Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
12 октября 2012

Ирина Щербакова. Роман «Жизнь и судьба» – 50 лет спустя

Кадр из сериала «Жизнь и судьба» (2012, реж. С. Урусляк). Фото: www.rg.ru

Сегодня, спустя более 50 лет после написания романа «Жизнь и судьба» и через 25 лет после его публикации в России, совершенно очевидно, что Василий Гроссман – выдающийся русский прозаик 20-го века и автор главной книги о Великой Отечественной войне – эпопеи, вместившей нацистские и сталинские лагеря, застенки Лубянки и окопы Сталинграда. Подчеркнуто простое название «Жизнь и судьба» стало за эти годы, почти как толстовское «Война и мир», широко употребляемой формулой даже для тех, кто не читал романа.

Нечего и говорить о том, что стоит набрать имя Василия Гроссмана в интернет-поиске – и откроются тысячи ссылок на публикации самого писателя, на статьи и книги, посвященные его творчеству. В 1990-е годы роман «Жизнь и судьба» был включен в школьную программу по литературе и до сих остается в списках книг, рекомендованных для внеклассного чтения.

Однако, говоря о значении творчества Гроссмана в сегодняшней России, нельзя не учитывать того, как исковеркана была в связи с арестом и запретом рукописи его романа «Жизнь и судьба» судьба и самого писателя, как на многие годы было смещено место Гроссмана в сознании российского читателя. Ведь если вокруг имени Александра Солженицына стоял шум, и программный рассказ «Один день в жизни Ивана Денисовича» был в 1962-ом году все-таки напечатан, если остальное его вещи, в том числе и «Архипелаг ГУЛАГ»«Архипелаг Гулаг» был опубликован во Франции в 1973, в 1970 Александр Солженицын получил Нобелевскую премию.,распространялись в самиздате (как и знаменитые «Колымские рассказы» Варлама Шаламова), то важнейшая книга Гроссмана стала доступна читателям фактически в конце 1980-х годов, через 28 лет после его создания. А до этого – лишь молчание, слухи и разговоры в узком кругу литераторов о том, что романа больше не существует, все копии арестованы КГБ и, вероятно, уничтожены. (Только повесть «Все течет», опубликованная в 1970 году в Германии, курсировала в самиздате, но и ее читателями становились очень и очень немногие). 

В статье, которую Василий Гроссман посвятил своему другу, замечательному писателю Андрею Платонову, он в 1960 году писал:

«Известность писателя не всегда находится в полном и справедливом соответствии с его действительным значением и местом в литературе. Время – генеральный прокурор в делах о незаслуженной литературной славе. Но время – не враг истинным ценностям литературы, а разумный и добрый друг им, спокойный и верный хранитель».

Когда Гроссман писал эти строки, он, несомненно, думал и о своей судьбе в литературе, о том, какой роман он сам в это время отнес в редакцию журнала «Знамя», и какие это может иметь последствия (несмотря на хрущевскую «оттепель», и 20-ый съезд КПСС, на котором был осужден так называемый культ личности Сталина). Именно благодаря этой дальновидности Гроссмана, спрятавшего несколько экземпляров, рукопись книги была сохранена.

 Да, слова Гроссмана о Платонове можно сегодня отнести к нему самому, его место в русской литературе, и значение, прежде всего, его главной книги, не вызывает сомнений, но возникает другой вопрос – «о добром друге времени». Сегодня можно только гадать о том, как могла воздействовать на тогдашних читателей эта книга, которая пришла к ним с таким опозданием. Возможно, эффект и в самом деле был бы огромным. Ведь в этом романе дан глубокий анализ советского прошлого, а тогда, в начале 60-х (и мало кто понимал это лучше Гроссмана), жажда правды и тяга к осознанию сталинской эпохи ощущались в обществе с невиданной до тех пор силой. (Это время, которое принято называть «оттепельным», можно сравнить лишь с началом перестройки – когда стал, наконец, доступен и роман «Жизнь и судьба»). Но правда о прошлом доходила до людей по сути лишь в художественной форме – фактически только литература оказалась способна (хоть и в подполье) преодолевать запреты и табу советской цензурыСамым важным «историческим» текстом , конечно, был доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях», прочитанный на ХХ-м съезде КПСС(1956). Полный текст этого доклада был опубликован много лет спустя, только во время перестройки, а тогда, в 1956 -ом, читался лишь партийному и общественному активу. Тем не менее, даже в этой форме он вызвал тектонические процессы в общественном сознании.. Ни история, ни философия, ни другие формы искусства, не могли сравниться в тот момент с ролью и значением литературы для осознания советским обществом своей «жизни и судьбы». А если говорить в этом смысле о Гроссмане, то он очень далеко ушел вперед от еще робких попыток литературы дать ответы на вопросы, которых так ждало общество. Ни прогремевшая тогда книга Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), ни другие очерки и рассказы «оттепельной» литературы, появлявшиеся, прежде всего, на страницах прогрессивного литературно-художественного журнала «Новый мир», никак не могли сравниться с романом Гроссмана: ни по глубине и широте изображения жизни, ни по тем выводам, к которым он приводил своего читателяЛучше всего об этом свидетельствуют слова главного идеолога страны Михаила Суслова (1902–1982,) члена Политбюро, Президиума ЦК КПСС и секретарь ЦК КПСС (1947–82), который сказал Гроссману, что его роман может быть напечатан не раньше, чем через 200 лет.. И был ли, в самом деле, тогдашний советский читатель готов к тому, чтобы воспринять проводимую Гроссманом в романе «Жизнь и судьба» параллель между нацизмом и сталинской системой, как это происходит в сцене разговора эсэсовца Лисса со старым большевиком Мостовским в немецком концлагере, в котором тот убеждает его в сходстве двух схватившихся в смертельной схватке режимов? Как бы там ни было, Гроссман намного опередил историческую мысль в тогдашней России, и нет ничего равного по осознанию сталинской эпохи и войны, что можно было бы в это время поставить рядом с его романом.

