Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
30 мая 2012

«И один в поле воин»: Рауль Валленберг, Холокост и ценностные установки / рабочая тетрадь для учителей и презентация

Источник фото: sanfranciscosentinel.com

Шведский учитель Микаэль Энокссон провел в «Мемориале» мастер-класс для российских учителей. Urokiistorii публикуют рабочую тетрадь и презентацию, которые можно использовать в качестве методических материалов на уроках истории в школе.

Микаэль Энокссон
Лиллонская школа, Эребру (Швеция)
mikael.enoksson@orebro.se
2012

2012 г. — 100 лет со дня рождения Рауля Валленберга

В марте 1944 Германия оккупирует Венгрию. Начинается депортация венгерских евреев (численностью около 750 тыс. чел.) в Освенцим. Рауль Валленберг отправляется в Будапешт с миссией спасти как можно больше евреев. До конца войны шведским дипломатам (Раулю Валленбергу, Перу Ангеру, Ларсу Бергу, Карлу Ивану Даниэльссону, Вальдемару Ланглету) и их венгерским помощникам удалось спасти десятки тысяч евреев. Работа началась еще до приезда Валленберга в Будапешт, а он смог усовершенствовать систему т.н. «охранных паспортов» и организовал «шведские дома», «щитом» которым служил шведский флаг и находившиеся в них сотрудники шведского посольства. Владельцы шведских «охранных паспортов» получали временное шведское гражданство, т.е. шведское государство брало их под свое покровительство. К аналогичным методам прибегли дипломаты из Испании, Португалии, Швейцарии и Ватикана.

Упражнения:

1. Изучите охранный паспорт. Можете найти какие-нибудь знаки, придуманные при участии Рауля Валленберга. Посмотрите внимательно. Что не так с «охранным паспортом»? Подсказка: символ шведской хоккейной сборной…

2. Почему венгерские эскадроны смерти и немецкие каратели с уважением относились к шведским документам (в большинстве случаев)?

3. Подумайте, какие еще методы использовались дипломатами и другими участниками деятельности по спасению евреев?

4. Какие личные качества, по вашему мнению, необходимы для спасения чужих жизней? Обсудите и примите решение в группе.

5. В ваших журналах напишите короткий рассказ, объясняющий, откуда/как взялись нравственные качества «спасателя» .

6. Почему другие не решаются спасать людей, оставаясь сочувствующими?

7. Что происходит с Валленбергом и почему? Кратко изложите в вашем журнале.

Меморандум о положении венгерских евреев

Этот документ – последний отчет, направленный Раулем Валленбергом в шведский МИД в Стокгольм перед исчезновением.

«Со времени последнего отчета положение евреев в Венгрии стало еще хуже.

В еврейском районе с населением 40 тысяч человек, из которых 15 тыс. мужчины, отбывающие трудовую повинность, и 25 тыс. человек обоих полов, людей, предположительно, арестовывают в домах и на улицах и заставляют идти пешком в Германию. Это путь длиной в 240 км. Все время с начала этих «походов смерти» стоит холодная, дождливая погода. Люди вынуждены спать под навесами и под открытым небом. Некоторых из них кормили и поили лишь три-четыре раза за весь переход. Много погибших. В Мошонмадьяроваре я узнал, что 7 человек погибли в день моего приезда и еще 7 накануне. Секретарь португальской миссии насчитал 42 трупа на своем пути, а заместитель премьер-министра Салаши признался мне, что сам видел двух мертвых. Выбившихся из сил в пути расстреливают. На границе спецкоманда Эйхмана встречает людей пинками и тумаками и гонит дальше на тяжелые работы по сооружению пограничных укреплений…

…Двадцать тысяч военных работников вывезены на границу по железной дороге. Работают в основном на венгерской территории. К отчету прилагаю фотографии, на которых запечатлена работа Шведской спасательной комиссии. Фортификационные работы, упомянутые в предыдущем отчете, приостановлены.

Евреев собирают в центральном гетто, рассчитанном на 69 тыс. человек (однако, вероятно, там разместят больше) и в гетто для иностранцев на 17 тысяч человек, в котором уже содержится 35 тысяч: из них 7000 – в шведских домах, 2000 – в домах Красного Креста и 23000 – в швейцарских домах.

