Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
17 ноября 2009

«Какой из камней ты поднимешь…» – кинопоказ и симпозиум по Холокосту в Берлине

С 18 ноября по 5 декабря 2009 г. Институт культурологии Университета им. Гумбольдта (Берлин) совместно с кинозалом Хекеше Хёфе организуют показ фильмов «Какой из камней ты поднимешь…» – память о Холокосте в кино. 27 короткометражных, игровых и документальных фильмов из различных стран представляют необычный спектр работ с темой Холокоста в кинематографе.

Стихотворение Пауля Целана «Какой из камней ты поднимешь» («Welchen der Steine du hebst»), 1955, было выбрано в качестве названия кинопоказа, что, по замыслу организаторов, должно было помочь в преодолении трудностей, связанных с обращением к теме Холокоста. Камни, которые мы поднимаем, означают не только приоткрытие «миллионов воспоминаний» (Нелли Закс), но и, как пишет Целан, «обнажение» того, что «нуждается в охране из камней». Так часто происходит с отношением к теме Холокоста в искусстве или науке, когда быстро возникают трудно преодолимые границы – границы эмпатии, понимания, представления, а также вкуса. Несмотря на это режиссёры во всём мире уже более 60 лет пытаются разным образом приблизиться к этой теме. Они не только вносят вклад в преодоление прошлого и создание коллективных воспоминаний, но и формируют своими произведениями понимание истории, доступное широкой общественности – тем более, что медийные формы приобретают возрастающее значение с уходом поколения свидетелей и всё более редкой возможностью обратиться к их рассказам.

Выбранные фильмы сняты совсем в другом ключе, чем популярная кинопродукция на тему Холокоста – режиссёры, как правило, критично относятся к иконографическим образам (таким как, например, колючая проволока, железнодорожные вагоны, одежда заключённых) или поднимают вопросы о границах и возможностях самой памяти. Организаторы прежде всего стремятся показать, каким образом с течением времени меняются представленные в кино воспоминания о массовом уничтожениии, например, в восприятии палачей и жертв. Таким образом, каждый фильм отражает и своё время.

Кинопоказ завершится международным симпозимумом, который пройдёт с 3 по 5 декабря в Университете им. Гумбольдта (Берлин). Он будет посвящён в том числе и «разрывам» в киноамяти, а также теме преследования и уничтожения цыган.

Более подробную информацию о симпозиуме можно посмотреть на немецком сайте http://www.film-erinnerung.de/

Информация – перевод «Уроков истории» с сайта http://www.lernen-aus-der-geschichte.de
 

17 ноября 2009
«Какой из камней ты поднимешь…» – кинопоказ и симпозиум по Холокосту в Берлине
Темы

Похожие материалы

3 марта 2014
3 марта 2014
10 февраля 2014 г. в Мемориале состоялся второй круглый стол из цикла мероприятий о юридическом и социальном положении жертв политических репрессий на постсоветском пространстве. С докладом о ситуации в современной Венгрии выступал историк, автор известной книги о будапештской осаде, специалист по истории спецслужб Венгрии Кристиан Унгвари.
15 мая 2009
15 мая 2009
29-30 сентября 1941 года в Бабьем Яру фашисты расстреляли 33 тысячи евреев, позже количество жертв увеличилось до 100 тысяч. Казалось бы, у власти не было причин скрывать эту трагедию, однако, начиная уже с официального сообщения Чрезвычайной государственной комиссии началось замалчивание того, что гитлеровцы уничтожают прежде всего евреев на оккупированной ими территории.
30 апреля 2009
30 апреля 2009
Дом-музей Анны Франк (Амстердам, Голландия) восстанавливает историю семьи Франк, а также их друзей (семьи Ван Пельс и Фрицца Пфеффера), скрывавшихся в конторе отца Анны, Отто Франка, от преследования со стороны нацистов, захвативших Голландию. В течение двух лет Анна писала дневник, в котором описывала всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день.
5 апреля 2016
5 апреля 2016
«Спилберг в „Списке Шиндлера“ предлагает нам интересный тезис о том, что кто угодно может стать героем. Мой тезис кажется мне гораздо более интересным: кто угодно может думать, что он герой». Эррол Моррис, режиссёр документального фильма «Мистер Смерть: взлёт и падение Фреда Лейхтера-младшего».

Последние материалы