Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом
Человек в истории.
Россия — ХХ век
15 сентября 1935 года на съезде НСДАП в Нюрнберге были приняты «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести», которые вошли в историю как Нюрнбергские расовые законы. Эти законодательные акты впоследствии стали юридической основой для систематического преследования евреев и других «не арийцев» в Германии.
Принятые в сентябре 1935 года законы были логичным продолжением официальной политики НСДАП, изложенной еще в программе «25 пунктов» в апреле 1920 года.
Первые законы, определявшие статус евреев в немецком обществе, были опубликованы почти сразу после прихода нацистов к власти в 1933 году, однако они касались исключительно общественной жизни. Так, за несколько лет евреи были исключены из государственной системы здравоохранения, потеряли государственные должности, были изгнаны из редакций газет и театров и даже отстранены от занятия сельским хозяйством.
Нюрнбергские расовые законы стали кульминацией расовой политики НСДП. Согласно «Закону о гражданине Рейха», гражданином Германии мог быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью». Такая формулировка лишала немецкого гражданства всех «не немцев». «Закон об охране германской крови и германской чести» формализовал вмешательство Третьего рейха в личную жизнь своих граждан. Он запрещал брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови». Заключенные до закона браки между немцами и евреями признавались недействительными.
Правда, в «Законе о гражданине Рейха» и «Законе об охране германской крови и германской чести» была небольшая брешь. Там не было прописано, кого именно следует считать евреем, а в Германии на тот момент проживало огромное количество граждан смешанного немецко-еврейского происхождения и евреев прохождения, не имеющих никакого отношения к иудейским общинам. Действовала, например, даже организация под названием «Объединение христианских граждан Рейха неарийского или не чисто арийского происхождения», в последствии переименованная в «Союз неарийских христиан Рейха».
В ноябре 1935 года была принята поправка к «Закону о гражданстве Рейха», которая определяла понятие «еврей». За основу определения степени «еврейства» нацистские законодательные органы взяли генеалогию семьи. Так, «полным евреем» признавался человек, у которого трое из дедушек и бабушек были евреями (причислялись к еврейской общине) или люди, имевшие двух еврейский дедушек и/или бабушек, если на момент вступления Нюрнбергских законов они были членами еврейских общин или состояли в браке с «полным евреем» .
Также вводилось такое понятие как «мишлинг» (полукровка). Мишлингом первой степени признавались граждане Германии, которые имели двух еврейских дедушек или бабушек, но не причисляли себя иудейскому народу. Те, кто причислял себя к иудейской общине, автоматически становились «полными евреями». Граждане, имевшие одного деда или бабушку еврейского происхождения, обозначались как мишлинги второй степени.
«Закон об охране германской крови и германской чести» тоже обогатился. Теперь там прописывались запреты на брачные отношения между жителями Германии арийского и не арийского происхождения в зависимости от степени «еврейства» последних. Так, немцы могли заключить брак только с мишлингами второй степени, и дети в этом случае признавались немцами. Полным евреям разрешалось строить брачные отношения только с мишлигами первой степени, ребенок считался евреем. Браки между мишлингами первой и второй степени были запрещены. Мишлингам второй степени разрешалось вступать в брак с друг с другом, дети также считались мишлингами второй степени. Браки между мишлингами первой степени были под запретом. Чуть позже этот закон также начал распространятся на цыган, чернокожих и их потомков.
Права как евреев, так и мишлингов неоднократно урезались по мере принятия дальнейших законов, пока власти Третьего рейха не приступили к «окончательному решению еврейского вопроса», результатом чего стала гибель примерно шести миллионов евреев.
О том, как жилось евреям в предвоенной Германии, красноречиво написала Труди Биргер в своей автобиографической книге «Завтра не наступит никогда»:
Мы с братом стояли, вцепившись в материнскую юбку, и слышали, как высокомерно и нагло нацисты разговаривают с моим отцом, как они его унижают. Он больше не был процветающим и уважаемым промышленником, он был для них просто «грязным евреем», а не высокообразованным и красноречивым гражданином, известным всему Франкфурту. «Грязный еврей». Любой болван в армейской форме мог избить его или даже убить, если бы ему этого захотелось.