Тысячи людей, находящихся под защитой Швейцарии и Ватикана, вывозятся в центральное гетто либо в зоны депортации. В гетто евреи размещаются по 4-12 человек в комнате, лучшие условия – в шведских домах.

Эпидемия «рурской болезни», которую до сих пор удавалось сдерживать, разразилась среди еврейского населения. Санитарные условия в шведских домах, по-прежнему, хорошие, на данный момент всего пять смертей. Сейчас секция делает всем евреям, находящимся под ее защитой, прививки от тифа, паратифа, холеры. Дипломаты тоже пройдут вакцинацию, чтобы не заразиться.

Евреи живут очень бедно, во время постоянных перемещений им разрешается брать с собой только то, что могут унести. Припасы вскоре оскудеют совсем.

«Скрещенные стрелы» тащат к себе евреев в больших количествах, пытают и мучат их для того лишь, чтоб вывезти в центры депортации. Ходят слухи, что бригада смерти при министре Коваче собирается учинить еврейский погром. Не думаю, что речь идет о широкомасштабном погроме, поскольку частям СС отдан известный приказ не подключаться к массовой резне евреев.

Организация

После смертельного удара, нанесенного в октябре, секция быстро растет. Сегодня в штате 335 сотрудников, а, кроме того, около 40 врачей, управдомов и пр. Все вышеназванные и еще примерно такое же количество членов их семей проживают в зданиях секции. Это десять контор и жилых домов, один из которых находится в гетто для иностранцев.

Открыто и улучшено два госпиталя в общей сложности на 150 коек.

Открыта кухня для раздачи супа.

Евреи, живущие в шведских домах, сдают продкарточки в секцию, которая получает на них продукты и распределяет пайки.

Связь между разными секциями, по большей части, нарушена.

Министерство продовольствия закупило продуктов в общей сумме на 2 миллиона пенгё.

Достигнутые результаты

Секция смогла добиться от кабинета «гонведа» официального приказа вернуть в Будапешт всех отбывающих трудовую повинность евреев, у которых есть иностранные паспорта. После того, как для оповещения о приказе на машине секции был отправлен военный, было возвращено около 15 тыс. евреев.

Некоторое время колоннам марширующих в сторону границы раздавалась пища и медикаменты, однако вскоре последовал запрет. Больные, всего около 200 человек, были вывезены из центров депортации на спасательных машинах.

Благодаря вмешательству различного рода при посадке евреев на поезда и перемещении удалось вернуть до 2000 человек, 500 из них – из Хедьешалома. Эту деятельность, к сожалению, пришлось свернуть после того, как командование Эйхмана пригрозило жесткими мерами.

С евреями со шведскими охранными паспортами обходятся относительно лучше, чем с обладателями паспортов других государств. На данный момент в Будапеште и окрестностях застрелено не более 8-10 человек.»

Будапешт, 12 декабря 1944 г.

Источник: Письма и донесения 1924-1944 – Рауль Валленберг (1995).

Узаконенные репрессии – антиеврейские законы в Германии 1933-42

1933

  • Евреев перестают брать на германскую госслужбу по причине их неблагонадежности.
  • Законы об увольнении врачей, стоматологов, фармацевтов еврейского происхождения.
  • Преподаватели еврейского происхождения вынуждены увольняться из ВУЗов.
  • Еврейским актерам/актрисам не дают выступать.

1934

  • Евреев увольняют из германской армии.
  • Евреев больше не принимают в ВУЗы.

1935

  • Евреям запрещено поднимать германский флаг.
  • Евреям запрещено издавать газеты.
  • Евреям перестают выдавать кредиты в германских банках.
  • Евреям запрещено вступать в брак и половые связи с лицами «германских кровей».

1936

  • Евреи не могут получать германское гражданство.
  • Евреям запрещено ходить в парки, общественные бани и рестораны.
  • Евреи лишаются права голосовать на германских выборах.

1937

  • Евреи не могут получать диплом о высшем образовании.
  • Евреям запрещено исполнять Бетховена и Моцарта.

