Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
9 мая 2010

1. Кампания по мифологизации образа Сталина: «Простой великий человек» и «Сталин – это Ленин сегодня»

Простой великий человек

В 1939 году в СССР вышел сборник «Встречи со Сталиным», приуроченный к его 60-летию. Названия воспоминаний авторов-орденоносцев говорят сами за себя: «Наш отец» (А. Стаханов, депутат Верховного совета), «Незабываемые встречи» (И. Папанин, герой Советского Союза), «Исполин-мудрец» (И. Бардин, академик), «Наш великий друг» (В. Барсова, Народная артистка СССР).

«Благодаря чуткому отношению руководителя большевиков Закавказья тов. Берия к работникам искусств я имел счастье видеть товарища Сталина» — писал грузинский советский режиссер Михаил Чиаурели, по воле Сталина получивший в 1935 г. Орден Ленина. Далее он признавался, что был в большом волнении, готовясь к этой встрече – «как я сумею держать ответ перед великим человеком нашей эры?… ведь я являюсь всего только одним из работников культурного фронта, сделавшим в сущности мало для нашей социалистической родины». Затем, как и другие авторы сборника, Чиаурели пишет о «необычайной, без тени снисходительности, простоте Сталина», их живом и необычайно ценном для него разговоре.

Волнение перед встречей со Сталиным и самоуничижение, восхищение простотой, чувством юмора и обаянием «этого великого человека» — общие места каждой статьи юбилейного сборника. Независимо от искренности этих слов их сходство говорит о том, что к 1939 году силами советского искусства и пропаганды сформировался канонический образ вождя: он был простой и недоступный, человечный и гениальный, скромный и близкий к небожителям. Намного позже, после смерти Сталина, начнут появляться воспоминания его современников, где будут повторяться совсем другие черты вождя: изъеденное оспой лицо, пристальный и вселяющий ужас взгляд желтых глаз, болезненная подозрительность, мстительность и любовь к грубым шуткам.

Кампания по мифологизации образа Сталина началась в 1934 году, в канун 17 съезда партии, который остался в истории с двумя наименованиями: «съезд победителей» и «съезд расстрелянных», т.к. большинство его участников было уничтожено в годы Большого террора. В преддверии съезда в «Правде» вышла статья К. Радека «Зодчий социалистического общества», впервые открыто прославляющая Сталина (правда, самого автора этот панегирик не спас – в 1937 г. он станет главным обвиняемым открытого политического процесса, а в 1939 г. будет убит НКВД в тюрьме). Через пять лет, к концу периода Большого террора, ведущая роль Сталина в создании советского государства будет доказана.

«Сталин – это Ленин сегодня»

В основу сталинианы был положен тезис «Сталин – это Ленин сегодня» (имена остальных вождей и идеологов революции – Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина – после политических процессов 30-х гг стали нарицательными ругательствами).

Закреплением тезиса о Сталине-наследнике Ленина занялось кино. Известно, что к произведениям о своей биографии Сталин относился с особым вниманием и собственноручно правил тексты книг и сценариев. Всего при его жизни вышло немногим более десятка фильмов о нем самом. Соавтором всех этих кинокартин можно назвать самого Сталина.

Первым звуковым фильмом с актерами, сыгравшими Ленина и Сталина, был «Ленин в Октябре» М. Ромма (Мосфильм, 1937). В 1938 г., на волне предъюбилейной сталинианы, выходит следующий фильм о революции, Ленине и Сталине — «Великое зарево» М. Чиаурели (Тбилисская к/ст, сцен. Г. Цагарели и М.Чиаурели). Его фабулу задает канонический набор революционных событий: большевистская агитация на фронте, работа «Правды», июльский расстрел демонстрации, Ленин в Разливе, клич «Есть такая партия!» на 1 Всероссийском съезде Советов, штурм Зимнего. В каждом из этих эпизодов Сталин, как и Ленин, играет ведущую роль, причем они оценивают друг друга как гениев: «Второго Ленина у нас нет, я не знаю в истории человечества такого», — говорит Сталин, настаивая на том, чтобы Ленин не слушал Каменева и Зиновьева и не являлся на суд. Затем Ленин, скрываясь в Разливе, спрашивает о том, как там без него проходит VI съезд партии в Петрограде. И получает ответ: «Как при вас». – «Еще бы! Такой пламенный рулевой, как Сталин!» – уверенно говорит вождь.

