Этюд о «левой» утопии, или Сомнению подлежит
«Болезнь левизны» в западноевропейской и американской литературе или историографии, как правило, не просто не считается чем-то зазорным, а, скорее, наоборот, воспринимается как свидетельство моральности и просвещенности ее носителя. «Гуманистический» образ Бертольда Брехта нисколько не страдает ни от молчания драматурга во время рабочих протестов 1953 года в ГДР, ни даже от его страшной фразы о том, что тот «кто хочет заложить фундамент доброты», сам не может себе позволить «быть добрым». Пример Брехта в этом отношении архетипичен. Левые интеллектуалы приложили немало усилий, чтобы защитить марксизм как универсальный прогрессистский проект от отождествления с практиками коммунистических режимов и самих себя от ответственности за открытую поддержку Сталина, Мао Цзэдуна или Пол Пота и отрицание их преступлений.
С одной стороны, если не аксиоматичной, то широко распространенной стала идея о том, что любые преступления режимов, провозгласивших себя коммунистическими, не омрачают чистоты самой идеи социализма. С другой же стороны, ссылки на существующие (пусть и несовершенные) коммунистические режимы были и остаются важны как доказательство того, что идея социализма в принципе реализуема. Поэтому сам факт существования СССР или коммунистической Кубы объявлялся доводом, как сказал крупнейший британский историк-марксист Эрих Хобсбаум, что «социализм – это не просто мечтания»
Для понимания «западного» контекста рассуждений о марксизме, стоит помнить, что в межвоенный период коммунизм воспринимался многими как единственная весомая альтернатива фашизму, а в послевоенных Франции и Италии моральный авторитет компартий проистекал именно из их принципиальной антифашисткой позиции. Показательно, что в современной Европе левые активисты, активно говорящие о таких важных проблемах, как ситуация иммигрантов или равноправие в его различных проявлениях, часто используют слово «антифашист» как самоназвание.
В этой связи понятна осторожность (а порой и страх, особенно, в Германии) перед сравнением коммунистических режимов с фашистскими. И именно здесь проходит одна из линий недопонимания между «востоком» и «западом» континента. Рассуждая о возможностях сравнения «двух тоталитаризмов» американский историк Омер Бартов отмечал: «… ностальгия по социализму имеет право на существование – настолько, насколько она связана с верой в необходимость большей социальной справедливости. А ностальгия по нацизму может означать только жажду власти и разрушения»
Кажется, что убеждение Григория Чухрая, высказанное им в «Моей войне», – «Я твердо уверен, что оценку нашего прошлого еще дадут честные историки, которые сумеют отделить сталинизм и ГУЛАГ от идеи социализма»
Почему ужас социально-политической реальности коммунистических режимов не пугает адептов левой идеи? Почему раз за разом, снова и снова, вера в будущий прекрасный омлет оправдывает неограниченное количество разбитых яиц?
В открытом письме польскому философу-эмигранту, бывшему марксисту и автору едва ли не самой содержательной истории марксистского учения Лешеку Колаковскому британский историк рабочего класса и активный участник коммунистического движения Эдвард Томпсон писал о «периодах, в которые у коммунизма было наиболее человеческое лицо – между 1917 и ранними двадцатыми годами, а также от Сталинградской битвы до 1946 года». Отвечая Томпсону, Колаковский изысканно положил своего опонента на лопатки, показав двойные стандарты, политическую наивность и нравоучительное высокомерие оппонента. Приведу одну цитату из этого блестящего эссе: «Я не могу согласиться с людьми, показывающими, как кровоточит их сердце, когда они слышат о любой большой или малой (…) несправедливости в США, и вдруг становятся мудрыми историософами или холодными рационалистами, услышав о самых страшных безобразиях нового, альтернативного общества»
Интеллектуалы, сохранившие верность марксизму, нередко ссылались на то, что само разнообразие коммунистических режимов (а в ХХ веке себя таковыми провозгласили более двадцати по всему миру) делает некорректным «суммарное» рассмотрение их преступлений и перенесение полученных выводов на марксистскую теорию
На этот вопрос попытался ответить британский философ Роджер Скрутон в книге «Польза песимизма и опасность фальшивой надежды»
Рискну предположить, что большинство «левых» читателей Скрутона, по рецепту Сартра, откажут ему, как не члену коммунистического движения, в праве критиковать левую идею. Упорство безразсудных оптимистов в их вере заслуживает отдельного изучения. В разгар массового голода 1932–33 годов Сталину было совсем не сложно обмануть восторженных европейких визитёров Бернара Шоу и Эдуара Эрио – они сами были рады обманываться. Лион Фейхтвангер поверил показательным процессам, не в последнюю очередь, потому, что очень хотел верил в коммунистическую альтернативу фашизму.
Уже после окончания Второй мировой войны, по замечанию Раймона Арона, линия раздела французской интеллигенции проходила по её отношению к СССР: между теми, кто не отрицал существование ГУЛАГа, и теми, кто его разоблачал
Очевидная «заниженность» чувствительности «западного мира» к преступлениям коммунистических режимов отображается и в многочисленных барах с советской символикой (как правило, с КГБ в названии), и в матрешках со Сталиным. Для западной части европейского континента марксизм – часть общего просветительского и гуманистического наследия, а не порождающая политических чудовищ идеология. В 2011 году издательство Йельского университета издало сразу две книги модных левых гуманитариев: Терри Иглтона и Эрика Хобсбаума, под выразительными названиями: «Почему Маркс был прав?» и «Как изменить мир. Рассуждения о Марксе и марксизме»
Было бы поучительно внимательно сравнить позиции Хобсбаума и Иглтона с рассуждениями идеологов КПРФ или Компартии Украины. Тем временем, пусть и только в элитарных интеллектуальных кругах, но именно «западная» (а не советская) разновидность «новых левых» появилась и на постсоветском пространстве. Её примером может быть очень интересный украинский журнал левой критики «Спільне» (Общее), выходящий в течении нескольких лет в Киеве и недавно включенный в европейскую сеть интеллектуальных журналов Eurozine.
Свежий номер «Спільного» уверенно интерпретирует современный неонационалистический популизм как вытесненную классовую борьбу; утверждает, что перед современным миром стоит однозначная альтернатива: или социализм, или фашизм; и радостно цитирует Троцкого (кстати, не только теоретика, но и практика коммунистического строительства). Провокативно, местами убедительно, показывая взаимосвязи расизма и современного капитализма, авторы «Спільного» почему-то забывают, например, о Северной Кореи – стране некапиталистической и одновременно откровенно расистской.
Свою цель издатели журнала левой критики видят в «проблематизации господствующих отношений и нарушении статус кво», но, к сожалению, не распространяют свой критический задор на историю социалистической идеи и попыток ее реализации, хотя, казалось бы, именно в критическом отношении к традиции, которая признается «своей», больше всего честности и ответственности. Правда, современная и политическая, и академическая атмосфера благоволит самоуверенности, а не самокритике. И предпочитает профессиональный оптимизм даже самым уравношенным формам пессимизма.