Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Фото дня

 
«Сталинградская мадонна»

В Рождественскую ночь с 24 на 25 декабря 1942 года, сидя в окопе в окружении под Сталинградом, немецкий военный врач Курт Ройбер на оборотной стороне географической карты углем нарисовал Деву Марию с младенцем Иисусом Христом. Сейчас это рисунок известен «Сталинградская мадонна» и почитается некоторыми христианами как икона.

До войны уроженец немецкого города Кассель Курт Ройбер вел хоть и тихую, но не совсем обычную жизнь богобоязненного бюргера. Он успел получить два образования — теологическое и медицинское. И по полдня работал то в больнице, то церкви — в ней он исполнял обязанности протестантского пастора. Свободное время, которого было совсем немного, Ройбер посвящал рисованию.

В октябре 1939 года Курта Ройбера как врача призвали на военную службу. Он не одобрял идеологии национал-социализма, но посчитал, что именно на войне сможет быть полезнее всего. Летом 1941 года Ройбер оказался в составе 16-й танковой дивизии Вермахта на территории СССР. Здесь он как врач оказывал медицинскую помощь не только немецким солдатам, но и пленным и местному населению. Попутно он делал рисунки, которые вместе с письмами отсылал домой. Всего сохранилось около полутора сотен рисунков Ройбера. На них изображены советские пленные, женщины, старики и дети. 

«Мы ведем крестовый поход без креста. Нацизм и сталинизм — обе системы порождены сатаной», — так в письмах к жене Марте Курт Ройбер описывал вторжение нацистской германии в Советский Союз. 

Осенью 1942 года 16-й танковая дивизия принимала участие в Сталинградской битве. Уже к декабрю армия генерала Фридриха Паулюса попала в окружении. Положение немецких войск было катастрофическим — стали подходить к концу боеприпасы и горючее, а главное запасы провизии. В Рождественскую ночь 1942 года военный врач Курт Ройбер, сидя в холодной землянке, на оборотной стороне географической карты углем нарисовал Мадонну, которая прижимает к себе и укрывает своим широким плащом младенца Иисуса Христа. По бокам картины выведены слова на немецком языке: Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad («Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград»). 

В последнем письме жене Марте Ройбер написал, что картина — «символ того, что мы сейчас переживаем: Рождество перед лицом смерти. Мать, которая прячет в своем темном траурном платье светлоликое дитя… Ребенок рожден среди боли и затмевает своим светом всю темноту и скорбь… ». 

Сталинградская Мадонна вместе с письмом была вывезена на самолете командиром батальона, в котором служил Ройбер, и передана его семье. Сам врач, как и остальные немецкие солдаты и офицеры, выжившие в Сталинградском котле, попал в советский плен. Спустя год автор «Сталинградской мадонны» скончался в лагере для военнопленных в городе Елабуге. 

В конце 1980-х годов потомки Курта Ройбера предали рисунок Мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине, где он хранится и сейчас. В 1990 году «Сталинградскую мадонну» освятили представители разных христианских конфессий из трех европейских городов, которые сильно пострадали во время Второй мировой войны — настоятель англиканского собора святого Михаила в Ковентри (Великобритания), епископ из Берлина и архиепископ Вольский и Саратовский Пимен. Сейчас копии этой иконы — ее иногда еще называют «Дева Мария Примирения» или «Мадонна пленных» — находятся в нескольких десятках церквей Европы, в том числе и в католическом храме Святого Николая в Волгограде.

Последние материалы