1938

  • Евреи не могут обращаться за помощью в государственные больницы.
  • Евреев обязывают получить специальные удостоверения личности.
  • Евреям не разрешается открывать торговые лавки и иметь собственное дело в Германии.
  • Еврейским детям запрещено ходить в немецкие школы.
  • Все имущество евреев подлежит обязательной регистрации.
  • На все паспорта немецких евреев наносится штемпель с отметкой ”J” (еврей).
  • Все еврейским мужчинам присваивается дополнительное имя Израиль, женщинам – Сара.

1939

  • Евреям приказано сдать все драгоценности, кроме обручальных колец, в пользу государства.
  • Разрешается выселять евреев из домов без уведомления и компенсации.
  • Еврейские завещания не имеют законной силы.
  • Для евреев вводится комендантский час с 9 вечера в летнее время и 8 вечера в зимнее.
  • Евреям запрещено иметь собственные радиоприемники

1940

  • Евреи могут совершать покупки только с 4 до 5 часов дня.
  • Евреям запрещено пользоваться телефонной связью.

1941

  • Евреев обязывают нашивать желтые звезды на одежду как знак еврейского происхождения.
  • Евреям запрещено эмигрировать из Германии.

1942

  • Евреям приказано сдать домашних животных.
  • Евреям приказано сдать электрические и оптические приборы, велосипеды и печатные машинки.
  • Еврейским детям запрещено ходить в любую школу.

Упражнения:

1. Отметь запреты (законы), с которыми вам было бы труднее всего смириться. Вычеркните три самых мягких, на ваш взгляд, антиеврейских меры. Обоснуйте ваш выбор.

2. С какого момента, по вашему мнению, в Германии кончилась демократия?

3. Если бы такие же законы был приняты в отношении какой-нибудь группы людей, живущих в сегодняшней Швеции, вы бы уехали из страны? Если да, какой закон заставил бы вас уехать?

4. В какую страну вы бы уехали?

5. Обязана была бы эта страна принять вас? Если да, то почему?

6. Если правительство/парламент вашей страны принимает закон, с которым вы не согласны, что вы можете сделать как гражданин?

7. Какова была цель всех вышеупомянутых ограничений?

8. После 1942 года антиеврейских законов стало мало. Почему?

Источник: www.levandehistoria.se

Дидактические мысли

Задача преподавателя обществознания:

Типы познания:

описание / анализ / объяснение / понимание / оценка / действие

Способы:

факты / понятия / теории / ценности

Посредством:

чтения / письма / рассказа / творчества

Сопереживание

Воспоминания (свидетельства) очевидцев из разных категорий (преступников, жертв, сочувствующих, спасателей)

1. Прозрение – способность сострадать чужому несчастью

2. Понимание – постичь чувства другого человека, войдя в его положение

3. Возложение ответственности – действовать в согласии со своими чувствами и пониманием.

Нравственный поступок

Путь к пассивной солидарности

1. Вы привыкаете «присоединяться» к другим.

2. Вы делаете/видите что-то, что не выбрали бы сами.

3. Если действие выбрано не по вашей инициативе, вы не чувствуете ответственности за него.

4. «Пассивная солидарность» – вы ничего не сделали или, по крайней мере, ничего, что не делали бы другие!

Lex Bratt и Lex Sara (в Швеции)Lex Bratt – законное право нарушить клятву молчания, чтобы пресечь преступную деятельность. Lex Sara – обязательство сотрудников, например медучреждения, сообщать о нарушениях.

Исторические рамки

Цель:

- Выработать контекстуальное понимание

Применение:

 — Представить хронологию.
 — Представить модель объяснения.
 — Документы, изображения, тексты, связанные с изучением проблемы.

Живое повествование

Цель:

- Выработать понимание «эпического повествования» в прошедшем и настоящем времени.

- Пусть студенты тоже почувствуют причастность, сами став рассказчикам – и перескажут реальные истории.

Применение:

- Свидетельства очевидцев:

* Рассказ проясняет исторические факты;
* Рассказ может усилить чувство сопричастности.

