«Работорговцы Гитлера»
Перевод рецензии, опубликованной в немецкой газете Die Welt, на книгу Томаса Амманна и Штефана Ауста «Работорговцы Гитлера», в которой описывается история «обменных евреев». В аппарате СС так называли «привилегированных» жителей некоторых нейтральных стран, например, Венгрии, – им удалось спастись от депортаций и смерти благодаря особым сделкам с СС.
«Как Эйхманн продавал евреев за драгоценности»
Антониа Кляйкамп / Die Welt
Сотня жизней за грузовик: в своей книге «Работорговцы Гитлера» (“Hitlers Menschenhändler”) Томас Амманн и Штефан Ауст описывают забытую историю «обменных евреев». Она приводит к неразрешимой дилемме.
Можно ли заключать сделки с дьяволом? Предосудительно ли вести переговоры с убийцами сотен тысяч, даже миллионов ради того, чтобы спасти, может быть, сотню-другую людей? Или, наоборот, это совершенно необходимо? Простых ответов на эти вопросы не существует. Перед лицом такого преступления против человечности как Холокост мораль дает сбой.
В 1944 году эта дилемма встала перед Рудольфом Кастнером. Этот еврей-журналист из румынской Трансильвании на протяжении многих лет состоял в руководстве сионистского «Комитета помощи и спасения» (Будапешт), который помогал евреям бежать из тех областей, в которых подразделения немецкой полиции и СС организовывали массовые депортации в лагеря уничтожения, прежде всего в Освенцим.
И вот в начале 1944 года Кастнер услышал о предложении, сделанном эмиссаром Адольфа Эйхманна в Стамбуле: один миллион венгерских евреев не станут депортировать, если союзники через Турцию предоставят 10 тыс. грузовых автомобилей для немецкого восточного фронта. Сотня человеческих жизней за один грузовик – противоестественная сделка. Но вместе с тем и надежда спасти, по крайней мере, некоторых из тех, кто подвергается преследованиям.
Сделка, предложенная немецко-венгерским евреем Джоэлем Брандом, не осуществилась. Но Кастнер ухватился за эту возможность и связался с организаторами массовых депортаций из Венгрии. Глава венгерского государства, «регент» Миклош Хорти, хотя и был настроен антисемитски, все же уклонялся от того, чтобы выдавать венгерских евреев в смертоносные объятия СС.
Заложники в Берген-Бельзене
Все изменилось после того, как войска Вермахта 19 марта 1944 года заняли страну. В конце апреля под личным руководством Адольфа Эйхманна начались массовые депортации. Ни прежде, ни после на фабрике смерти в Биркенау никогда не было столько «работы», как в эти жуткие недели до начала июля 1944 года: из Венгрии депортировали 437 000 человек. Большую часть из них сразу же после прибытия убили в газовых камерах.
Рудольф Кастнер хотел как-то этому помешать, и был готов иметь дело с Эйхманном. Историю этой сделки изложили в показанном по ARD документальном фильме (его стоит посмотреть) Томас Амманн, Штефан Ауст и Каролине Шмидт; сейчас вышла одноименная книга Амманна и Ауста: в «Работорговцах Гитлера», согласно подзаголовку, рассказывается о «судьбе обменных евреев». Однако историей венгерских евреев авторы не ограничиваются.
Ведь кампаний, в ходе которых СС «торговали» преследуемыми евреями, было несколько. В основном они касались граждан нейтральных государств или лиц, у которых были хорошие личные или деловые связи за границей. Им предстояло послужить заложниками для обмена на сырье или валюту. Специально для этого в начале 1943 года СС получила в свое распоряжение часть лагеря для военнопленных Берген-Бельзен, на территории которой был развернут «лагерь временного пребывания» – зародыш будущего концентрационного лагеря.
Содержавшихся там людей в аппарате СС называли «привилегированными евреями», иногда также «обменными евреями». И здесь абсурдный расизм нацистской идеологии сам себя победил: за деньги или другие блага даже самые жуткие антисемиты были готовы отпустить евреев, хотя заявленной целью было их «изгнание». Может быть, Генрих Гиммлер, человек, всегда хорошо информированный и много во что вовлеченный, хотел таким образом сигнализировать союзникам, что им идут навстречу.
Угрозы депортацией
Хотя условия жизни в «лагере временного пребывания» Берген-Бельзен были значительно лучше, чем в других, «обычных» концлагерях, над посаженными туда людьми все время нависала угроза депортации и верной смерти. Они месяцами ждали, состоится ли сделка, которая должна спасти им жизнь.
В поезд, который должен был везти людей к свободе, Рудольф Кастнер отобрал 1685 евреев. Поистине невыносимая дилемма: эта сделка означала, что сотни тысяч других будут оставлены на депортацию. Переговоры он вел, прежде всего, с Куртом Бехером, офицером кавалерийского полка СС, который, скорее всего, причастен к многочисленным массовым убийствам за линией восточного фронта. Но участвовал и лично Адольф Эйхманн.
Амманн и Ауст справедливо указывают, что «еврейский связной» Главного управления имперской безопасности был вовсе не «маленьким винтиком» этой смертоносной машины. Напротив, он располагал абсолютной властью, которой мог бы воспользоваться. С Кастнером и его помощниками он вел отвратительную игру, усиливая давление на своих партнеров по переговорам, чтобы добиться уступок.
Обмен на драгоценности
Бехер тоже пользовался открывшимся возможностями и копил имущество, благодаря которому после 1945 года смог сделать карьеру предпринимателя в Бремене. На Нюрнбергском трибунале его допрашивали в качестве свидетеля, а позже он, находясь в Бремене, дал показания для иерусалимского процесса Эйхманна. Но к ответственности Бехера так и не привлекли. Этим он в значительной степени обязан заступничеству Рудольфа Кастнера, который подтвердил, что тот был сравнительно честным партнером по переговорам. В 1995 году Бехер умер – богатым человеком в возрасте 86 лет.
Совсем иначе произошло с Рудольфом Кастнером. Ему и его семье удалось пережить Холокост, в декабре 1944 года они вместе с еще примерно 1700 венгерскими евреями из «лагеря временного пребывания» Берген-Бельзен смогли в обмен на драгоценности выехать в Швейцарию. Уже в начале 1945 года он вернулся в Германию для переговоров о новых операциях по обмену – их, однако, не случилось.
На своей новой родине, в Израиле, Кастнер скоро оказался в затруднительном положении. Его обвинили в том, что он вел аморальную торговлю, за счет других людей спас свою семью и лично обогатился. Будущий израильский премьер-министр Менахем Бегин, в то время придерживавшийся радикальных убеждений, обругал его, назвав «евреем, который сбывал евреев Гестапо». Атмосфера была накалена, и дело дошло до убийства: 3 марта 1957 года в Кастнера стреляли трое. Ранения оказались столь серьезными, что двенадцать дней спустя он умер.
Книгой «Работорговцы Гитлера» Амманну и Аусту удалось ярко осветить нравственную дилемму, перед которой Кастнера и других людей поставили функционеры СС. Поскольку авторы включили в нее и другие, имевшие место ранее операции, перед читателем предстает общая картина этого мрачного бизнеса.
Перевод Олега Мацнева