Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
17 февраля 2010

Григорий Шведов. Дети прошлого – дети настоящего

Дети прошлого – дети настоящего 

Григорий Шведов, главный редактор “Кавказского узла”, общество “Мемориал”

Общество “Мемориал” работает на Кавказе с 1990 года – в Нагорном Карабахе, Южной и Северной Осетии, Ингушетии, Чечне.

В этом регионе, на столь малом фрагменте политической карты, год от года происходят чудовищные преступления и массовые нарушения прав человека. События 2004 года будут вписаны в хронику этих тяжелых дат.

Поначалу “Мемориал” лишь откликался на беду, стремился помочь людям, обеспечить им хотя бы минимальную юридическую поддержку, не позволить замолчать преступления сильных и страдания слабых.

Сегодня мемориальские правозащитники работают в Чечне, собирая и распространяя информацию о скрытой от общества войне, помогают беженцам, находящимся в зоне конфликта и за ее пределами, защищают людей в судах, выпускают доклады и книги о нарушениях прав, поддерживают общественное антивоенное движение.

Последние несколько лет мы задаем себе вопрос: можно ли сделать хоть что-то, кроме сбора и распространения информации о военных преступлениях и помощи их жертвам? Можем ли мы не только реагировать, но и попытаться хоть чуть-чуть улучшить жизнь самого нуждающегося в поддержке народа?

В этом году “Мемориал” выпустил сборник сказок на чеченском языке. Руководитель одной из основных правозащитных программ “Мемориала” Светлана Ганнушкина, благодаря которой эта книжка вышла в свет, рассказывала, что издание вызвало смятение при досмотре на блокпосту. Прочесть текст военные не могли, а по инструкции, наверное, все издания на чеченском языке заведомо считаются пропагандой терроризма.

С детьми лучше всего говорить на языке сказки. Но и к “взрослому” российскому обществу надо перестать обращаться на нашем “правозащитном наречии”. Для этого три года назад был придуман проект, который дорос до уровня полноценного СМИ – “Кавказский узел”. По адресу http://kavkaz.memo.ru ежедневно публикуются материалы о том, что происходит в 19 регионах Кавказа, с точки зрения разных СМИ и общественных организаций. Довольно скоро мы поняли, что работать только в Интернете недостаточно. Хотя количество постоянных читателей “Кавказского узла” растет с каждым месяцем и уже сейчас порой сопоставимо с общим числом посетителей правозащитных сайтов, нам стало ясно, что необходимо больше работать “в поле”. “Кавказский узел” стал проводить грантовые конкурсы для региональных общественных организаций, мониторинги наиболее значимых событий, выпускать книги и брошюры.

Мы попытались преодолеть безразличие российских граждан к проблемам Чечни – правозащитники из нескольких регионов стажировались в мемориальских приемных Назрани и Грозного. Вернувшись домой, они сумели найти нужные слова, для того чтобы хотя бы немного повлиять на сообщества Перми, Рязани, Сыктывкара. Сорок дискуссий было проведено в разных частях России, масштабная кампания организована в Рязани. Вносить в сознание сограждан хотя бы простую мысль о том, что война в Чечне – общая беда, было и будет непросто.

В ежегодном Всероссийском школьном конкурсе “Человек в истории. Россия – XX век” не могли участвовать дети из так называемых “горячих точек”. Дети, которые лишены даже самого необходимого для учебы, обучаются в палаточных школах лагерей беженцев или в неотапливаемых классах, конечно, не могли писать исследовательские работы. Что мы, общественная организация, можем сделать для них?

Мы хотели, чтобы с помощью мемориальского конкурса чеченские школьники ощутили себя не только частью населения, принадлежащего к территориальной и национальной общности, но и частью единого исторического пространства. Общего пространства, в котором молодые исследователи из Братска, Владимира или Ухты изучают современную историю. Для этого нам было необходимо оказать лишь дополнительную методическую и организационную поддержку школьникам и их учителям.

28 августа мы с коллегами оказались на похоронах в Серноводске, поселке в часе езды от Грозного. Хоронили мирного жителя, раненного в собственном дворе, а затем убитого ОМОНом прямо в больнице. Лица женщин – сестер, матери, вдовы, соседок – выражали не только скорбь. А через три дня, 1 сентября, более тысячи человек были захвачены террористами в осетинской школе города Беслан, сотни детей и взрослых погибли. Весь мир видел лица женщин, дежуривших все это время вокруг школы. Лица матерей очень похожи. Описать их я не берусь. Их боль, негодование и гнев обязательно усвоятся сыновьями и дочерьми.

Детская психика очень восприимчива. Даже те дети, которые видели события в Беслане по телевизору или слышали серноводскую историю от родственников, вряд ли забудут эти события. Что говорить о тех, кто стал участником этих или подобных трагедий.

Авторы полутораста школьных работ постарались не только не забыть, но и разобраться в истории своего народа. Разобраться в прошлом, которое буквально на глазах становится настоящим. Общим настоящим всего человечества, а не только маленькой Чечни или большой России. Помочь им в этом и было нашей задачей.

17 февраля 2010
Григорий Шведов. Дети прошлого – дети настоящего