Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
9 июня 2011

Юбилейный номер журнала Osteuropa «Образы старости» (о сегодняшнем положении участников войны) вышел на русском языке

Один из ведущих немецких академических журналов Osteuropa выпустил к 65-летию окончания Второй мировой войны номер, посвященный старости. Здесь были собраны воспоминания о войне, исследования по демографии и политике по отношению к пожилым людям (в том числе в России и на территории постсоветского пространства). Теперь (спустя год) этот специальный выпуск доступен  и на русском языке.

Напомним, что журнал Osteuropa уже выпускал к предыдущему крупному юбилею (60-летию окончания Второй мировой войны) номер, поднимающий ряд болезненных вопросов, связанных с памятью о войне. Специальный номер был издан и в России совместно с российским гуманитарным журналом «Неприкосновенный запас» и позже появился в виде книги – «Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа».

Номер журнала Osteuropa 5/2010 «Образы старости», избранные статьи которого теперь опубликованы на русском языке в совместном издании Osteuropa & «Весь мир» («В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика». Москва, 2011), также посвящен негероической сфере – старости. Памятная дата представляется авторам не торжественным символом победы, а поводом для размышлений – не только и не столько о самом прошлом, сколько о его последствиях и отражении в сегодняшнем дне.

Юбилей 2010-го года, по словам редакторов, «вероятно станет последней круглой датой для многих современников тех лет в Восточной Европе: ветеранов тыла, участников партизанских движений, подневольных рабочих, узников гетто, жертв холокоста и других преступлений национал-социалистического режима. Это миллионы пожилых людей. Как они живут, в какой социальной обстановке, каким медицинским обеспечением пользуются и каково их положение в обществе?»

Однако исследования, связанные со старостью, несмотря на очевидный социальный аспект, продолжают оставаться историческими. Ведь «положение стариков в обществе» – не только строка в успешной (или неуспешной) программе социальной политики государства, но и один из итогов (возможно, важнейший) Второй мировой войны.

Изданием русскоязычной версии специального номера Osteuropa авторы и редакторы надеются инициировать общественную дискуссию о социальных проблемах и политике в отношении пожилых людей в Беларуси, России и Украине.

«В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика». Osteuropa & «Весь мир». Москва, 2011 (тираж 1000 экз.)

Дополнительные материалы:

9 июня 2011
Юбилейный номер журнала Osteuropa «Образы старости» (о сегодняшнем положении участников войны) вышел на русском языке

Похожие материалы

3 февраля 2013
3 февраля 2013
Книга Тимоти Снайдера «Кровавые земли. Европа между Гитлером и Сталиным» вызвала грандиозный международный резонанс. Даже те, кто критикует его за недостаток четкости и слишком далеко заходящее отождествление национал-социализма и сталинизма, отдают ему должное за способности к научному синтезу, состоящему в умении соотнести результаты бесчисленных детальных исследований, открыв к ним доступ широкой общественности. Между тем конструкт Снайдера сформирован на основе описаний массовых политических преступлений, которые были собраны автором без четкой аналитической основы.
18 мая 2010
18 мая 2010
19 мая в музее им. Сахарова покажут документальный фильм «Неизвестный солдат», в котором запечатлены различные реакции немцев на выставки фотографий вермахта
6 марта 2012
6 марта 2012
59 лет назад умер Сталин. Некролог британской газеты The Times интересен тем, что с одной стороны, представляет безусловно западный взгляд на советского диктатора. С другой – этот взгляд подправлен тематически – «о мёртвых либо ничего, либо хорошо». Вдобавок в 1953 г. западные журналисты не располагали полной картиной ужасов ГУЛАГа, а последствия насильственного коммунизма в ряде европейских стран только предстояло пережить.

Последние материалы