Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
4 октября 2010

Ирина Карацуба. Вступительное слово

«Россия-Украина: проблема понимания и оценок Голодомора 1932-33 гг.» Стенограмма первого семинара из цикла «Клиотерапия». 19 июля 2010 года. Вступительное слово Ирины Карацубы

Ирина Карацуба: Спасибо. Я приветствую всех участников. Дорогие коллеги, спасибо вам огромное, что в такую нечеловеческую погоду и порой очень издалека, а порой и не из очень далека, вы до нас добрались. Я очень рада всех вас видеть в этой аудитории. Я тоже очень надеюсь на то, что нам предстоят два дня интересной и плодотворной работы. Я хотела бы пояснить. Вот само слово, «клиотерапия», которым называется наш проект. Я думаю, что тут, в этой аудитории, не нужно его объяснять. Оно взято из классического двухтомника Бориса Миронова «Социальная история России». Петербургский историк, который выпустил такой классический труд почти 10 лет назад. В предисловии он сформулировал свою основную идею — что находящееся в состоянии такой турбулентности, по простому говоря, «раздрае», общество, нуждается в такой вот клиотерапии, нуждается в лечении историей.

Историю можно использовать по-разному. У замечательного писателя-фантаста и человека очень причастного к русским делам, Герберта Уэллса, в 1920-ые годы была статья, которая называлась «Яд, именуемый историей». История может быть ядом, а может быть лекарством, а может быть еще 10-ю разными вещами. Мы видим, как за прошедшие 20 лет, после того, как изменилась наша геополитическая реальность, со всех сторон возникли такие бойцы идеологического фронта, против которых хочется использовать какое-то противоядие, какой-то антидот. Вместе с тем, я думаю, что для всех нас, жителей когда-то единой страны, а сейчас стран очень близких друг другу, соседей, очень актуальна проблема понимая того, что с нами произошло в 20-м веке. Я думаю, что мы все еще только ищем пути к этому понимаю. Тут у нас такие альбомчики, блокнотики, они все с разными рисунками импрессионистов, но мне очень нравится то, что досталось случайно мне – это мост. Мне кажется, что это мост в будущее, тропу в будущее надо искать всем вместе.

Я вспоминаю совершенно страшные строки Мандельштама из его «Стихов о неизвестном солдате»: «Миллионы убитых задешево Протоптали тропу в пустоте». Вот, все-таки, какая-то тропа проложена и наша задача — идти по ней, идти к понимаю. Это самое главное — идти к понимаю. Нам предстоит непростой разговор. Тема очень горячая, острая и спорная. Тема очень сильно политизированная разными способами, один хуже другого, но я надеюсь, что мы сумеем преодолеть эти тернии. Как нас всех учили на первом курсе, когда латынь преподавали: «Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)». Так и мы пробьемся к чему-то другому, к какому-то новому пониманию, которое всем нам нужно как воздух. Это главная идея нашего проекта: чтобы история не была ядом, а была бы именно путем для взаимного понимания и сотрудничества, а не взаимных войн, упреков и всяких прочих нехороших вещей.

Я тоже, хоть я и не являюсь историком по данной теме, по данному периоду, за последние 2 месяца прочла все, что могла, по голодомору и, конечно, как в таких случаях выражаются мои студенты: «Ирина Владимировна, у меня наступил когнитивный диссонанс». Я тоже, в некотором роде, нахожусь в состоянии когнитивного диссонанса, потому что очень трудно все это вместить. Я думаю, не я одна нахожусь в таком состоянии. Я знаю, что сейчас ведущие западные ученые очень много работают над этим, и скоро мы увидим новые Работы Николя Верта и Энн Эплбаум, посвященные этой теме. Это очень известные специалисты по 20-му веку, по репрессиям, по истории Советской России. Впереди, если мне не изменяет память, конгресс в Екатеринбурге, посвященный этому, то есть мы идем по этому пути и я думаю, что наш маленький скромный семинар тоже способен внести лепту в это общее дело понимания. Как, опять же, призвал в свое время, очень давно Сенека: «Не плакать и не смеяться, но понимать».

4 октября 2010
Ирина Карацуба. Вступительное слово

Последние материалы