Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Штурм дворца Амина
Дворец во время штурма со стороны правого крыла / Wikimedia

27 декабря 1979 года, ровно 40 лет назад, советский спецназ всего за 40 минут взял штурмом дворец «Тадж-бек» в столице Афганистана Кабуле. Эта операция более известна как «Шторм-333» или «Штурм дворца Амина». 

В начале 1970-х Афганистан вступил в эпоху государственных переворотов. В июле 1973 года бывший уже на тот момент премьер-министр страны Мухаммед Дауд возглавил путч, который привел к свержению короля Захир-шаха. Режим Дауда продержался всего пять лет — в апреле 1978 года оппозиция устроила новый переворот и власть в стране перешла к Народно-демократической партии Афганистана во главе Нуром Мохаммадом Тараки. Однако уже в сентябре следующего года вследствие внутрипартийной борьбы Такари был убит и власть перешла к его коллеге по партии Хафизуллу Амину.

Официально Амин занимал должность генерального секретаря ЦК НДПА , однако по факту установил единоличную диктатуру. Следуя примеру предшественников, он продолжил политические репрессии против консервативного духовенства и армии. Параллельно он проводил чистки в государственном аппарате и НДПА, убирая всех потенциальных противников.

СССР имел давние дружественные отношения с Афганистаном, поэтому в Союзе внимательно следили за событиями, происходящими в соседнем государстве. Несмотря на то, что Амин (как и Тараки) официально заявил о лояльности к СССР и построении в Афганистане социалистического общества, в Союзе к его режиму относились скептически. Самопровозглашенный лидер не пользовался популярностью в народе, и его положение было шатким. К тому же у КГБ были основания полагать, что Амин ведёт двойную игру и сотрудничает с ЦРУ. Опасаясь прихода к власти в Афганистане сил, враждебных СССР, 12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло секретное постановление «К положению в „А“». Суть его сводилась к тому, что необходимо устранить Хафизуллу Амина, на его место поставить Бабрака Кармаля, ещё одного деятеля НДПА, который на тот момент находился в эмиграции по политическим причинам. При разработке спецоперации было решено использовать просьбы самого Амина о советской военной помощи, которые он неоднократно посылал в Москву. 

С согласия афганского правительства в ночь на 25 декабря началась переброска советских войск и тяжелой техники в Афганистан. К решению задачи привлекались отряды спецназа «Гром» и «Зенит», ряд подразделений из состава воздушно-десантных войск, а также 154-й отдельный отряд специального назначения, более известный как «мусульманский батальон». В него отбирались только военнослужащие трёх национальностей, коренных для Афганистана — узбеки, таджики и туркмены. «Мусульманскому батальону» отводилась особая роль. Часть военнослужащих за несколько дней до штурма под видом защиты Амина стала охранять дворец. 

Вечером 27 декабря советский спецназ начал штурм дворца «Тадж-бек», который Хафизулла Амин использовал в качестве личной резиденции. Дворец был построен в 1920-годах в юго-западной части Кабула для королевской семьи и представлял собой хорошо защищенное сооружение на возвышенности. Охрана афганского лидера насчитывала около двух тысяч человек, не считая военной техники. 

За несколько часов до штурма советская сторона попыталась решить задачу «более мирным» путем: Хафизулла Амина отравили. Однако попытка не увенчалась успехом, его откачали советские врачи, прибывшие на вызов. 

Генерал-майор и исследователь афганской войны Александр Ляховский в своей книге «Трагедия и доблесть Афгана» пишет, что штурм дворца Амина начался в четверть восьмого вечера. Сначала по зданию открыли огонь зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4 «Шилки», затем автоматические гранатометы АГС-17 стали стрелять по расположению танкового батальона, не давая экипажам подойти к танкам. Спецназ же разделился на две части — группа «Зенит» контролировала подступы ко дворцу, а «Гром» непосредственно штурмовала здание. 

Вся спецоперация заняла около 40 минут. Во время штурма погибли сам Хафизулла Амин, два его сына. Потери среди солдат и офицеров охраны афганского лидера неизвестны. Советская сторона, по разным данным, потеряла от 11 до 14 человек, хотя некоторые исследователи считают что число погибших может достигать нескольких десятков. 

После штурма дворца «Тадж-бек» и смерти Хафизуллы Амина власть в Афганистане перешла к Бабраку Кармалю. Радиостанция Кабула передала записанное на пленку обращение нового лидера к народам Афганистана, в котором он сообщил о случившимся. Кармаль стал генеральным секретарем НДПА и оставался на этой должности во время полномасштабного вторжения советских войск в Афганистан, которое вскоре началось. В 1986 году, после прихода Горбачева к власти в СССР, он был снят с должности и уехал в Москву, где и умер.

Последние материалы