«Как рассказать о Сталине?» Сталиниана Михаила Чиаурели
Усилиями пропаганды и советского искусства миф о «великом друге и мудром учителе» Сталине сложился к концу 30-х гг. Немаловажную роль в процессе канонизации сталинского образа сыграл советский кинематограф. Культ Сталина – феномен советской культуры 30-х-нач. 50-х годов, который до сих пор нуждается в исследовании и осмыслении. Хотя бы потому, что не все современники готовы признать, что миф о Сталине как «эффективном менеджере» создан самим «эффективным менеджером» — это словосочетание представляет собой перевод на современный язык одного из пышных сталинских эпитетов: «организатор великих побед социализма».
На уроках истории способы конструирования сталинского мифа нагляднее всего демонстрировать на примере советского соцреалистического искусства. Идеальным материалом является сталиниана в кино – в частности, послевоенная трилогия М. Чиаурели «Клятва», «Падение Берлина», «Незабываемый 1919-й год».
Возможные темы для работы с этими фильмами или их фрагментами (в форме дискуссий, докладов, ответов на вопросы учителя и самостоятельной работы с разными источниками):
- Сопоставление исторических событий, о которых рассказывают эти фильмы (этапы революции, индустриализации, ключевые события Великой Отечественной войны), с современными их трактовками.
- Вычленение составляющих культа Сталина в фильмах Чиаурели, описание иерархии символов, связанных с этим образом.
- Сопоставление официального образа Сталина со Сталиным как персонажем народных анекдотов или воспоминаний времен разоблачения культа личности.
- Описание сталинских символов холодной войны, которые закрепляет сталиниана Чиаурели. Сравнение с риторикой и символикой холодной войны в другие периоды советской послевоенной истории.
Размышления о причинах зарождения и «долгой жизни» феномена сталинизма (исторических, психологических, экономических и т.д.); анализ аргументов и специфики риторики современных приверженцев культа личности Сталина.
Ольга Романова