Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Давка на Ходынском поле
Гулянья на Ходынке. Фото: pastvu.com

30 мая 1896 года на Ходынском поле во время массовых гуляний по случаю коронации императора Николая II произошла массовая давка, в которой погибло 1,3 тыс человек. Несколько сотен получили травмы разной степени тяжести. В историю это событие вошло как Ходынская катастрофа или просто Ходынка, а новоиспеченный император получил прозвище «Кровавый».

В конце мая 1896 года в Москве проходили торжественные мероприятия по случаю коронации Николая II и его супруги Александры Федоровны. Заканчивались торжества 30 мая, в этот день должны были пройти народные гулянья на Ходынском поле. Тогда оно находилось на окраине столицы и тогда представляло собой пустошь площадью около 1 квадратного километра. Само поле использовалось как учебный плац для войск московского гарнизона, но иногда на нем также проходили и массовые празднования. Например, в мае 1883 года там прошли народные гулянья по случаю коронации отца Николая II Александра III, которые посетили около 200 тысяч человек, обошлось без происшествий.

 Для увеселения публики на Ходынском поле поставили карусели, эстрады и балаганы. Также пришедших ждал «царский гостинец»: в него входили украшенная вензелями эмалированная кружка, фунтовая сайка, полфунта колбасы, вяземский пряник и бумажный мешочек с сладостями — карамелью, орехами и сухофруктами. Весь подарок, кроме сайки, упаковывался в ситцевый платок Прохоровской мануфактуры. Всего для бесплатной раздачи были заготовлены 400 тыс. «царских гостинцев», а также 30 тыс. ведер пива и 10 тыс. ведер меда. Для раздачи «царских гостинцев» было установлено 150 ларьков,а мед и пиво должны были наливать в 20 деревянных бараках. Охрана правопорядка была возложена на 1,8 тыс. полицейских. 

Сами гулянья должны были начаться в 10 утра, однако люди стали прибывать еще накануне, вечером предыдущего дня. Посмотреть на торжество стекались не только москвичи, но и жители соседних губерний. К утру 30-го мая на Ходынке собралось порядка 500 тысяч человек. 

Вот как описал события того дня известный репортер, корреспондент газеты «Русские ведомости» Владимир Гиляровский: 

Около 6 часов в толпе чаще и чаще стали раздаваться стоны и крики о спасении. Наконец, около нескольких средних палаток стало заметно волнение. Это толпа требовала у заведовавших буфетами артельщиков выдачи угощений. В двух-трех средних балаганах артельщики действительно стали раздавать узлы, между тем как в остальных раздача не производилась. У первых палаток крикнули «раздают», и огромная толпа хлынула влево, к тем буфетам, где раздавали. Страшные, душу раздирающие стоны и вопли огласили воздух… Напершая сзади толпа обрушила тысячи людей в ров, стоявшие в ямах были затоптаны… Несколько десятков казаков и часовые, охранявшие буфеты, были смяты и оттиснуты в поле, а пробравшиеся ранее в поле с противоположной стороны лезли за узлами, не пропуская входивших снаружи, и напиравшая толпа прижимала людей к буфетам и давила. Это продолжалось не более десяти мучительнейших минут… Стоны были слышны и возбуждали ужас даже на скаковом кругу, где в это время происходили еще работы. 

По официальным данным, общее число погибших при давке на Ходынском поле (на самом поле или вскоре после инцидента) составляет 1389 человек, еще несколько сот получили увечья. Сам император узнал о случившимся в тот же день около 10 часов утра, в своем дневнике он назвал произошедшее «великим грехом» и отметил, что «отвратительное впечатление осталось от этого известия». Однако отменять коронационные торжества из-за трагедии не стал, что вызвало серьезное возмущение в обществе. В последствии императорская семья пожертвовала в пользу пострадавших 80 тыс. рублей и посетила больницы, где были помещены раненые.

В 1906 году Константин Бальмонт написал стихотворение «Наш царь», которое заканчивалось словами «…Кто начал царствовать — Ходынкой, Тот кончит — встав на эшафот». Впоследствии эти слова оказались почти пророческими.

Последние материалы