в идеологические и политические схемы. В большой мере этому способствует обращение к человеку в истории, к рассказу о конкретных людях и их судьбах. Об этом говорила в своем вступительном слове руководитель конкурса, Ирина Лазаревна Щербакова.

Одними из первых о необходимости исследования «человека в истории» заговорили основатели Школы Анналов французские историки Л. Февр и М. Блок ещё в конце 1920-х гг. Эта программа получила свое развитие и продолжение в 1970-х –1980-х гг., когда возникли историческая антропология и микроистория. Стремясь перейти от истории королей и государств к изучению истории сквозь призму человека (его мыслей, чувств, представлений, привычек), историки-медиевисты часто прибегали к материалам инквизиторских процессов. Именно на таком материале основаны две очень известные работы по микроистории и исторической антропологииГинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М.: РОССПЭН, 2000. 272 с.; Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324) / Пер. c французского В. А. Бабинцева и Я. Ю. Старцева. – Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2001. 544 с.. Как мы знаем, интерес к таким материалам связан с отсутствием источников, которые бы пролили свет на жизнь и чувства обычного крестьянина или ремесленника, представителя «безмолвствующего большинства», как писал А. Гуревич. XX век в этом отношении разительно отличается от средних веков наличием большого количества источников личного происхождения (письма, блокноты, дневники и т. п.), которые дают возможность услышать «голоса» тех людей, которые переживали самые страшные события истории XX века. Так, одна из участниц конкурса, Анастасия Сироткина , автор работы «Треугольнички надежды», пишет:

«Время безжалостно к этим немым, в прямом смысле, свидетелям прошлого – чернильные строки выцветают, и некоторые слова уже почти невозможно прочитать. Но прочитывая то, что ещё возможно, я как бы слышала голоса их адресатов. И чтобы письма никогда не смогли „замолчать”, я сделала их электронную версию и перепечатала их текст. Так эти весточки из прошлого сохранятся навсегда. В работе при цитировании строк писем я сохранила всё так, как было в письмах».

Летопись своей семьи и события «большой истории» очень часто в работах ребят переплетаются в неразрывное целое. И именно осознание этой взаимосвязи между большой историей и историей каждого конкретного человека чрезвычайно важно. Конкурс, таким образом, также способствует формированию культуры сохранения и передачи семейной, межпоколенческой памяти. Многие старшеклассники учатся проделывать очень важную работу по реконструкции и изучению прошлого своей семьи.

О значении памяти (в том числе межпоколенческой, семейной) на Церемонии говорила председатель жюри конкурса Людмила Улицкая. Людмила Евгеньевна говорила о том, что память – это то, что отличает человека от любого другого живого существа. Память о наших бабушках, дедушках, предках, которая откладывается в нашем сознании, это то, что делает нас людьми. Но это также то, что требует от нас работы, определенных усилий, без которых память съёживается, скукоживается и умирает. Людмила Евгеньевна сравнивала историю с большим текстом, который все мы пишем совместно и который мы пропускаем через себя.

Помимо личной и семейной памяти исследователи (историки, социологи), начиная с М. Хальбвакса, говорят о коллективной памяти, памяти, которая формируется обществом. При этом они отмечают, что культурная память не связана только исключительно с прошлым, они подчёркивают, что от того, что и как мы знаем о прошлом, зависит настоящее и будущее. Вместе с тем, важно иметь в виду, что прошлое – это всегда конструкция, оно всегда пишется из перспективы настоящего, взгляд на прошлое опосредован каким-то набором актуальных сегодня для общества ценностей и приоритетов«Проблема заключается в том, – пишет М. Феретти, – что памяти самой по себе, так же как и прошлого, не существует. Это всегда конструкция, результат непрерывной и неслышной активности, порой сознательного, а порой бессознательного взаимодействия многочисленных людей и разнонаправленных сил, которые снова и снова ткут воздушное одеяло прошлого». Феретти М. Непримиримая память: Россия и война. Заметки на полях спора на жгучую тему // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41).. Это так, но при этом главный вопрос заключается в том, какие именно идеи и ценности утверждаются посредством конструирования того или иного образа прошлого. Например, применительно к коллективной памяти о Второй мировой войне это может быть стремление избежать повторения страшной трагедии в будущем или задача укрепления чувства исторической гордости; утверждение ценностей свободы и соблюдения прав человека или попытка обосновать идею национальной исключительности. В первом случае произойдёт акцентирование внимания на боли и трагедии, во втором – на триумфе воли и Победе. Годовщина окончания войны может осознаваться преимущественно как праздник или прежде всего как время скорбного молчания и воспоминания о погибших. В одном случае, главной оказывается фраза «Лишь бы не было войны» в другом – «Спасибо деду за победу» (прибауточный характер высказывания автоматически снижает его значение) или «1941–1945. Можем повторить». Через всю Церемонию красной нитью прошла мысль об опасности превращения памяти о войне в память о победеОб опасности превращения Победы в идеологический символ см.: Дубин Б.В. Память, война, память о войне. Конструирование прошлого в социальной практике последних десятилетий // Дубин Б. В. Россия нулевых: политическая культура – историческая память – повседневная жизнь. М., 2011.. Об этом говорила Ирина Лазаревна Щербакова в самом начале Церемонии, а также Людмила Михайловна Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, которая рассказывала о войне от лица свидетеля (вскоре после окончания войны ей исполнилось 18 лет).

