Сюзен Зонтаг. Когда мы смотрим на боль других (конспект)
В своей знаменитой монографии «Когда мы смотрим на боль других» Сьюзен Зонтаг описывает феномен замещения памяти о прошлом памятью об изображениях, о конкретных фотообразах прошлого.
Война как отклонение от нормы
Сегодня мир воспринимается нормой, а война – отклонением от неё, что было не всегда (для сравнения: «Илиада» Гомера или рассуждения Леонардо да Винчи о батальных сценах – в ужасе можно найти прекрасное). Возникает проблема изображения насилия и войны. Особенно остро эта проблема проявляется в фотографировании: что такое изображение ужаса?
Двойная функция фотографий
Фотография – это одновременно и документ и произведение искусства. Это большое внутреннее противоречие. На фотографии войны, террора и насилия наложен этический запрет: они не должны быть красивыми. Даже когда они являются зрелищем (например, отсылают к религиозным образам), они рискуют получить обвинение в «кинематографичности» (т.е. отходе от правды).
Шок
Принято, что фотографии ужасного должны шокировать. Есть две опасности: шок часто связан с манипулированием зрительским восприятием (изображение пытается вызвать у зрителя нужные чувства – жалость, сострадание, негодование), кроме того, к шоку можно привыкнуть.
Фотография и память
Фотообразы часто конструируют память о прошлом (например, фотографии фашистских лагерей, сделанные в момент освобождения). Память о прошлом гораздо чувствительнее к образам, чем к цифрам. История превращается в архивы образов:
«Проблема сегодня заключается не в том, что люди помнят посредством фотоизображений, а в том, что они помнят только фотоизображения»
Однако изображения страданий, боли других – возможность удостовериться в существовании другого (как это произошло, например, на выставке в Нью-Йоркской галереи, где были показаны фотографии линчевания 1890 – 1930-х гг).
Отрывок из книги Зонтаг – здесь (с подробным послесловием переводчика)
Дополнительные материалы:
- Сьюзен Зонтаг. Магический фашизм – статья о творчестве Рифеншталь и фашистской эстетике, опубликованная в газете «1 сентября»