Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
17 февраля 2010

Мадина Гуражова. Мы пережили три войны

Мы пережили три войны 

Мадина Гуражова. г. Грозный, школа N 27, 11-й класс  
 
Я живу в городе Грозном уже около пятнадцати лет. Я и моя семья пережили три войны.
 
Когда началась первая война, в 1994 году, вся наша семья переехала в Ингушетию к нашим родным. В нашей семье всего пять человек: я, мама, папа, сестры Марина (ей пятнадцать лет) и Хеда (ей два года). Хеда – моя младшая сестра, ее тогда еще не было. Она появилась в нашей семье в 2001 году.
 
Хотя мы и не видели, что происходит в городе, но мы чувствовали, как там стреляют, убивают невинных людей. Когда мы уезжали, мы попали под обстрел. Это было ужасно. Мертвые дети, женщины, старики, а над нами летали самолеты. С помощью Аллаха мы проехали этот путь без потерь.
 
Папа и мама приехали в город, когда здесь уже было чуть спокойнее. Когда меня и мою сестру Марину привезли домой, то мы не узнали свой родной город. По дороге домой на полях лежали мертвые коровы, собаки, кошки, куры.
 
Все наши родные жили раньше в городе – мой дедушка, моя бабушка, дяди и тети. Мой дедушка вспоминал, каким был город – высокие красивые здания, кинотеатры, цирк, клубы, как много было людей, молодежи, как они всегда ходили в театр, кино. А сейчас мой дедушка не хочет переезжать обратно в город, потому что здесь опасно находиться, здесь ничего не осталось, все разрушено.
 
Когда началась вторая война, в 1999 году, она была для меня самой мучительной, ужасной. В первый день войны[1] я, моя сестра Марина и все мои друзья возвращались домой из школы. Над нами летели самолеты, потом был взрыв недалеко от нас. Мы в ужасе добрались до нашего дома. Дома никого не было, мама была на работе, она учительница младших классов, папа тоже был на работе, он шофер. Через некоторое время мы пошли чистить бомбоубежище, но оно нам не понадобилось. С каждым днем было все хуже и хуже, на мой город падали бомбы, снаряды.
 
На третий день меня, мою сестру Марину посадили в автобус, а мои родители остались в городе. В этот день на моих глазах убивали людей, плакали дети, женщины и старики, уводили наших парней. В одну женщину с ребенком попал осколок, было много крови, они скончались мгновенно, никто не подошел к ним, все боялись.
 
Автобус, который ехал перед нами, был подорван[2], но мы остались в живых. Наконец мы добрались до наших родных. Этот путь был очень трудным. Мы зашли к незнакомым людям, чтобы переночевать. Все наши родные живут в Ингушетии, только наша семья живет здесь, в городе Грозном. Я не хочу уезжать из города, потому что я здесь родилась, здесь жили наши предки. Я – ингушка по национальности, но я очень люблю чеченский народ. Дом моего дедушки, который находился в поселке Катаяма, разрушен. В школе N 49 учился мой папа, потом я, но эта школа тоже пострадала от этой войны. Теперь мы переехали, и я учусь в школе N 27. Недавно мы поехали на олимпиаду. Я и мои друзья попали под обстрел в самом центре города, где бывает много народа. Люди сразу разбежались, все были напуганы.
 
Я думаю, все люди, весь народ Чечни, который пережил войну в Чечне, запомнит это навсегда. И я хочу, чтобы те люди, которые прочитают это сочинение, поняли, что нам надоело жить среди разрушенных зданий, без света, без транспорта, без воды. Вечером, когда наши ученики учатся, они практически ничего не видят, утром то же самое – приходим мы в школу, ничего не видно, темно в классах.
Но теперь мой город Грозный постепенно возрождается, построены новые здания. Я надеюсь, что этот город будет когда-нибудь процветать.


Комментарии
[1]Скорее всего, 21 сентября
[2]“Автобус, который ехал перед нами, был подорван…” – 24 сентября 1999 года самолеты федеральной авиации нанесли удар по трассе Ростов-Баку в районе села Самашки, погибли восемь пассажиров автобуса (из доклада Amnesty International “Российская Федерация: Чеченская Республика”, ноябрь 1999 года).

 

 

17 февраля 2010
Мадина Гуражова. Мы пережили три войны