Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Фото дня

 
«Марш на Рим»
Колонны фашистов маршируют в сторону Рима / Wikimedia

27 октября 1922 года в Перудже было опубликовано воззвание Национальной фашистской партии к итальянскому народу и объявлено о начале «Похода на Рим». В марше приняли участие около 30 тысяч вооруженных чернорубашечников. Итогом шествия стало назначение Бенито Муссолини премьер-министром страны и установление фашистской диктатуры.

Готовясь к маршу, фашисты стали захватывать оружие с военных складов. В большинстве случаев это происходило бескровно. Местные власти, полиция и армия если не открыто симпатизировали им, то просто пассивно наблюдали за происходящим. Так, в Сполето армия позволила фашистам захватить 9 тысяч винтовок и 10 пулеметов, а в Фолиньо — 7 тысяч винтовок и 30 пулеметов. В Сиене сам командир гарнизона передал оружие по своей инициативе. Некоторые города и вовсе полностью перешли под контроль чернорубашечников — Флоренция, Мантуя, Чивитавеккья, Монтеротондо, Тиволи и Перуджа, в последнем они устроили штаб, чтобы быть в центре событий. 

28 октября фашисты выдвинулись в сторону Рима. Армию численностью около 30 тысяч человек возглавили так называемые квадрумвиры, четыре высокопоставленных члена фашистской партии — Микеле Бьянки, Итало Бальбо, Чезаре Мария Де Векки и Эмилио Де Боно. Де Векки и Де Боно были героями Первой мировой войны и давними друзьями королевы-матери Маргариты Савойской, вдовы убитого короля Умберто. Отправляясь в «Поход на Рим», оба прикрепили военные знаки отличия не к военному мундиру, а к черным рубашкам. 

Сам лидер Национальной фашистской партии Бенито Муссолини считал «Поход на Рим» делом рискованным. Поэтому он предпочел находится в Милане, чтобы иметь возможность бежать в соседнюю Швейцарию, если дела пойдут плохо. Несмотря, что сам дуче фактически не участвовал в операции, он неоднократно фотографировался среди марширующих фашистов. Попытка арестовать Муссолини не увенчалась успехом. Перфект Милана попросту проигнорировал приказ сверху. 

Тем временем в Риме премьер-министр Италии Луиджи Факта заявил королю Виктору-Эммануилу III, что государство стоит на пороге мятежа. Он предложил ввести чрезвычайное положение по всей стране и дать силовой отпор мятежникам. Итальянская столица начала готовиться к штурму. В городе закрылись общественные учреждения, некоторые здания, включая штаб-квартиру фашистской партии, заняли солдаты. Всего на том момент в Риме находилось двенадцать тысяч солдат под командованием генерала Эмануэле Пуглиезе. 

Однако, к вечеру 28 октября Виктор-Эммануил III принимает другое решение. Он опасался,что попытка подавить чернорубашечников с помощью армии может привести к полномасштабной гражданской войне, так как фашистскую партию и Муссолини поддерживала значительная часть населения страны — от безработных до крупных промышленников и общественных деятелей. В итоге король попросил бывшего премьер-министра Антонио Саландру сформировать новое правительство, в котором были бы представлены фашистские лидеры. 

30 октября, когда фашистские отряды вплотную подошли к Риму, в столицу из Милана прибыл сам Муссолини. По итогам встречи с королем дуче получил сразу несколько должностей — премьер-министра, а также министра внутренних дел и министра иностранных дел. Другие фашистские лидеры также получили должности в правительстве, правда, рангом поменьше. Так, генерал Диац стал военным министром, адмирал Ревель — министром флота, а генерал Де Боно — шефом полиции.

Последние материалы