Старые и новые исторические музеи. Панорама мемориальных музеев («музеев совести»)
Исторический музей – это важная часть государственной исторической политики; он транслирует официально признанный образ прошлого и опирается на традиционный исторический нарратив. Около 20 лет назад произошла музейная революция: стали появляться музеи, рассказывающие не только о победах и достижениях, но также о поражениях, преступлениях и жертвах. Ниже представлен обзор таких мемориальных музеев («музеев совести»)
Текст: материал основан на лекции Михаила Гнедовского, директора Института культурной политики, эксперта Совета Европы, члена жюри конкурса «Лучший европейский музей года». Лекция была прочитана на Летней школе музеологии 2010 года, прошедшей в музее Пермь-36
Современный музей
Современный музей (даже, если он является не художественным, а историческим) ориентирован на современность. Это результат «тихой музейной революции», произошедшей 20-25 лет назад. Если до нее музей всматривался в прошлое и собственные коллекции (в центре экспозиции был исторический объект), то теперь музей всматривается в публику и сегодняшний день, пытаясь понять, как связаны его коллекции и настоящее (в центре экспозиции – отношения, осмысление, рефлексия).
Образ истории в историческом музее
Традиционный исторический нарратив. В российских музеях, до которых революция пока не докатилась, еще силен традиционный подход к истории. Исторический нарратив, т.е. то, как представлен рассказ об истории в историческом музее, сложился в XIX веке, в эпоху формирования национальных государств, и отражает представление о нациях как историческом целом. В таком рассказе о прошлом на первом месте стоит государственная история, действующие лица – это правители и полководцы, ключевые события – успехи, победы и достижения, а народные массы оказываются пушечным мясом, черноземом истории. Параллельно историческим музеям и ничуть не противореча этой концепции истории существуют так называемые «народные музеи» — собрания фольклора, произведений ремесел и народного творчества. В них также народ вынесен за границу исторического процесса, история воспринимается как дело правителей, а народ – это некая всегда равная себе общность, занимающаяся своими делами.
Альтернативный образ истории. Однако, возможен взгляд на историю с точки зрения альтернативных государственному источникам – с точки зрения маргинальных групп, различных социальных групп, меньшинств, «обыкновенных» людей, очевидцев. Такой взгляд влечет за собой другую историю, другую правду: история оборачивается историей несправедливости, жестокости, насилия, напрасных жертв (в первом, традиционном историческом нарративе, жертвы считались бы «необходимыми»).
В этом контексте важным становится понятие «Преступления против человечества» (ППЧ), которое является попыткой сформулировать новые качества исторических событий. ППЧ – это термин середины XX века. До этого (до Второй мировой войны) было выражение «военные преступления», в котором было заложено представление о существовании границ войны, о безусловной важности и ценности гражданского населения. Ряд острых тем XX века показали, что преступления не обязательно напрямую связаны с войной и военными действиями, среди них: геноцид армян (1915), холокост (1945), апартеид (ООН, 1973). Холокост стал главным событием XX века, на нем оттачивалась риторика, связанная с ППЧ. Первые формулировки появились в 1945 г (любопытно, что в определении не упоминается «государство»):
ППЧ – «убийство, истребление, привидение в рабское состояние, депортация, и любое другое бесчеловечное действие, направленное против всего гражданского населения, до начала или в ходе военных действий, а также преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам».Лондонское соглашение, август 1945 г.
Этот новый взгляд и новая риторика проецируются в более далекое прошлое, а также на историю не только европейских стран, таким образом, в число старых и новых преступлений попадают:
- рабство (музей рабства существует в Ливерпуле, также планируется создание такого музея в Вашингтоне)
- Камбоджа – красные кхмеры (1975-1979)
- геноцид в Руанде (1994)
- Другие режимы XX века
- Террористические акты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Создание музея, связанного с ППЧ, — важный момент. Это придание гласности, признание события, осмысление и оценка: это было, это было здесь, это было преступление, мы в этом участвовали. Подобные музеи называют «музеями совести». В практике музеев большое значение имеет проблема исторической дистанции: чем она меньше (во времени и в пространстве), тем больше вовлеченность, тем больше споров, потому что сложно найти общую для всех оценку событий. Необходим поиск семейных связей, личной затронутости. В таких исторических музеях нового типа событию придают статус документы и свидетельства, свидетели и участники; важен живой контакт с прошлым и связь между прошлым, настоящим и будущим. Миссия музеев совести – утверждение ценности отдельной человеческой жизни здесь и теперь, в данной стране в данных исторических обстоятельствах. Такое утверждение не обязательно должно происходить в трагической ситуации, но и в повседневной жизни.
Рассказ о музеях и мемориалах совести – это рассказ о том, как можно смотреть на собственное прошлое, не пытаясь его скрыть или подменить.
Ниже – панорама музеев совести: музеи и сюжеты
(В обзор вошли, конечно, далеко не все музеи мира; важно было скорее продемонстировать разнообразие возможных сюжетов и экспозиционных стратегий. В списке также нет немецких музеев, хотя именно в Германии произошла уникальная «проработка прошлого»: об этих музеях будет специальный материал)