Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом
Человек в истории.
Россия — ХХ век
9 сентября 1913 русский военный летчик Петр Нестеров впервые в истории выполнил фигуру высшего пилотажа в виде замкнутой петли — мертвую петлю. В России она также известна как петля Нестерова.
До Нестерова мертвая петля была рассчитана только теоретически на бумаге. Профессор Московского университета кафедры прикладной механики Николай Жуковский предположил, что таким образом можно решить вполне практическую задачу: вернуть самолет в устойчивое состояние при неблагоприятных метеоусловиях. Дело в том, что в то время летательные аппараты обладали маломощными двигателями, и резкий порыв ветра мог запросто опрокинуть самолет, что почти всегда приводило к авиакатастрофе и гибели членов экипажа.
К этому моменту уже не один летчик погиб, пытаясь совершить «воздушную петлю». Только французскому пилоту Адольфу Пегу 6 сентября 1913 года удалось нечто подобное, но он выполнил не замкнутую мертвую петлю, а скорее S-образную фигуру.
За успехами Пегу в России внимательно наблюдал военный летчик поручик Петр Нестеров. Возможность выполнения на самолете замкнутой кривой в вертикальной плоскости занимала его еще во время учебы в Михайловском артиллерийском училище. Он давно рассчитал, что мертвую петлю можно вполне безопасно описать по кругу радиусом в 25–30 метров, и в этом случае «отталкивающая вверх центробежная сила сумеет уравновесить силу тяжести самого аппарата и находящегося в нем летчика». Успехи француза подстегнули Нестерова проверить свои расчеты и выполнить этот сложный и смертельно опасный трюк.
9 сентября 1913 года над Сырецким полем под Киевом на самолете Ньюпор-4, оснащенным двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил, Петр Нестеров впервые в истории выполнил мертвую петлю.
«Со дня на день можно было ожидать, что он (Пегу — прим. ред.) опишет и мертвую петлю. Я понял, что если мне сейчас не удастся осуществить этой петли, все мои работы, мои труды окажутся потерянными даром. Не скрою, что перед этим полетом я до того волновался, что даже осенил себя крестным знамением. Наконец, я сел в аппарат, поднялся, достиг высоты около 1000 м и ринулся вниз. Я не испытывал никакого ощущения при этой петле. В эти несколько секунд, во время которых я описывал петлю, я был все время занят исключительно управлением аппарата и стремился сохранять необходимую высоту, чтобы в случае неудачного исхода моей попытки оказаться в состоянии выправить аппарат и благополучно опуститься вниз», — так впоследствии описал полет Нестеров в своей статье, опубликованной в 1914 году в военной газете «Русский инвалид».
Через год — 8 сентября 1914 года — штабс-капитан Петр Нестеров совершил первый воздушный таран в истории. Под Львовом около городка Жолква он протаранил австрийский самолет, который вел воздушную разведку передвижения русских войск. Этот полет стал для летчика роковым, он погиб от удара в ветровое стекло.
Сейчас имя Петра Нестерова носят десятки улиц и переулков в городах России, Украины и Белоруссии. Медалью Нестерова в России награждают военнослужащих ВВС, летный состав гражданской авиации и сотрудников авиационной промышленности, а кубок имени Нестерова Международная авиационная федерация вручает победителям первенства мира по высшему пилотажу.