Сегодня в России любят повторять фразу о том, что «история не знает сослагательного наклонения», но нельзя не задумываться над тем, что если бы после 20-го съезда КПСС в 1956 году историческое развитие пошло иным путем, если бы процесс работы над прошлым и его критическая оценка стали бы углубляться, если бы были опубликованы секретные материалы партийной комиссии ЦК КПССДоклад Н. С. Хрущева о культе личности Сталина на ХХ съезде КПСС , Москва , стр.185 -234., которые она представила Президиуму ЦК после просмотра многих секретных документовГде уже была приведена и некоторая статистика по политическим репрессиям, раскрывался в какой-то мере и приказ НКВД 00447 от 30 июля 1937-го, ставший сигналом к началу массовых репрессий, давший старт Большому террору., если бы все это стало доступно тогда, а не спустя еще 35-40 лет, возможно, сегодня уровень общественного самосознания были бы иным.

Однако процесс, как известно, пошел иным образом, гораздо медленнее, противоречивее, а потом и вовсе захлебнулся и повернул вспять. Учитывая тогдашние общественно-политические условия, едва ли могло быть иначе. И все-таки вопросы, которые возникли после 20 съезда, требовали ответов, и их дал Гроссман в своей, к несчастью, не дошедшей тогда до читателя книге.

Но и сегодня роман Гроссмана – это важнейший ключ к тому, чего так не хватает российскому обществу – понимания и глубокой рефлексии в оценке не только войны, но и всей советской эпохи. Сегодняшние смутные, противоречивые, часто непримиримые и не складывающиеся в общий пазл представления российского общества о войне, связанны именно с отсутствием понимания характера системы и психологии тогдашних людей. Это отчетливо проявляется не только в агрессивной мифологизации войны, в использовании победы для реабилитации Сталина, но и в бесконечном потоке паразитирующего на военной и «сталинской» теме псевдо-исторического и псевдо-документального китча. Особенно яркий пример – это появляющиеся в последнее десятилетие в большом количестве телевизионные сериалы, которые создают фальшивую картину эпохи (даже если в основе их лежит порой хороший литературный источник). Эта фальшь проявляется отнюдь не только в глянцевой цветной картинке, в фальшивом антураже, состоящем из новенькой с иголочки бутафорской военной формы и крепдешиновых платьев, которых даже близко не было у тех , кого изображают актеры с откормленными и гладкими лицами, но, прежде всего, в глубочайшем незнании ими и режиссерами характеров и мотивов поведения этих людей. (Даже в пользовавшейся большим успехом театральной постановке романа «Жизнь и судьба», осуществленной в 2007 году в Санкт-Петербурге известным театральным режиссером Львом Додиным многие фигуры романа из-за игры актеров казались неестественными, картонными, звучащими фальшиво персонажами).

 Сегодняшняя актуальность «Жизни и судьбы» как раз и заключается в том, что в романе Госсмана содержится ответ на один из главных вопросов сегодняшнего дня, обращенных в прошлое: как могла сочетаться жестокость и бесчеловечность сталинского режима с настоящим народным пониманием необходимости победы над нацизмом? В нем есть и ответ всем тем, кто все последние годы стремится соединить эту победу с именем Сталина. Предвидя, что вопрос о роли Сталина будет оставаться ключевым в оценке Отечественной войны, Гроссман в двух небольших сценах романа, где присутствует Сталин (а не его голос, или вездесущая «тень») дает прямой ответ на вопрос – кто и как узурпировал плоды добытой с таким трудом и с такой кровью в Сталинграде победы. И что эта победа будет означать и для стран восточной Европы, и для заключенных ГУЛАГа, и для калмыков, чеченцев и других народов, которым предстояло пережить депортацию.

