Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
12 октября 2010

Город как свидетель. Хиросима (1945), Япония

Рисунок 6-летней Susumu Horikoshi, увидевшей "серебряное атомное облако" в 30 км от эпицентра. Источник изображения: pcf.city.hiroshima.jp

Музеем, мемориалом и местом памяти может стать целый город, как это произошло с Хиросимой, подвергшейся первой в истории атомной бомбардировке

Хиросима – первый город в мире, подвергнутый ядерной бомбардировке. Он был почти полностью разрушен, и при его восстановлении, начавшемся в 1949 году, было провозглашено, что он станет «городом мира».

Единственное сооружение, уцелевшее на месте взрыва атомной бомбы, — развалины выставочного центра, «Купол Генбаку» («Атомный купол»), который сохранен в том виде, в каком был сразу после взрыва. Теперь это «мемориал мира», занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также

«не только яркий и мощный символ самой разрушительной силы, когда-либо созданной человечеством. Это выражение надежды на мир во всем мире и окончательное уничтожение всего ядерного оружия».

Также в Хиросиме существует большой мемориальный комплекс «Парк Мира» (вместе с «Мемориальным музеем мира»), посвященный памяти ядерных бомбардировок. В нем построено множество мемориальных сооружений и объектов (виртуальный тур), и проходят специальные выставки. Среди них:

На сайте музея действует «детская станция мира». В разделе «посланий мира» школьники разных стран делятся своими личными и групповыми пацифическими переживаниями. Сама «станция» основана на новом понимании исторического прошлого:

«Тот ужасный опыт <ядерные бомбардировки> дал нам новое понимание жестокости войны, террора ядерного оружия, и важности мира».

Большое место в детском разделе занимает история девочки Садако, родившейся во время Второй мировой войны, пережившей взрыв ядерной бомбы, вернувшейся к мирной жизни, но умеревшей в итоге от лучевой болезни (история про девочку, складывающую в больнице бумажных журавлей, была растиражирована и в советском идеологическом пространстве «борьбы за мир»):

«Через историю Садако люди по всему миру пришли к пониманию того, как война заставляет детей страдать, в частности, какое несчастье приносит им атомная бомбардировка. Образ Садако, борющейся против лейкемии и продолжающей надеяться, воодушевляет людей. Садако была одним ребенком из многих детей, пострадавших и умерших из-за атомной бомбы. Давайте использовать ее короткую 12-летнюю жизнь, чтобы осознать опасность, которую несет в себе ядерная бомба»

Помимо материалов, экспонатов, выставок и историй для детей и школьников на сайте музея есть и материалы для учителей – в разделе «Мирного образования». Здесь описаны образовательные программы музея, коллекции фильмов, а также приводятся постеры, которые можно использовать в обучении и в «утверждении идеи мира»:

Музей мира обращается не только к истории атомной бомбардировки Хиросимы, но и к более широкому историческому контексту – к истории города и к истории войны. В частности, он предлагает такие темы (их можно изучить и виртуально):

Дополнительные материалы:

Подготовила Юлия Черникова

 

12 октября 2010
Город как свидетель. Хиросима (1945), Япония

Похожие материалы

7 июля 2016
7 июля 2016
В любую погоду и в любое время дня можно было услышать осторожный стук в окно. Выглянешь – там улыбчивые и опрятные, стоят Яша Рабинович с женой с тяжелыми кирзовыми сумками в руках: «Говядина, свинина, баг’анина – надо? Здг’авствуйте!» Супруги ходили по дворам, выясняли кто, где и когда собирается резать скотину, потом сами же помогали хозяевам в ее забое и разносили парное мясо по домам. Товар у них всегда был высокого качества, и мясо им заказывали не только в еврейском квартале.
6 мая 2010
6 мая 2010
В 1966 г. Жуков рассказал писателю Константину Симонову о сложившейся обстановке под Москвой в конце сентября 1941 г. – апреле 1942 г. для документального проекта, но интервью пролежало в архивах свыше 40 лет и должно было быть уничтожено. Теперь его впервые показали по телевидению
2 декабря 2014
2 декабря 2014
Обновление национального мифа, ксенофобия, антисемитизм и цензура — о политике венгерского правительства в области культуры и идеологии. Перевод опубликованной в London Review of Books статьи Н. Беренд и К. Кларк

Последние материалы