Каждое слово выступления Людмилы Михайловны было пронизано болью – болью личной трагедии потери отца, ушедшего на фронт в июле 1941 года и болью за страну и судьбу людей, сумевших выстоять в такой страшной войне путем немыслимого напряжения всех сил. Всё выступление Алексеевой проникнуто глубоким уважением к людям, которые смогли выдержать такое испытание, и болью за то, с каким отношением они столкнулись после окончания войны. С пафоса мощи и величия государства Людмила Михайловна в своем выступлении переносит акцент на идею победы как жертвы и трагедии каждого отдельного человека, погибшего на этой войне. Думаю, что все, кто присутствовал на церемонии, не забудут невероятно пронзительное и эмоциональное выступление Людмилы Михайловны Алексеевой. Мне бы хотелось привести его целиком:

«В этом году исполняется семьдесят лет со дня победы. Даже странно, что это было семьдесят лет назад. Я ведь всё помню. Когда началась война мне было 13 лет. (слушайте, сядьте ради бога). Мне было 13 лет и вы знаете, я счастлива, что в эти четыре года я была не такая маленькая, чтобы не понимать, что происходило, я все помню. Я помню, как весь народ напрягся, чтобы эта война кончилась, чтобы она кончилась победой. О, как нелегко это было, очень нелегко, не только на фронте, всюду. Вот рассказывали, как дети девятилетние работали, я это всё помню, знаю на собственном опыте. И вот я тоже хочу, чтобы вы воспринимали эту великую победу прежде всего как огромную жертву, огромное усилие, немыслимое напряжение всего народа и миллионы погибших. Мой отец не вернулся с фронта. Последний раз я его видела 14 июля 1941 года. Он совсем штатский человек, а тут я его видела в военной форме, первый и последний раз в жизни. И до сих пор у меня на столе стоит портрет его в военной форме, таким, каким он ушел на фронт в 36 лет, и в 38 погиб. Если бы только он – миллионы. Ведь вы понимаете, мы даже не знаем, сколько миллионов. До сих пор считают один так, а другой так считает. Миллионы погибли и миллионы до сих пор лежат не похороненные, потому что за эти семьдесят лет в нашей стране не нашлось денег, во все тучные нефтяные годы тоже не нашлось денег, чтобы найти кости погибших так вот – в любом лесу, в любой степи. Вот мой отец погиб в „Мясном бору”, это под Старой Руссой, ближе к Ленинграду тогда. Он назывался „Мясной бор” потому что там очень много дичи было. А после войны там [было] много ягод, грибов. И после войны крестьяне из окружающих деревень не ходили за ягодами, за грибами в „Мясной бор”. Почему? Потому что под каждым кустом там лежат кости, до сих пор, семьдесят лет. Только поисковые отряды добровольцев, волонтеров ищут каждый год и по 2-3 десятка захороняют, а государство в этом не участвует. Поэтому я хочу, чтобы в день семидесятилетия этой действительно великой победы вы, когда вы будете смотреть по телевизору парад, не столько бы смотрели на все эти грохочущие танки и летающие самолеты, а просто бы вспомнили о миллионах тех людей, которые безвестно, без всякой благодарности, только по зову сердца отдали свою жизнь за то, чтобы эта война кончилась для нас победой. Вы знаете, мне исполнилось 18 лет, когда война кончилась, вскоре исполнилось, и я помню послевоенные впечатления. Приходили с фронта люди в гимнастёрках, шинелях, в стоптанных сапогах и ходили так годами. У них не было денег купить пиджак или ботинки. И не только дело в бедности, мы все тогда жили тяжело, страна была разрушена, но это было очевидное такое решение, указание сверху: забудьте, что вы победители, нечего гордиться этим, нечего это вспоминать <…> Эти люди никакой благодарности не получили от государства за свой великий подвиг, никакой. Вы знаете, я вот теперь понимаю, что я стала правозащитницей именно потому, что я видела, что могут сделать наши люди, когда они напрягаются ради великой цели и как можно к этим людям так относиться. Так не уважать ни их прав, ни их достоинства. Поэтому я сделала заботой всей своей жизни защиту прав и достоинства человека. Я очень верю, что находящиеся в зале будут правозащитниками в самом правильном смысле этого слова – сохранять своё человеческое достоинство и не позволять унижать человеческое достоинство людей, которые рядом. Я очень в вас верю».

