Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
17 февраля 2010

Заурбек Каимов. Мой прадедушка Абдул-Кадир Каимов

Мой прадедушка Абдул-Кадир Каимов

Заурбек Каимов, г. Грозный, школа N 57, 10-й класс

Тейп, или род Каимовых, был самым многочисленным в маленьком селе Рогун-Кажа[1]. Это село находится в нескольких километрах от районного центра, села Ножай-Юрт. Костяк рода Каимовых составляли три брата. Я хочу рассказать о моем прадедушке по отцовской линии. 

Абдул-Кадир Каимов был настоящим человеком в истории.

Революция 1917 года застала его в своем родном ауле. Вести о свершившемся перевороте достигли и далекого горного аула, далекого от политики. Всю свою жизнь мой прадед говорил, что в его жизни самыми безмятежными и счастливыми были только 1918–1924 годы. Это объяснялось тем, что в это время он был юн и молод. В это время вайнахи жили свободно. Основными законами были адаты, которые и регулировали жизнь внутри аула, и решали внутритейповые вопросы. Были налажены отношения между горцами и терскими казаками. Вайнахи занимались хозяйством, образ жизни их устраивал.

Но грянуло новое время: время перемен. Шло новое покорение Кавказа. Основными декретами, принятыми на I Всероссийском съезде советов, были Декреты о мире и о земле. Мира хотели все, а земли требовали те, у кого ее никогда не было. У горцев мало земли, поэтому у них к ней такое трепетное отношение. Каждый чеченец знал, что другой земли нет и нигде не будет. Закон гор гласил, что нельзя отдавать свой клочок земли, но и нельзя зариться на соседский участок. Играя на этих человеческих чувствах, большевики сеяли хаос в обществе.

Миссионеры Советской России быстро находили «своих» людей, которые не работали и не хотели трудиться, праздно шатались в нищете. Эти люди были основой советов, которые продвигались в горах Чечни.

Мой прадедушка вспоминал, что Рогун-Кажа было утопающее в зелени горное село, земля родила все, что в нее было посеяно. В далекие 20-е годы он понимал, что к власти пришли люди, у которых нет Бога, им нечего было терять, даже совесть и честь.

Но жизнь в селе шла своим чередом. Мой прадедушка учился арабской грамоте. В те времена знание языка почиталось, чтение Корана являлось признаком грамотности.

После завершения осенне-полевых работ на широко раскинувшейся поляне Рогун-Кажи-ари, рядом с незамерзающей речкой Ямансу, устраивали ловзар[2]. Основные события развивались в центре поляны. Мужчины, женщины и девушки образовывали огромный круг: с одной стороны – мужчины, с другой — женщины и девушки. В первом ряду у мужчин сидели старейшины, гости, за ними стояла молодежь. У женщин все наоборот – в первом ряду сидели молодые девушки. На одном из таких гуляний мой прадедушка познакомился со своей будущей женой – голубоглазой блондинкой Маржан. Они поженились в 1926 году, Абдул-Кадиру было 14 лет, а Маржан – 14 лет и 2 месяца. Это была любовь на всю жизнь. Моя мама рассказывала про эпизод, увиденный ею в 1995 году. 

Она вспоминает: в первую антитеррористическую кампанию[3] наша семья, жившая в Грозном, переехала в Рогун-Кажа. В небольшой комнате в постели лежала тяжелобольная Маржан. В морозный вечер приехал на один день Абдул-Кадир (он жил у другого сына, в селе Бильтой-Юрт[4]). Все собрались вокруг прадедушки, спрашивая о его житье-бытье. И вдруг, не встававшая месяцами, моя прабабушка, держась за кровать, переползла к дедушке на нары. Все были удивлены, смутился мой прадедушка, а Маржан улыбалась. Надо было видеть ее глаза, полные счастья и восторга. 

Вот такой короткий миг счастья.

1920–1930-е годы вошли в историю Чечни как годы усмирения. В 1925 году были осуществлены воздушные бомбардировки 16 населенных пунктов и более 100 подвергнуто артобстрелу. Сжигались и конфисковывались дома «бандитов», «кулаков» и духовенства.

