Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
11 июня 2009

1945 и 1989 гг. в истории Великобритании

Алистер Маколи

Формально, финансовое управление не является членом школы Eustory – членами являются ассоциации в разных странах. Но после консультации с нашим руководством, я решил сделать заявку на своё выступление, озвучив британскую (или, возможно, английскую) позицию на то, что считается поворотными точками в нашей истории двадцатого века. Если другие действительные члены решат её опровергнуть, я не обижусь.

Первое, это правда, что 1945 и 1991/92 гг. – поворотные точки английской (или британской) истории. Первая дата – поскольку она отмечает конец Второй мировой войны в Европе и выбор большинством голосов лейбористской партии в парламент; вторая – поскольку она отмечает конец Холодной войны.

Британия была вовлечена в установку правил в послевоенной Европе – на практике, в Восточной Европе – после участия Черчилля в Ялтинской конференции. В результате, я думаю, её можно назвать виновником сложившегося положения. Хотя – в виду причин, на которых я коротко остановлюсь – я не думаю, что Британия могла бы что-то противопоставить намерению Сталина установить контроль над Восточной Европой. (А, принимая во внимание слабое здоровье Рузвельта, Америка не смогла выступить с полной силой во время этих торгов). СССР достиг своих целей почти по умолчанию.

Для Черчилля, я думаю, важнейшим приоритетом было защитить связь между Британией и Индией – или британские владения в Индии в целом. Это у него получилось достичь, поскольку Сталин решил, что восточное средиземноморье должно находиться в пределах британского влияния. Но эта победа была бессмысленной, поскольку к 1948 правительство Эттли пожаловало Индии независимость. Это произошло в связи с признанием, что у Британии больше нет власти сопротивляться претензиям США, направленным против британского владения имперскими колониями. Мы видели и пережили закат британского могущества и, вместе с этим, закат фунта стерлингов как важнейшей валюты.

В то же время, к 1948 г., правительство Эттли провело законодательную деятельность, благодаря которой Британия постепенно стала государством всеобщего благосостояния: была создана новая база для социального страхования и социальной помощи – начала работу Национальная служба здоровья, была реорганизована национальная система образования.

Лично я верю в то, что население Британии (и, разумеется, Англии) выиграло от этих преобразований: в империи есть что-то аморальное, и отступление от имперских принципов было желаемым. Позже реформы социальной политики Эттли претворили концепцию социального гражданства в реальность – даже если последующие правительства левых и правых виноваты в отступлении от этой линии.

Большую часть этого периода Британия и британцы были наблюдателями за историей Европы: Британия приняла на себя статус наблюдателя и в торговле, что привело к подписанию Римского соглашения и, в лучшем случае, она была упрямым членом Европейского сообщества, после того как она, наконец, вступила туда в 1973.

Британия играла огромную роль в НАТО, но едва ли британский вклад был решающим в окончании Холодной войны. Она, как и все остальные, выигрывала от того, что принято называть мирными дивидендами. Но это положение было разменяно с поддержкой Тони Блэром политики Джорджа Буша.

11 июня 2009
1945 и 1989 гг. в истории Великобритании

Похожие материалы

29 августа 2015
29 августа 2015
После окончания Второй Мировой из захваченных немецких архивов западная общественность узнала о секретных протоколах к пакту Молотова-Риббентропа. Как послевоенная Европа среагировала на скандал, можно узнать из нашего перевода колонки дипломатического корреспондента The Times в номере от 24 февраля 1948 года.
17 января 2017
17 января 2017
Британское издательство GRANTA недавно выпустило английский перевод дневника охранника ГУЛАГа Ивана Чистякова «Сибирской дальней стороной». В английской версии книга называется «The diary of a GULAG prison guard Ivan Chistyakov». Пользуясь случаем напомнить об этом уникальном источнике, «УИ» публикуют отрывок из русского издания.
29 июня 2015
29 июня 2015
Немецкое вторжение удивляет куда меньше, чем удивил в свое время русско-немецкий пакт от 23 августа 1939 года. Дело не только в том, что «Моя борьба» всегда давала представление об истинных намерениях Гитлера. Уже в апреле 1939 года Гитлер произнес в Вильгельмсхафене полубредовую речь, в которой назвал Советскую Россию «еврейским паразитическим грибком», а в публичных заявлениях неоднократно упоминал о своих видах на Украину и даже на полезные ископаемые Урала.
29 августа 2015
29 августа 2015
После окончания Второй Мировой из захваченных немецких архивов западная общественность узнала о секретных протоколах к пакту Молотова-Риббентропа. Как послевоенная Европа среагировала на скандал, можно узнать из нашего перевода колонки дипломатического корреспондента The Times в номере от 24 февраля 1948 года.

Последние материалы