С приветственным словом в адрес конкурса выступила также Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Польша в Российской Федерации Катажина Пелчиньская-Наленч. В своем выступлении она говорила о том, о чём обычно не рассказывают в российских учебниках истории. Она говорила о событиях, которые могли бы быть составляющими так называемой постнациональной памяти, что предполагает память о событиях, которые должны вызывать чувство покаяния, но отнюдь не национальной гордости. Так, она говорила в своем выступления о действиях России в отношении Польши до начала Великой Отечественной войны, в 1939-1940 гг., а именно о разделе Польши Германией и Советским Союзом и расстреле тысяч польских офицеров. Говоря о том, что после начала Великой Отечественной войны поляки и россияне часто воевали вместе, Катажина Пелчиньская-Наленч подчеркнула, что победа в войне была победой многих народов (в том числе и поляков), воевавших против фашистской Германии.

Выступление Заместителя Чрезвычайного и Полномочного посла Германии в РФ Георга Биргелена показало, в какой степени память о преступлениях нацизма является частью общественного сознания в современной Германии. Георг Биргелен начал свое выступление с признания вины и ответственности Германии за совершённые преступления. Говоря о современной Германии и об уроках, которые извлекла Германия из своего нацистского прошлого, он подчеркнул, что задача любой государственной власти – уважать и защищать достоинство человека. Конкурс, «в фокусе которого находится человек, точно соответствует такому подходу». Главная победа всех участников конкурса, по его словам, в том, что все они «обратились к судьбам, напоминающим нам о необходимости делать все ради будущего без войн, ненависти, насилия и репрессий».

Взгляд на трагические события истории XX века сквозь призму личных историй и судеб переключает исторические события в другой регистр, позволяет иначе их осмыслить и пережить. Такая совместная работа школьников, учителей и организаторов конкурса является очень важным вкладом в работу над тем, чтобы трагические события XX века больше не могли повториться.

Наталья Зверева

Призёры XVI Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ в.»

I Место

Глазырина Татьяна, Епанчинцева Елена
По дорогам рабства и свободы
г. Екатеринбург, 11, 10 класс
Научный руководитель: Тхоржевская Ольга Николаевна

Мочалов Даниил, Пучкова Евгения
Герой или злодей
Воронежская обл., п. Вишневка, 10, 9 класс
Научный руководитель: Мочалова Алла Николаевна

Регулярная Ольга
Кто придумал Перестройку, или жизнь работников бюджетной сферы в 1980-90-х годах
Архангельская обл, г. Няндома, 11 класс
Научный руководитель: Сошнева Галина Николаевна

II Место

Ампилогова Елизавета
Зачем ты, война, наше детство украла?
Архангельская обл, г. Няндома, 9 класс
Научный руководитель: Костикова Татьяна Михайловна

Веретин Николай, Караборчева Софья, Пятецкая Виктория, Пятецкий Александр, Гальцова Дарья, Мещеряков Виктор
Сага о Щербакове
Воронежская обл., с. Моховое, с. Старый Курлак, с. Новый Курлак, 11 класс
Научный руководитель: Макаров Николай Александрович

Гизатуллина Дария
«Что захочется, то и напишу…»
Челябинская обл., г. Троицк, 1 курс
Научный руководитель: Гизатуллин Райф Назипович