В годы коллективизации государство приняло план сдачи сельхозпродукции. Цифры были нереальными. Кроме того, каждая семья облагалась денежным дворовым налогом. По мере создания государства Советов все сконцентрировалось в руках ревкомов. Приклеивались ярлыки: кулак, враг, бандит, вредитель, спекулянт. Ситуация ухудшалась с каждым днем. Обобществлялось все, даже домашняя птица. Этот период пережили не только чеченцы, но и все народы бывшего СССР. Создавалось равенство в бедности. Кулаками становились те, кто от ранней зари до вечера трудился на своих наделах, кому “богатство” доставалось через пот и кровь. Сносились мечети. Весной 1929 года в Чечню, как и в Россию, пришли нищета, болезни, голод.

Абдул-Кадир был обвинен и посажен в Грозненскую тюрьму под Сунжей. Имущество и скот были конфискованы. Против произвола властей в Чечне в 1929 году произошло восстание. Всего зимой 1929/30 года было арестовано не менее 35 тысяч человек. В подавлении восстания участвовало пять дивизий, сводные отряды Владикавказского пехотного и Краснодарского кавалерийского училищ, три артиллерийских дивизиона, два полка горных стрелков, три эскадрона войск ГПУ. Восстание было подавлено. Власть Советов укрепилась.

Начало Отечественной войны 1941 года мой прадедушка встретил в родном селе. В 1941 году был призван в армию единственный брат Маржан, жены моего прадедушки, Мохмад. С фронта приходили письма, весточки… Мохмад пропал без вести. До самой смерти сёстры ждали своего единственного брата с фронта, хоть какой-нибудь весточки от него. К сожалению, не сохранились его письма к родным.

Чечню ожидали годы депортации.

В декабре 1943 года в Рогун-Кажа прибыли войска – целая рота. Жили они в домах сельчан. Каждый день ходили они по селу, делая какие-то отметки. Эти маневры проходили не только в одном селе, но и вокруг каждого населенного пункта. На каждых трех чеченцев и ингушей приходился один вооруженный до зубов военный.

По выселению жителей села Рогун-Кажа была проведена спецоперация. Операция началась по всей республике. С шести часов утра 27 февраля 1944 года входы и выходы в село были перекрыты. Каждая семья имела право взять любую одежду и один-два мешка муки. Семью Каимовых выгрузили в селе Ильичевка Узденского района Ошской области Киргизии.

Все долгие годы депортации наш народ жил с надеждой на возвращение на Родину.

В марте 1953 года умер Сталин. Вся страна была в трауре, но спецпереселенцы радовались этому событию. После смерти Сталина жизнь спецпереселенцев улучшилась. С лета 1953 года чеченцам и ингушам разрешили поступать в средние и высшие учебные заведения. В 1957 году началось возвращение в родные места.

В результате репрессий численность чеченцев и ингушей сильно сократилась. Так же пострадали и другие репрессированные народы СССР: балкарцы, греки, карачаевцы, калмыки, корейцы, крымские татары, немцы. Но все народы страдали – и русские в том числе.

Приехав в свое родное горное село, прадедушка учительствовал, работал в райкоме партии. Занимался подсобным хозяйством, воспитывал детей.

Пройдя через все тяготы и невзгоды, мой прадедушка не сник, а был полон жизни. Первая военная кампания 1994 года застала его глубоким стариком. Он ушел из жизни гордо и тихо, завещав нам, его внукам и правнукам, любовь к Даймохк[5], уважение к старшим, почитание традиций и обычаев чеченского народа.

Комментарии

[1] Горное село в Ножай-Юртовском районе

[2] Сельский праздник, в данном случае – праздник урожая, приуроченный к окончанию осенних полевых работ. 

[3] Официально вторая чеченская война называлась «контртеррористической операцией».

[4] Село в Гудермесском районе, “на плоскости”.

[5] К Родине, буквально – к «Стране отцов», к Отчизне
 


 

17 февраля 2010
Заурбек Каимов. Мой прадедушка Абдул-Кадир Каимов