Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
30 апреля 2009

Дом Анны Франк (Anne Frank House), Амстердам

Музей Анны Франк в Амстердаме. Источник фото: annefrank.org

Дом-музей Анны Франк (Амстердам, Голландия) восстанавливает историю семьи Франк, а также их друзей (семьи Ван Пельс и Фрицца Пфеффера), скрывавшихся в конторе отца Анны, Отто Франка, от преследования со стороны нацистов, захвативших Голландию. В течение двух лет Анна писала дневник, в котором описывала всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день.

Посетители дома-музея узнают об обстоятельствах жизни семьи Франк до подполья, побывают в комнатах, в которых работники фирмы «Опекта» производили добавки к желе, в служебных конторах, и, конечно, потайной части дома, в которой ютились подпольщики. С помощью четырёх помощников – сотрудников «Опекты» – восемь человек могли тайно жить в центре Амстердама с 6 июля 1942 г. по 4 августа 1944 г. Какой была эта жизнь? Совершенно беззвучная днём, во время работы фирмы (большинство служащих не знало о присутствии жильцов), по-прежнему тихая, без использования света ночью.

Анна Франк описывает, как жадно ей хотелось дотронуться до листьев дерева, которое росло под окном, выйти на солнечный свет (в подпольном помещении были наглухо зашторены оконные проемы, сами окна приоткрывались только ночью для доступа свежего воздуха).

Экспозиции музея описывают, каким был распорядок дня жильцов, как организовывалась поставка еды и свежих газет, как отмечались семейные праздники, стирка, уборка – мелочи, из которых складывалась повседневная жизнь. Мебель из подпольных комнат была конфискована после ареста семей, и Отто Франк не пожелал меблировать пустые комнаты в память о своей семье и друзьях. Однако и пустые комнаты дают достаточное представление об условиях жизни, кроме того в 1990-е годы был снят специальный фильм о доме, в котором демонстрируются реконструированные интерьеры.

Музей содержит богатую коллекцию документов и фотографий, относящихся к жизни заключенных в подполье людей, а также множество материалов по оккупации Нидерландов, Холокосту в Германии, Голландии, Польше. На сайте музея можно посмотреть видеосюжеты на разные темы (на англ. яз.).

Музей Анны Франк – классический пример музея совести, нового подхода к исторической экспозиции и нового способа рассказа о прошлом. История XX века, национальная история, история Второй мировой войны и холокоста рассказываются через историю об одной девочке – Анне Франк, прятавшейся вместе с семьей в самодельном убежище и ведущей дневник.

Дополнительные материалы:

 

Похожие материалы

2 июля 2012
2 июля 2012
Несколько недель назад историк Михаэль Вильдт поставил вопрос о том, не перестало ли убийство евреев национал-социалистской Германией быть в свете знаний о сталинском терроре неслыханным событием. Как известно, появляется все больше книг, включающих холокост в исторический контекст и, вероятно, волей-неволей рассматривающих его в виде чего-то относительного (см. SZ 23 мая).
26 октября 2011
26 октября 2011
Масштабный мемориальный комплекс в память об убитых мирных жителях и уничтоженных деревнях – первый в России. Он открыт к 70-летию трагической даты: 25 октября 1941 года фашистские каратели расстреляли 318 мирных жителей и сожгли деревню.
9 мая 2010
9 мая 2010
Государственный заказ на создание фильма о Великой отечественной войне режиссер М. Чиаурели и писатель-сценарист П. Павленко получили вскоре после выхода фильма «Клятва». Идея увековечить на кинопленке военную мудрость генералиссимуса принадлежала самому Сталину: он продиктовал министру кинематографии СССР И. Большакову план цикла кинокартин под общим названием «Десять сталинских ударов». По этому плану было реализовано всего три «удара»: фильмы «Третий удар» И. Савченко (1948), «Сталинградская битва» В. Петрова (1949) и «Падение Берлина» М. Чиаурели (1949). Для этих фильмов советские критики придумали особый жанр – «документальная драма» (то есть в них нужно было видеть «правду о войне», воссозданную средствами игрового кино).
12 октября 2010
12 октября 2010
В Первую и Вторую мировые войны на острове Мэн действовали лагеря для интернированных

Последние материалы