Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Вторжение СССР в Польшу
Совместный парад вермахта и РККА в Бресте / Wikimedia

17 сентября 1939 года Советский Союз без объявления войны вступил на территорию Польши. В советской историографии эту военную кампанию было принято называть «Освободительным походом Красной армии в Западную Белоруссию и Западную Украину», сейчас используется более нейтральное Польский поход РККА, а на Западе эти события именуются «Советским вторжением в Польшу».

За две недели до Советского Союза — 1 сентября 1939 года — на территорию Польши вошли войска Третьего рейха. Это было сделано под предлогом защиты прав немецкого меньшинства и интересов Германии. За сутки до этого немцы устроили Глайвицкую провокацию. Сотрудники СС, переодетые в польскую военную форму, напали на радиостанцию в Глайвице и на польском языке в эфире сообщили, что Польша скором времени готовится начать войну против Германии.

Войска СССР вошли на территорию Польши, когда немцы уже вели бои за Варшаву. В ноте советского правительства, врученной утром 17 сентября 1939 года в Москве польскому послу, говорилось, что «Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили своё действие договоры, заключённые между СССР и Польшей», поэтому Красной армии был отдан приказ «перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии, Западной Украины».

Реальной же причиной вторжения в Польшу был пакт Молотова — Риббентропа, подписанный СССР и Третьим рейхом 23 августа 1939 года. Секретный дополнительный протокол к этому документу предусматривал разграничение сфер влияния между двумя государствами в Восточной Европе. В частности, западная часть Польши относилась к сфере интересов Германии, а восточная — СССР. Судьбу Польши как независимого государства предполагалось выяснить потом «в порядке дружественного обоюдного согласия».

Вторжение Красной армии стало для руководства Польши полной неожиданностью. Большая часть польской армии на тот момент была занята военными действиями против немцев. На восточной границе находились незначительные силы Корпуса Охраны Пограничья — около 340 тысяч военнослужащих, 540 орудий, 70 танков и около 160 самолётов. Войска же РККА, перешедшие польскую границу, включали в себя 620 тысяч военных, 4,7 тысяч танков и 3,3 тысячи самолётов.

Историк Нина Лебедева в своей работе «Четвертый раздел Польши и катынская трагедия» пишет, что в отношении РККА польская армия как правило выполняла приказ своего главнокомандующего Эдварда Рыдза-Смиглы, гласивший: «С Советами в бои не вступать, оказывать сопротивление только в случае попыток с их стороны разоружения наших частей… С немцами продолжать борьбу. Окруженные города должны сражаться. В случае, если подойдут советские войска, вести с ними переговоры с целью добиться вывода наших гарнизонов в Румынию и Венгрию».

За время своего почти двухнедельного похода (17—29 сентября 1939 года) Красная армия на своем пути не встретила почти никакого сопротивления. Более-менее крупные бои произошли только под городами Вильно (Вильнюс), Гродно, Львов (совместно с немцами) и поселком Шацк. 22 сентября в Бресте (Брест-Литовск) прошел совместный парад Вермахта и Советской армии.

За время боевых действий советская армия понесла потери 737 убитыми и 1 862 ранеными. С польской стороны — 3,5 тысячи военных и гражданских лиц, около 20 тысяч были ранены или пропали без вести.

Во время польской кампании Красная армия заняла территорию общей площадью в 190 тыс. кв. км. Позже они отошли к Украинской ССР и Белорусской ССР, а часть Виленского края с городом Вильно — к Литве.

Также были взяты плен более 240 тысяч военнослужащих польской армии. Уроженцев западной и центральной Польши передали Германии. Большую часть пленных из числа жителей присоединенных к СССР земель отпустили по домам. Однако около 25 тысяч рядового и младшего командного состава армии оставили как военнопленных. Через год их растеряли.

Последние материалы