Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Аншлюс Австрии
Жители Вены приветствуют нацистские войска на улице / Фото: Wikimedia

13 марта 1938 года Австрия официально вошла в состав Третьего Рейха. Австрия стала первым государством, захваченным нацистской Германией. Несмотря на то, что завоевание прошло без единого выстрела и было поддержано местным населением, вплоть до 1980-х годов в стране бытовал политический лозунг «Австрия — первая жертва нацизма». 

С приходом к власти в Германии НСДАП объединение с Австрией стало частью официального курса внешней политики страны. С политической точки зрения это воплощало в жизнь идею объединения немецкого народа в рамках одного государства, популярную еще со времен Бисмарка. С практической — создавало удобный плацдарм для дальнейшего наступления в Юго-Восточной Европе и на Балканах, а также обеспечивало для этого ресурсы.

В самой Австрии идеи об объединении были не менее популярны, чем в Германии, поэтому нацисты сначала пытались действовать «мягко» — просто спонсировать своих австрийских сторонников. Однако эта идея потерпела крах, когда в 1933 году: канцлер Энгельберт Дольфус, пользуясь поддержкой венского кардинала Инницера, распустил парламент и провозгласил «корпоративную диктатуру» — австрийский вариант итальянского фашизма. Новое правительство запретило деятельность коммунистов и нацистов. 

25 июля 1934 года нацисты совершили первую попытку аншлюса. Около полутора сотен членов СС, переодетых в австрийскую военную форму, ворвались в федеральную канцелярию, где ранили и захватили Энгельберта Дольфуса, требуя подписать документ о передаче власти, однако тот отказался. В итоге раненого в шею канцлера просто бросили умирать от потери крови.

После смерти Дольфуса власть перешла к его заместителю, доктору Курту фон Шушнигу, который, как и предыдущий канцлер, выступал за независимость Австрии. Однако в конце 1930-х резко изменилась политическая обстановка — западные державы стали рассматривать захват Австрии не как акт агрессии и ревизию Версальского договора 1919 года, а как шаг по пути к «умиротворению» набирающей силы Германии. К тому же, Италия вошла в «Антикоминтерновский пакт», одним из ключевых условий которого было невмешательство в австро-германские отношения. 

12 февраля 1938 года Курт фон Шушниг встретился с Адольфом Гитлером в его резиденции Берхтесгаден. Под угрозой немедленного военного вторжения австрийский канцлер был вынужден подписать документ, включавший в том числе такие пункты как амнистия для арестованных нацистов и назначение нациста Артура Зейсс-Инкварта министром внутренних дел и начальником сыскной полиции. 

Понимая, что аншлюс — всего лишь дело времени, Шушниг 9 марта объявил, что в ближайшее воскресенье, 13 марта пройдет плебисцит, где австрийцы смогут проголосовать по вопросу о независимости государства. Из-за неуверенности в исходе голосования, в ответ Германия начала мобилизацию, а австрийскому канцлеру был предъявлен ультиматум: отмена голосования, уход в отставку и передача управление государством нацисту Зейсс-Инкварту. 11 марта Шушниг выступил на радио, где сообщил о своей отставке. В ночь с 11 на 12 марта 1938 года германские войска, заранее сосредоточенные на границе, вошли на территорию Австрии. Новое австрийское правительство выпустило приказ не оказывать сопротивления германским войскам. Сам Гитлер въехал в Австрию через родной город Браунау и город его юности Линц, где выступил перед народом с балкона старой ратуши. Вечером 13 марта фюрер торжественно въехал в Вену. В тот же день был опубликован закон «О воссоединении Австрии с Германской империей». Согласно нему Австрия становилась одной из земель Германской империи под названием «Остмарк». 

После Второй Мировой войны и вплоть до 1980 годов в Австрии была популярна политическая доктрина «Австрия — первая жертва нацизма», согласно которой австрийцы были невольными жертвами гитлеровского режима и потому также как и жители других захваченных стран не несут ответственности за преступления.

Последние материалы