Елисова Оксана
Я помню дни армейские…
Мордовия, г. Саранск, 9 класс
Научный руководитель: Елисова Алена Владимировна, Горшкова Юлия Владимировна

Рыбалкина Василина
Это было недавно, это было давно…
г. Новосибирск, 11 класс
Научный руководитель: Нерода Татьяна Юрьевна

III Место

Алов Владимир
Человек. Плен.
г. Петрозаводск
Научный руководитель: Алова Наталья Айказовна

Андрианова Полина
Отделим плевелы от зёрен
г. Красноярск, 11класс
Научный руководитель: Андрианова О.Н., Андрианова Л.В.

Антонова Анна
Боль в песенных строках: песни, записанные бывшими фашистскими узниками в проверочно-фильтрационном лагере №219 летом 1945 года
Волгоградская обл., г. Урюпинск, 11 класс
Научный руководитель: Серебряков Н.А.

Баткаева Лилианна, Шестакова Анна
Дети войны. Прошлое рядом
г. Астрахань, 8 класс
Научный руководитель: Тарасенко Людмила Вадимовна

Вахромеева Анастасия
Раскулачивание в истории моей семьи
Омская обл., с. Евгащино, 10 класс
Научный руководитель: Рябикова Галина Дмитриевна

Дорофеев Федор
Летопись поколений. По материалам архива семьи Дорофеевых
Московская обл., г. Жуковский , 11 класс
Научный руководитель: Камрукова Маргарита

Жевлаков Владимир, Сидорова Ярослава, Тимофеев Борис
Партизанская борьба в годы гражданской войны на территории Маслянинского района Новосибирской области
Новосибирская обл., с. Елбань, 10, 9 класс
Научный руководитель: Нерода Татьяна Юрьевна

Жукова Елена
«Камень, который отвергли строители, соделался главою угла»
г. Иркутск, 11 класс
Научный руководитель: Зуева Инга, Салахова Лариса

Завьялова Арина
Школьная форма: вчера и сегодня
Пермский край, г. Оса, 11 класс
Научный руководитель: Орлова Раиса

Зверева Светлана
Мы не фашисты, мы — Советские солдаты…
Тверская обл, г. Лихославль, 11 класс
Научный руководитель: Зверева Светлана

Зозуленко Виктория
А я отца не дождалась…
г. Астрахань, 10 класс
Научный руководитель: Тарасенко Людмила

Зотова Елизавета
Тобиас Вайсман: судьба человека ХХ века
Архангельская обл., г. Котлас, 10 класс
Научный руководитель: Клапиюк М.В.

Кайдашова Валерия
Судьба Михаила Кайдашова
г. Волгоград, 11 класс
Научный руководитель: Воротилова Светлана, Казантинова Елена

Козлова Юлия
Мои сибирские корни и вятская крона
г. Киров, 11 класс
Научный руководитель: Кропанева Г.А.

Козырев Андрей
Мой прадед — участник Великой Отечественной войны
г. Москва, 9 класс
Научный руководитель: Хрусталева Ольга

Косачева Ольга
Спецпереселенцы
Кемеровская обл., г. Киселевск, 11 класс
Научный руководитель: Шафф Елена

Малова Наталья
Откуда мы будем. История моей семьи
Тверская обл., г. Кашин, 11 класс
Научный руководитель: Малова Анна

Молчанова Варвара
Влюбленный в свой край… Краевед Леонид Иванович Белов
Косторомская обл., г. Галич, 10 класс
Научный руководитель: Некрасов Д.А.

Намятов Сергей
Я другой такой страны не знаю!
Свердловская обл., г. Полевской, 11 класс
Научный руководитель: Панфилова Людмила Сергеевна

Никоварж Наталья
Судьба чеха и его семьи в круговороте событий Гражданской войны и репрессий на территории Сибири
Иркутская обл, г. Усолье-Сибирское , 11 класс
Научный руководитель: Бубнова Нэля Владимировна

Новикова Марина, Новикова Ирина
Творцы и менеджеры коллективизации и выселения раскулаченных
г.Пенза, 11 класс
Научный руководитель: Алфертьева Татьяна

Олейник Юлия
История семьи священников Поповых. Продолжение
Архангельская обл., с. Ровдино, 11 класс
Научный руководитель: Солдатова М.Н.

