Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
7 февраля 2010

28 января 1936 года. Статья «Сумбур вместо музыки»

ru.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Появление в газете «Правда» редакционной статьи «Сумбур вместо музыки» (об опере «Леди Макбет Мценского уезда») в январе 1936-го года положило начало новой эре в советском искусстве. Революционная авангардная культура стала синонимом «формализма» и «натурализма». Ей на смену пришла новая государственная, «усреднённая» культура, соответствовавшая идеалам «партийности».

Статья в «Правде» была редакционной, а значит анонимной:

«По законам жанра анонимные авторы скрывали свои фамилии, но за ними всегда стояло официальное «мнение» высшего партийного руководства или самого Сталина» (с.94). 

Вероятным её автором мог быть Сталин, или его «уполномоченный интерпретатор» – Платон Керженцев, председатель Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР – ключевая фигура в событиях вокруг официальной культуры тех лет. Анонимность, декларативность статьи не предполагали никакой возможности «ответа», полемики или свободной дискуссии вокруг её текста. Советская культура институциализировалась, перестраивалась под нужды сталинской «культурной революции». Подчёркнуто важным оказался и тот факт, что громогласный Аноним в «Сумбуре вместо музыки» клеймил именно оперу Шостаковича – самого значимого композитора своего времени.
 
Четырежды повторённое в первых трёх предложениях статьи слово «хороший» (хорошая музыка, хорошие песни, хорошая инструментальная музыка, хорошие оперы) подразумевало под собой «соцреализм» как единственно правильный метод художественного изображения мира. Параллельно «огосударствлению» подвергался сам процесс творчества, которому следовало перейти

 на индустриальную производственную основу (с.24)

Вместо «сумбура» установился «порядок».
Логическим продолжением нового «порядка» стал Большой террор. 
 
Все цитаты приведены по книге: 
Л. Максименков. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция. 1936-1938. М., 1997.

Дополнительные материалы

7 февраля 2010
28 января 1936 года. Статья «Сумбур вместо музыки»

Похожие материалы

7 ноября 2014
7 ноября 2014
Имена и судьбы многих героев Сталинграда мы уже никогда не узнаем. В числе защитников цитадели на Волге был и уроженец Троицка, школьный учитель и мой двоюродный дед – Бари Саитович Гизатуллин
11 марта 2013
11 марта 2013
Статья директора фонда и мемориального комплекса Бухенвальд и Миттельбау-Дора Ф. Книгге о том, как в современном обществе возможно всё-таки извлекать уроки из прошлого.
28 октября 2014
28 октября 2014
Материалы конференции, прошедшей на Историко-филологическом факультете РГГУ 15 мая 2014 года. Полностью они опубликованы в сборнике «Как говорить о войне: от 1940-х к 1970-м, от 1970-х к 2000-м. Борис Васильев, «лейтенантская проза», стихи и кино о войне» (Москва, 2014). Мы благодарны авторам докладов, разрешившим опубликовать их также и на нашем сайте. Помимо докладов, мы публикуем материалы обсуждения с филологами, детьми фронтовиков, о том, как у них дома воспринимались книги и кино о войне.

Последние материалы