Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Взрыв на станции Свердловск-Сортировочный
Воронка от взрыва / Wikimedia

4 октября 1988 года на северо-западе Екатеринбурга (тогда Свердловск) произошла крупная техногенная катастрофа. На железнодорожной станции Свердловск-Сортировочный состав, перевозивший почти сотню тонн взрывчатки, столкнулся с поездом, перевозившим уголь. От взрывной волны пострадали более тысячи человек. 

Полпятого утра на станции Свердловск-Сортировочный железнодорожный состав, перевозивший 46,8 тонн тротила и 40 тонн гексогена, покатился под уклон и врезался в поезд с углем. Тот в свою очередь снес электрический столб. Искры от контактного провода попали на вагоны со взрывчаткой и привели к пожару, а затем груз сдетонировал.

Взрыв почувствовали жители во всех уголках города. Ударная волна была такой силы, что распространилась на 10—15 километров. Стекла выбило во всех домах в районах Старой и Новой Сортировки, прилегающих непосредственно к станции. В общей сложности были полностью разрушены 72 жилых дома, более 500 в последствии пришлось капитально ремонтировать. Также от взрыва пострадали 8 поликлиник, 39 детских сада и 52 школы. Выбило стекла даже в Центральном гастрономе, магазине «Океан» и в театре Музыкальной комедии, находящихся в центре Екатеринбурга. Воронка, образовавшаяся на месте взрыва, была размером 40 на 60 метров и 8 метров глубиной. 

«А я жил на Технической, 70. У нас разрушило всё, как и у многих, осталась от дома одна коробка. Повезло, что наш дом каменный, ещё пленные немцы строили, как и аптеку, и “Товары для дома”. В нашем дворе был бильярдный стол, на который приземлилась колёсная пара. Как все изрезаны были осколками от окон, но нам повезло: нас спас огромный шерстяной ковёр, который упал на нас вместе со стеной, когда мы провалились в подпол», — вспоминает те времена пользователь форума форума E1.RU Василий Гриник.

В результате взрыва погибли 5 человек, ранения разной степени тяжести получили более тысячи человек. Потерпевшими, в том числе и те, кто потерял имущество, были признаны около 10 тысяч человек. 

Изначально следственные органы посчитали, что авария произошла из-за ошибки двух диспетчеров. Диспетчер станции Татьяна Хамова дала неверную команду локомотиву, который должен был удерживать состав со взрывчаткой, а дежурный энергодиспетчер Ольга Родненко нажала на кнопку подачи напряжения после того, как упал электрический столб и погас свет. Первая ошибка привела к столкновению поездов, вторая — к пожару и взрыву. Позже всплыла еще одна деталь — нарушение правил транспортировки взрывчатых веществ. Тротил и гексоген были упакованы в легковоспламеняемые бумажные и джутовые мешки. Опасные грузы не были закреплены, а для их перевозки использовались вагоны с неисправными люками и дырами в полу. 

Уголовное дело долго кочевало по судебным инстанциям, пока в 1992 году не было закрыто за давностью произошедшего. Материальный ущерб в 236 миллионов рублей (в чуть меньшую сумму в те годы оценивалось строительство Екатеринбургского метрополитена) в итоге возложили на Министерство обороны, которому принадлежала взрывчатка.

Последние материалы