Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом
Человек в истории.
Россия — ХХ век
18 мая 1928 года в Москве открылся суд над участниками «Дела об экономической контрреволюции в Донбассе». В историю этот процесс вошел как «Шахтинское дело» . Он стал первым крупным процессом в делах по так называемому «вредительству», организованных советской властью.
Свертывание НЭПа в конце 1920-х годов существенно ухудшило положение советской экономики, в том числе в промышленных отраслях. В мае 1927 года в поселке Шахты прошел массовой митинг рабочих угольной промышленности, вызванный введением нового коллективного договора, который повышал нормы выработки и понижал расценки, в результате чего реальная зарплата упала практически вдвое. После митинга в Шахтах прошли массовые аресты, были арестованы сотни горняков — от специалистов до сотрудников трестов.
В итоге под суд по делу «Об экономической контрреволюции в Донбассе» было отправлено 53 человека, среди которых — руководители «Донуголь» и Управления нового строительства Донбасса, пятеро директоров шахт и рудоуправлений, пять главных инженеров шахт и четыре немецких специалиста из AEG, которые работали в регионе и занимались наладками турбин и обучением советских рабочих. Последний факт привел к серьезному кризису в дипломатических отношениях между Советской Россией и Веймарской республикой.
Судебные заседания начались 18 мая 1928 года и проходили в колонном зале московского Дома Союзов. Горнякам были предъявлены обвинения в принадлежности к «контрреволюционной организации», которая якобы действовала с начала 1920-х годов в Шахтинском округе и других районах Донбасса, а также в Харькове и Москве, и была связана с европейскими антисоветскими центрами.
В газетах была развернута показательная кампания против обвиняемых. В ведущих изданиях страны вроде «Правды» и «Известий» печатались материалы, в которых существование «контрреволюционной организации» и «тайной группы» еще до окончания суда преподносилось как доказанный факт, а сами обвиняемые получили от газетчиков прозвище «вредителей». Судебный процесс же сопровождался демонстрациями, на которых требовали сурового наказания для преступников.
Несмотря на то, что в деле фактически отсутствовали улики, а само обвинение было построено на компрометирующих показаниях и самооговорах, 6 июля 1928 года Верховный суд СССР под председательством Андрея Вышинского приговорил одиннадцать человек к расстрелу. Впоследствии шестерым из них смягчили меру наказания. Большинство же обвиняемых были осуждены на длительное заключение от четырех до десяти лет. Из 53 подсудимых суд оправдал четверых, еще четверым определил меры наказания условно. В 2000 году Генеральной прокуратурой РФ все осужденные были реабилитированы за отсутствием состава преступления.
В дальнейшем «Шахтинское дело» послужило поводом к продолжительной кампании 1930-х годов против «вредителей», последних советская власть представляла как основных виновников проблем в экономике страны.