Интересно, что в последующих фильмах образ Ленина будет постепенно отодвигаться на задний план – до тех пор, пока он не превратится в «кремлевского затворника», возлагающего все свои надежды только на Сталина.

Роль Ленина в фильме Чиаурели сыграл К. Мюффке, Сталина – М. Геловани. Как и в фильме Ромма, где Ленина играл Б. Щукин, отличительными чертами вождя № 1 являются любовь к конспирации и заразительный смех («Когда Владимир Ильич смеется, самая закоренелая душа может растаять» — подтверждает в одном из эпизодов Сталин). Зато экранный облик Сталина приобретает в фильме Чиаурели (скульптора по одной из своих профессий) особую монументальность: он невозмутим, спокоен, похож на собственные портреты и статуи. Три первые фразы, которые Сталин говорит здесь с экрана, являются знаковыми.

Первое, что он провозглашает: «Рассчитаться [с врагом] никогда не поздно!». Вторая его фраза гласит: «Давайте не будем править Ленина – по-моему, он неплохо пишет…». В третьей он утверждает: «После февральской революции власть осталась в руках помещиков и капиталистов, скупщиков и мародеров…»

Все три фразы, сказанные в редакции «Правды», вызывают у слушателей (делегатов с фронта) одобрительный смех и имеют прямое отношение к сталинской политике 30-х годов. Сегодня они выглядят как «проговорка», невольно указывающая на личные установки Сталина-руководителя: механизм «отложенной мести», прикрытие «священным и светлым» именем Ленина, поиск врагов в прошлом и настоящем.

В этом же 1938 г. под редакцией Сталина выходит «Краткий курс истории ВКПб», окончательно утвердивший историографический канон сталинского периода: история революции становится историей партии Ленина-Сталина и их борьбы «предателями». Все остальные исторические фильмы вплоть до смерти Сталина лишь уточняли и развивали утвержденный им метасюжет. Так кино – «важнейшее из искусств» — приобретает уникальный статус летописца, придающего мифу статус документа. Как написал советский режиссер М. Герасимов о «Великом зареве»:

«особой правдивости и силы достигают кадры VI съезда партии, где исторический текст… приобретает силу исторического факта, как бы запечатленного хроникой.»

Ольга Романова
 

9 мая 2010
1. Кампания по мифологизации образа Сталина: «Простой великий человек» и «Сталин – это Ленин сегодня»

Похожие материалы

27 июля 2009
27 июля 2009
Дзига Вертов (Давид/Денис Кауфман), один из трёх кинобратьев Кауфманов (Михаил – оператор фильмов Вертова, Борис – оскароносный оператор «12-ти разгневанных мужчин» Сидни Люмета и «В порту» Элиа Казана) – автор одного из важнейших манифестов советского революционного искусства 20-х годов – фильма «Человек с киноаппаратом».
28 октября 2014
28 октября 2014
Традиционно военная проза и кинематография призваны к выполнению вполне конкретных задач – показать подвиг советского/русского народа, жертву ради будущего страны – мирного и безоблачного, разумеется, подать пример подрастающему поколению. Произведения Бориса Васильева – это литература с миссией, с нравственным посланием потомкам, литература сочувствия. Её социологический характер часто затмевался пронзительной исповедальностью, некоторой чувствительностью, порой почти сентиментальностью, действующих, однако, на читателей со стопроцентным успехом. В некоторых экранизациях Б. Васильева подчеркивается связь исторических (военных) событий с днем сегодняшним (по отношению к периоду съемок). Обычно это самая пафосная, шаблонная, фальшивая часть фильма (Например, «А зори здесь тихие», 1970, «Аты-баты, шли солдаты», 1976).
25 февраля 2010
25 февраля 2010
Модель любви и образы влюбленных изменяются в первую очередь в литературе и кинематографе. В качестве героев любовных сюжетов начинают появляться герои, не обладающие моральным авторитетом – как в фильме М. Калатозова «Летят журавли», где слабая девушка выходит замуж за брата своего жениха-солдата, не выдержав одиночества и тягот жизни в тылу.
27 октября 2014
27 октября 2014
«Ну, погоди!» можно назвать авторским социальным проектом, позволившим позднесоветскому обществу увидеть себя словно в комнате смеха. Всенародной популярностью мультфильмы обязаны тому, что они отразили дух эпохи: социальные типажи, символы попкультуры, «общие места» быта и жизненного уклада. Сегодня эти мультфильмы стали фактом истории советской культуры: они могут рассказать о времени и общественных настроениях периода «застоя» больше, чем многие современники эпохи.

Последние материалы