Перевалова Мария
Другая национальность как причина репрессий
Иркутская обл, г. Усолье-Сибирское, 11 класс
Научный руководитель: Петрова, Бубнова Нэля Владимировна

Прохорова Софья
Мы не погибли, мы просто ушли. Просто ушли в небеса…
Ростовская обл., г. Красный Сулин, 11 класс
Научный руководитель: Сафроненко Елена

Самкова Екатерина
Два брата и одна война
г. Тверь, 11 класс
Научный руководитель: Сербская Светлана

Сидорова Виктория
Человек и малая родина
г. Рязань, 11 класс
Научный руководитель: Иванова Галина

Сироткина Анастасия
Треугольнички надежды
г. Тверь, 11 класс
Научный руководитель: Сербская Светлана

Харланова Ксения
Листаю прошлого страницы. Донской прославленной станицы… (из истории церкви Богоявления Господня в станице Перекопской)
Волгоградская обл., 1 курс

Швайцер Анна
Экспедиция на родину предков
г. Киров, 11 класс
Научный руководитель: Кропанева Г.А., Швайцер Т.Ю.


Специальная премия жюри за лучший видеофильм

Деревянкина Софья
Первый полёт человека в космос в сердцах людей
Саратовская обл., г. Ртищево, 10 класс
Научный руководитель: Гордина Наталья Владимировна

Мочалов Даниил, Пучкова Евгения
Герой или злодей
Воронежская обл., п. Вишневка, 10, 9 класс
Научный руководитель: Мочалова Алла Николаевна

Лауреаты премии Культурно-исследовательского центра им. Василия Гроссмана (Италия)

Маргарита-Агнесса Дмитриева
Расстрелянная вера: жизнь и судьба отца Антония Дземешкевича
г. Рязань, школа № 65, 11 класс
Научный руководитель: Нина Григорьевна Янкина

Виктория Леонова
Сила веры, надежды и любви
Тульская обл., д. Кораблино, школа, 10 класс
Научный руководитель: Алла Васильевна Ширшакова

Алена Селиванова
Страницы истории моей семьи: Бондины и другие
г. Волгоград, гимназия № 3, 11 класс
Научные руководители: Ольга Анатольевна Мартьянова, Светлана Викторовна Воротилова

Победитель конкурса мини-исследований

Бальжит Будаева
История моей семьи в истории страны
Бурятия, улус Шибертуй, школа, 10 класс
Научный руководитель: Нимасу Данзановна Цыбикова

Победитель фотоконкурса

Вероника Завадская
Семейные фото из прошлого века
г. Волгоград, гимназия № 3, 8 класс
Научный руководитель: Светлана Викторовна Воротилова

Лучшие учителя конкурса

Николай Александрович Макаров
Воронежская обл., с. Новый Курлак

Татьяна Юрьевна Нерода
Новосибирская обл., с. Елбань

Людмила Вадимовна Тарасенко
г. Астрахань
 

 

Генеральный партнёр конкурса: Фонд Михаила Прохорова (РФ).

Партнёры конкурса: Фонд Кёрбера (ФРГ), Фонд «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонд имени Генриха Бёлля (ФРГ), Филиал «Фонда Фридриха Науманна за свободу» (ФРГ) в Российской Федерации.

Конкурс поддержали: Правительство Москвы, Фонд Егора Гайдара, Исследовательский центр «Жизнь и судьба» (Италия), Агентство «ФотоСоюз», радиостанция «Серебряный дождь», Московский музей современного искусства, Новая газета, Газета.Ru, радиостанция «Эхо Москвы», Московский театр юного зрителя, Сеть отелей Maxima Hotels.

7 мая 2015
XVI конкурс: награждение победителей

Похожие материалы

20 мая 2015
20 мая 2015
«Меня больше всего задело то, что написанное в книгах, то есть, продиктованное государством, полностью расходится с тем, что говорят люди». На церемонию награждения и школу-академию в Москву приехали авторы 40 лучших работ конкурса. Елена Калашникова взяла интервью у некоторых их них.
26 февраля 2015
26 февраля 2015
«Десять лет без права переписки и передач» — чудовищный приговор захлопывал за человекомжелезную дверь. В реальности такая формулировка означала расстрел. Для сотен тысяч арестованных разрешение переписки или отказ в ней стали синонимами жизни и смерти.

Последние материалы