В романе Гроссмана есть ответы на многие трудные и до сих пор вызывающие ожесточенные споры вопросы – и главный из них, конечно, это вопрос о цене победы. Сталинград в романе становится символом этой цены.

Гроссман рисует поразительно многомерную и многоплановую картину жизни огромной страны в одной из самых напряженных точек ее истории, глубоко проникая в саму суть сталинской системы, в психологию людей, принадлежавших к самым разным социальным слоям – от одинокой старухи в далекой деревне, до члена Военного Совета фронта или самого Сталина.

Нарушая очень многие табу, возникшие в военные и послевоенные годы, Гроссман пишет об антисемитизме, бурно расцветшем во время войны – и тут тоже возникает подспудное сопоставление двух тоталитарных режимов. И знаменитое письмо матери, одно из ключевых мест романа, до сих пор звучит как нарушенное молчание и табуированная память – потому что в нем описывалось поведение «своих» – соседей и знакомых по отношению к евреям, отправляемым на их глазах в гетто. Сегодня, когда письмо матери часто читают актеры на вечерах, посвященных датам Холокоста, после того, как в Москве в театре Марка Розовского был поставлен моноспектакль, – эти страницы романа стали наиболее известным литературным примером . Но тут снова нельзя не вспомнить о том, какое впечатление на читателя могли бы произвести эти эпизоды книги, если бы роман Гроссмана дошел до аудитории в то время, когда эта тема была еще такой близкой и такой болезненной. С тех пор прошло много лет, но история массового уничтожения евреев так и остается вытесненной и так по-настоящему и не освоена и не усвоена российским обществом. (Неслучайно и знаменитая «Черная книга», документировавшая преступления нацистов против евреев, которую Василий Гроссман готовил вместе с Ильей Эренбургом во время войны, появилась также, как «Жизнь и судьба», много лет спустя лишь во время перестройки и с тех пор не переиздавалась)Черная книга. Вильнюс 1993..

В романе есть и другие примеры поразительного проникновения в исторический материал, который также до сих пор сильно мифологизирован и существует в массовом сознании как черно-белая картинка. Это немецкий концлагерь – где с одной стороны должны быть эсэсовцы – с другой стороны, их жертвы, узники концлагерей. Но Гроссман пишет о том, что казалось уж во всяком случае в эпоху написания романа – непредставимым – о том, что Примо Леви называл «серой зоной», о непримиримой вражде между самими узниками, о том, как и в нацистском концлагере ортодоксы и сталинисты продолжают вести борьбу за чистоту своих рядов, посылая на смерть тех, кто явно ведет себя независимо и не разделяет их догматических взглядов, кто и в лагере пытается быть свободным человеком. С 90-х годов, когда открылись архивы в Восточной ГерманииСм. Lutz Niethammer. Der 'gesäuberte' Antifaschismus. Die SED und die roten Kapos von Buchenwald. Dokumente. Berlin 2001., стала совершенно очевидной правота Гроссмана, который, не имея доступа ни к каким документам, хорошо знал этих людей, их сталинскую беспощадность к тем, кто казался им идейными врагам, и точно описал логику их поведения, и показав то, что сегодня очень многие не хотят и не могут признать. Но это лишь один из многих примеров глубочайшего знания Гроссманом эпохи и людей, живших в ней, которые так важны сегодня.

12 октября 2012
Ирина Щербакова. Роман «Жизнь и судьба» – 50 лет спустя

Похожие материалы

26 июня 2009
26 июня 2009
С раннего детства, каждый раз во время прогулки мимо прадедовских тополей мне рассказывали их историю, а я каждый раз ворчала, что все это слышала уже сто раз. Собирая материал для этой работы, я пожалела, что ни разу не прислушалась. Я поняла, что эта моя работа не конец истории, а только начало моего расследования.
24 июня 2009
24 июня 2009
В нашей семье мирно уживаются люди разных национальностей: евреи, украинцы, молдаване. Я в этой работе рассказываю историю еврейской ветви семьи Нейманов.
22 января 2015
22 января 2015
До Второй мировой войны члены религиозной общины квакеров спасли жизнь тысячам людей. Они действовали столь деликатно, что об этом едва ли известно и по сей день.
22 декабря 2011
22 декабря 2011
Большой проект журнала «Новое литературное обозрение», посвященный «августам как высшим точкам социальных бифуркаций ХХ века» (августы 1914, 1939, 1945, 1968, 1991 годов), приглашает авторов

Последние материалы