Личная сопричастность

Цель

- Путем оживления образов исторических персонажей заставить учеников сопереживать им.

Применение:

- Сочинение рассказа в группе.
 — Выдумайте связь с обычным человеком (например, «родство»: как ваш родственник или близкий шел в лагерь, что его/ее там ждало, что было после того, как была сделана фотография и т.п.) и дайте ученику задание объяснить, кем приходится вам этот родственник) (вымышленная связь).
 — работа с дилеммами (вымышленными).
 — Вместе с учениками: воссоздать реальный исторический контекст реального человека, изображения или события.

Источник: Кристер Матсон

О чем мы хотим рассказать?

  •     О безразличии, страдании, зле, сопереживании
  •     «Серая зона»
  •     Быть человеком, по мере сил и со всеми недостатками
  •     Связи между личностью и обществом
  •     Личная ответственность за наш выбор или «самоустранение» — отказ от действий тоже «выбор» своего рода
  •     Прошлое  Настоящее  Будущее

Упражнение с изображением: Что изображено?

  • Выберите одно изображение.
  • Попытайтесь понять, что изображено на картинке. Запишите ваши мысли. Опишите картинку в форме небольшого рассказа.
  • Сформируйте группу с теми, кто выбрал то же изображение. Прочитайте ваши рассказы друг другу.
  • Как различаются роли и категории людей, изображенных на картинках?
  • Все ли категории присутствуют?

Упражнение «четыре угла»

Обязан ли гражданин голосовать в условиях демократии?

  • Да
  • Нет
  • Может быть
  • Открытый угол – ваш альтернативный ответ

Без дискуссии – утоняющие вопросы от учителя/учеников.

ДА или НЕТ

Каждый студент получает листочки с ответами «ДА» и «НЕТ». На каждое утверждение он показывает «ДА» или «НЕТ».

Уточняющие вопросы от учителя и студентов.

Пример:

  • Оставлять ли государству право запрещать газеты?
  • Разрешать ли неонацистам проводить митинги перед синагогой?
  • Позволительно ли церкви неуважительно отзываться о гомосексуалистах?

Права человека

Вы – правительство Авалонии, государства со скудными ресурсами. Вы хотите наладить ситуацию с правами человека, однако народ не сможет воспользоваться всеми правами в силу политических и экономических обстоятельств.

Вам надо выбрать шесть основных прав. Какие вы выберете? Тщательно обоснуйте выбор.

Упражение «горячий стул»

Учащиеся садятся спиной к спине, образуя круг. Те, кто согласен с каким-либо утверждением, встают и меняются местами. Уточняющие вопросы от учителя и студентов.

Примеры:

  • «Дружить с расистом нормально».
  • «Рауль Валленберг правильно поехал в Будапешт».

100% Толерантность

Степень вашего доверия перечисленным ниже источникам информации?

Источники: ряд упражнений заимствован с форума на домашней странице проекта «Живая история».

Презентация к проекту (в более расширенном варианте с подробным описанием заданий и упражнений) находится ниже во вложении – файл RW.ppt

30 мая 2012
«И один в поле воин»: Рауль Валленберг, Холокост и ценностные установки / рабочая тетрадь для учителей и презентация
Для скачивания

Похожие материалы

16 мая 2016
16 мая 2016
Мне кажется, что практически в каждой семье на территории бывшего СССР есть погибшие во время Великой Отечественной войны. Наша семья – не исключение. Мой прадед по маминой линии, Степан Фотеевич Степанов, 1906 г. р., ушел на фронт в 1944 г. из Казахстана и погиб в 1945 в Латвии. В нашей семье не знали, где он похоронен, и тем более ничего не знали о его воинском пути. Мама расспрашивала своего отца, моего дедушку Владимира Степановича Степанова, но и он мало что знал. Только сообщил, что его отца ранили (насколько он знает, у него были оторваны или сильно повреждены рука и нога), затем он попал в госпиталь и там скончался от ран.
23 апреля 2015
23 апреля 2015
Анализ уникального источника — тетради с записями песен, ходивших среди остарбайтеров и военнопленных в Германии. Работа-победитель XVI школьного Конкурса Мемориала

Последние материалы