1945 и 1989 гг. в истории Эстонии
Тийу Ойала
1945
Судьба Эстонии, также как Латвии и Литвы была решена Германско-советским Пактом о ненападении в августе 1939, после того как Сталин заручился согласием Гитлера разделить Восточную Европу на «сферы особого интереса» согласно пакту Молотова-Риббентропа и его дополнительному секретному протоколу.
В сентябре 1939 г. эстонское правительство принудили дать принять соглашение, по которому СССР мог создать военные базы и разместить на территории Эстонии 25 000 солдат Красной армии для «совместной защиты».
В июне 1940 Советский союз настоял на вводе дополнительных подразделений на территорию балтийских государств и формировании новых правительств. Перед лицом превосходящих советских сил балтийские правительства отступили, чтобы избежать кровопролития. В июне 1940 г. Эстония была оккупирована ещё примерно 80 000 солдатами Красной армии.
21 июня 1940 г. специальными представителями советской власти в Таллине было организовано несколько демонстраций, так же, как и в других городах Эстонии. В результате к власти пришёл марионеточный режим Иоганнеса Вареса Барбаруса. 14-15 июня были проведены выборы в парламент, Рийгикогу. В августе 1940 Эстония была незаконно присоединена в СССР в качестве Эстонской ССР.
Как уже было сказано, на территории Эстонии, Латвии и Литвы 1939 и 1940 годы играли большую роль, чем 1945. Осенью 1944 после ухода немецких войск с нашей территории Эстонию отбили советские войска. Для Эстонии не было причин радоваться результатам Второй мировой войны. Окончание войны означало десятки тысяч погибших в сражениях за независимость, включая беженцев. Позже Советы осуществили массовые депортации. Многие политические и интеллектуальные лидеры страны были убиты или депортированы в отдалённые области СССР. В результате Эстония потеряла примерно четверть своего населения.
Так называемый «период пробуждения» начался в Эстонии уже в 1987 г. благодаря приходу к власти М. Горбачёва в 1985 г. На Съезде народных депутатов 1989 была принята резолюция, давшая «политическую и судебную оценку германско-советскому Пакта о ненападении 1939 г.». В этой резолюции Съезд признал пакт Молотова-Риббентропа и секретных протоколов к нему нелегальными не имеющими юридической силы с момента их подписания. Для Эстонии перестали существовать преграды для того, чтобы снова стать независимой страной.